Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обряды на Троицу






«Последний по времени весенний праздник — Троица—в большинстве мезенских деревень отмечался как церковный, почти не сохранивший языческих обрядов. К числу таковых можно отнести лишь соблюдавшийся во многих деревнях обычай освящать в церкви березовые ветки и вешать их в домах. Этот обычай был больше свойствен Лешуконскому р-ну. В большинстве деревень нижней Мезени Троица, можно сказать, не праздновалась как народный праздник. Недаром жители этих деревень часто говорили: «В нашей деревне Троицу не справляли, у нас другой престольный праздник». Исключение составляли лишь те деревни или села, где Троица являлась престольным праздником. В эту деревню съезжались к застолью родственники из других деревень, пели, танцевали, т. е. делали все то, что было положено делать в любой другой престольный праздник.
Несколько иная картина в исследованных деревнях Холмогорского р-на. Здесь в троицких обрядах можно наблюдать классические для этого цикла элементы. В день Троицы срубали березки и ставили их по три перед окнами домов. Девушки бросали венки в воду и пели:

У всех венки да поверх воды,
А мой утонул.
У всех дружки да с войны пришли,
А мой не пришел.

В этих деревнях на Троицу ходили к а могилы и поминали родителей, посыпая могилы зерном и крошками хлеба. Богаче, чем в мезенских деревнях, троицкие обряды и в деревнях по Пинеге. Здесь на Троицу купались, приговаривая:

Мне-то Троица велела,
Богородица приказала
Три раза купнуться,
Нырком пройти
И назад прийти.

В с. Кулогоре записан интересный приговор, относящийся к этому дню:

Троице поклон,
Маленьким божкам
Богородице поклон,
Всем по сапожкам.

Пинежские и холмогорские троицкие обряды приближаются по типу к подобным обрядам… На Троицу на реку ходили и в лес. На берегу яичницу делали, утром в самую Троицу. Накануне Троицы на березках вьюнки завивали, ленточками вьюнки перевязывали, каждая на себя. А сначала берез перед домом наставили. До яичницы срезали вьюнки и бросали в реку: если вьюнки несет, то хорошо. Говорили: «Прощайте вьюнки до следующего года. Если венок к берегу пристанет — плохо. Потом яичницу жарили, песни пели. Гуляли весь день, и все около реки». Удивляет столь бедное языческими обрядами празднование Троицы на Мезени, в быту которой, как уже говорилось, до сих пор сохранилось немало архаических черт. В какой-то мере это объяснимо климатическими условиями. Как известно, центральной фигурой троицкой обрядности является березка, с культом которой эти обряды и связаны. На Мезени же преобладают хвойные леса. В деревнях Лешуконского района ель появляется в качестве культового дерева. Это видно и в жнивном обряде «новизно», и в обычае украшать изображениями елочек бисерные повойники в некоторых деревнях этого района. Однако неправильно считать, что культ березы здесь был заменен культом ели. В том же Лешуконском р-не береза фигурирует в качестве троицкого дерева. Культ ели уживается с культом березы и в изученных районах Костромской обл.»1

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.