Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показателей в изучении коммерческой деятельности






ОБОБЩАЮЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ИЗУЧЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Обобщающие статистические показатели отражают количе­ственную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляют собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Эти статистические величины характеризу­ют объемы изучаемых процессов (численность работников, объем товарооборота), их уровни (например, уровень производительнос­ти труда работника торговли), соотношение (например, между про­давцами и другими категориями работников магазина) и т.д. В прак­тике исчисляются разнообразные статистические показатели, относящиеся ко многим сторонам жизни общества.

Статистические показатели, отображая экономические кате­гории, имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Качественная сторона показателя отражается в его со­держании безотносительно к конкретному размеру признака, например в раскрытии того, что представляют собой согласно экономической теории розничный товарооборот, издержки обра­щения и т.д. Количественная сторона статистического показате­ля - это его числовое значение. Например, объем розничного то­варооборота магазина в изучаемом году составил 10, 5 млн руб.

Статистические показатели выполняют ряд функций и преж­де всего познавательную и управленческую (контрольно-органи­заторскую). Однако некоторые из них (экономические), кроме того, выполняют стимулирующую функцию.

*Познавательная функция статистических показателей заклю­чается в том, что они характеризуют состояние и развитие изуча­емых явлений, направление и интенсивность процессов, проис­ходящих в обществе.

* Обобщающие показатели служат базой ана­лиза и прогнозирования социально-экономического развития отдельных районов, областей, регионов и страны в целом.

*Изучая количественную сторону явлений, познавая ее, экономист анали­зирует качественную сторону объекта, проникает в его сущность.

*Статистический показатель выполняет также важную управ­ленческую функцию, суть которой состоит в том, что он является важнейшим элементом процесса управления на всех его уровнях. В связи с переходом на рыночные отношения эта роль статисти­ческих показателей возрастает. Усиливается контроль за ходом выполнения договоров и другими сторонами деятельности пред­приятий, связанными с качеством обслуживания покупателей и экономическими результатами работы коллективов магазинов.

Многообразие функций и целей, которые выполняют статис­тические показатели, определяет их виды.

 

Показатели, исчисляе­мые в статистической практике, можно подразделить на груп­пы по следующим признакам:

1) по сущности изучаемых явлений. Статистические показа­тели бывают объемные, характеризующие размеры процессов(объем товарооборота), и качественные, выражающие собой ко­личественные соотношения, типичные свойства изучаемых сово­купностей (например, уровень производительности труда);

2) по степени агрегирования явлений. Статистические пока­затели подразделяются на индивидуальные, характеризующие единичные процессы, и обобщающие, отображающие совокуп­ность в целом или ее части;

3) в зависимости от характера изучаемых явлений. Среди ста­тистических показателей выделяют интервальные и моментные. Данные, выражающие развитие явлений за отдельные периоды времени, являются интервальными показателями, например то­варооборот за месяц, квартал, год. Они характеризуют процесс изменения признаков. К моментным показателям относят те из них, которые отражают состояние явления на определенную дату(момент). Это может быть величина товарных запасов, число пред­ приятий на начало или конец периода. Если показатели процесса (интервальные) можно суммировать, то данные, приведенные на конкретную дату, складывать чаще всего нецелесообразно.

Чтобы статистические показатели правильно отражали uзу­чаемые явления, необходимо выполнять следующие требования:

1) опираться при их построении на положения экономичес­кой теории, а также на статистическую методологию и опыт ста­тистических работ управления торговлей; стремиться к тому, что­бы показатели выражали сущность изучаемых явлений и давали им точную количественную оценку;

2) добиваться полноты информации как по охвату единиц изу­чаемого объекта, так и по комплексному отображению всех сто­рон протекаемого процесса;

3) обеспечивать сравнимость статистических показателей по­средством единообразия исходных данных в пространственном и временном отношениях, а также применяя одинаковые единицы измерения;

4) повышать степень точности исходной информации, на ос­нове которой исчисляются показатели, так как данные достовер­ны только в том случае, если они полностью совпадают с дей­ствительными размерами процессов, правильно характеризуют их содержание.

С достоверностью данных связано понятие точности, которую обычно отождествляют с областью неопределенности результата измерения, предполагающего допустимые пределы действитель­ного размера величины изучаемого явления. Это требование дополняется понятием надежности оценки точности, основы­вающейся на определенной степени вероятности, поскольку размер отклонений в пределах поля допуска всегда связан с ве­роятностью.

Статистические показатели, являясь отражением объективной действительности, взаимозависимы. Поэтому они обычно рассмат­риваются не отдельно друг от друга, а в определенной связи, по­скольку по одному показателю, характеризующему только одну или несколько сторон явления, нельзя составить цельное пред­ставление об изучаемом процессе. Например, для характеристи­ки деятельности магазина необходимо рассмотреть несколько показателей (объем товарооборота, основные фонды и др.), кото­рые, находясь в определенной взаимосвязи, и образуют систему статистических показателей.

 

 

В основе разработки систем показателей должны лежать глу­бокое знание сущности анализируемого объекта и четко сформу­лированная целевая установка процесса исследования с выделе­нием основного звена во всей совокупности показателей. В мага­зине важнейшим показателем, вокруг которого группируются другие, является товарооборот.

К требованиям научности систем показателей относится также взаимная их связь друг с другом, обусловленная логикой реальных процессов, протекаемых в тор­говле, содержанием коммерческой деятельности.

Системы статистических показателей имеют разный масштаб, например, они характеризуют деятельность магазина, ассо­циации, торговли района, области и т.д. Кроме того, выделяются подсистемы показателей, с помощью которых изучаются отдельные сферы деятельности предприятий отрасли, например подсистема показателей по труду, материальным ресурсам, фи­нансовым средствам и др.

Как бы ни была хороша система показателей, она не дает од­нозначной характеристики исследуемого объекта. Поэтому воз­никает потребность в поисках таких интегральных или комплек­сных показателей, которые бы отражали изучаемую совокупность в целом. В последнее время статистикой предложен целый ряд обобщающих показателей, например для оценки социально-эко­номической эффективности деятельности предприятий и качества их работы. Содержание названных и других показателей, методи­ка их расчета рассматриваются в других главах.

 

2. АБСОЛЮТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН

Абсолютные величины, выражающие размеры (уровни, объе­мы) явлений и процессов, получают в результате статистического наблюдения и сводки исходной информации. Их широко исполь­зуют в практике торговли, применяют в анализе и прогнозирова­нии коммерческой деятельности. На их основе составляют хозяй­ственные договоры, оценивают объем спроса на конкретные то­вары, изделия и т.д.

Практически статистическая информация начинает формиро­ваться с абсолютных величин, ими измеряются все стороны об­щественной жизни. Значение этих величин на современном этапе возрастает, поскольку необходимо знать и обеспечивать увязку товарных ресурсов с доходами населения, сбалансированность спроса покупателей на конкретные товары с возможностью их производства и т.д.

По способу выражения размеров изучаемых явлений абсолют­ные величины подразделяются на индивидуальные и суммарные, которые представляют собой один из видов обобщающих вели­чин.

Индивидуальными называют абсолютные статистичес­кие величины, характеризующие размеры признака у от­дельных единиц совокупности (например, размер заработ­ной платы отдельного работника, вклада гражданина в определенном банке и т.д.). Они получаются непосред­ственно в процессе статистического наблюдения и фикси­руются в первичных учетных документах.

В отличие от индивидуальных суммарные абсолютные статистические величины характеризуют итоговое значение признака по определенной совокупности объек­тов, охваченных статистическим наблюдением. Они явля­ются суммой количества единиц изучаемой совокупности (численность совокупности) или суммой значений варьи­рующего признака всех единиц совокупности (объем варь­ирующего признака).

Абсолютные величины - всегда числа именованные, имеющие определенную размерность, единицы измерения. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, денежные (стоимостные) и трудовые единицы измерения.

 

Нату­ральные единицы измерения в большинстве своем соответствуют природным или потребительским свойствам предмета, товара и выражаются в физических мерах веса, мерах длины и т.д. Так, продажа мяса измеряется в килограммах (кг), тоннах (т), жидких продуктов - в литрах (л), декалитрах (дкл), обуви - в парах.

Иногда одна натуральная единица измерения недостаточна для характеристики изучаемого явления. В подобных случаях исполь­зуют вторую единицу в сочетании с первой. Поэтому в практике натуральные единицы измерения могyт быть составными. Так, трудовые затраты в торговле измеряются числом работников и количеством человеко-часов (чел.-ч), человеко-дней (чел.-дн.), работа транспорта выражается в тонно-километрах (ткм). В ста­тистике применяют и условно натуральные единицы измерения

при суммировании количества различных товаров, продуктов.

Такие единицы получают, приводя различные натуральные еди­ницы к одной, принятой за основу, эталону.

Прuмер. В консервной промышленности емкость банки, рав­ной 353, 4 см3, принята за условную. Если завод выпустил 200 тыс. банок емкостью 858, 0 см3, то объем производства в пересчете на условную банку равен 480 тыс. (858, 0 см3: 353, 4 см3. 200 тыс.).

В статистике применяют и абсолют­ные показатели, выраженные в условно-натуральных еди­ницах измерения (например, различные виды топлива пе­ресчитываются в условное топливо, тракторы в парк - в эталонные тракторы).

Cтоймостныe единицы измерения используются, _на­пример, для выражения объема разнородной продукции в стоймостной (денежнoй) форме - рублях. В стоимостных единицах выражают валовой выпуск продукции, доходы населения и др­.

При использовании стоимостных измерителей прини­маютво внимание изменение цен с течением времени. Этот недостаток стоймостных измерите-лей пpeодолевают применением «неизменных» или «сопоставимых» цен од­ного и того же пeриода.

В трудовых единицах измерения (человеко-днях, чело­веко-часах) учитываются общие затраты труда на предпри­ятии, трудоемкость отдельных операций технологическо­го цикла. В практической деятельности торговли при отсутствии необ­ходимой информации абсолютные величины получают расчетным путем. Так, разность валового товарооборота и оптового равна размеру розничного оборота. Можно для этих целей использовать и балансовую взаимосвязь показателей товарооборота, характе­ризующую движение товаров: запасы на начало периода (З) плюс поступление товаров (П) равняются реализации (Р) плюс запасы товаров на конец периода (З). Например, запасы на начало пери­ода рассчитываем по схеме:

Зн=Р+Зк-П; или Зк=Зн+П-Р и т.д.

На рынках объем завезенных продуктов рассчитывают следу­ющим образом: количество привезенных мешков, ящиков, бочек умножают на вес каждого из них.

Прuмер. Вес картофеля в мешке составляет в среднем 50 кг, завезено их на рынок 1000 шт. Соответственно общий привоз этого продукта составит 50 т (50 кг. 1000 шт.).

 

--- ­

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.