Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИО____






Дата____________________________

            Сумма баллов   Нормы   Результат Группа профессий
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
7.                  
8.                  
9.                  
10.                  
11.                  
12.                  
13.                  
14.                  
15.                  
16.                  
17.                  
18.                  
19.                  
20.                  
                   

Бланк для опросника «За» и «против» - 2» (Каким?)

            Сумма баллов   Нормы   Результат Психологические качества и способности
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
7.                  
8.                  
9.                  
10.                  
11.                  
12.                  
                   

Бланк для опросника «За» и «против» - 3» (Зачем?)

            Сумма баллов   Нормы   Результат Преимущественные ценности и смыслы
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
7.                  
8.                  
                   

Примерные «нормы» для опросника «За» и «против» - 1»

Группа профессий Нормы для девушек Нормы для юношей
     
1. «Странствия», водители дальних рейсов, участники экспедиций + 4... + 7 + 2...+ 6
2. Наука: теоретики, методологи, экспериментаторы, лаборанты -1...+ 5 0...+ 4
3. Медицина: врачи, медсестры, са­нитары, тренеры + 1...+ 8 -1...+ 4
4. Торговля, сервис, коммунально-бытовое обслуживание + 5...+ 9 + 4...+ 9
5. Служение Богу: священники, мо­нахи и послушники -7...-1 -4...+ 1
6. Инженеры, конструкторы, про­граммисты + 1...+ 5 0...+ 6
7. «Герои»: армия, милиция, органы безопасности, спасатели, пожарники + 4...+ 8 + 3...+ 5
8. Артисты (театр, кино, эстрада, цирк), спортсмены-профессионалы 0...+ 5 -1...+ 4
9. Рабочие на производстве: станочни­ки, сборщики, слесари, операторы -1...+ 3 + 1...+ 5
10. Юристы: адвокаты, прокуроры, судьи, консультанты + 2...+ 8 + 2...+7
11. Тяжелое производство: шахтеры, металлурги, нефтяники, моряки -1...+ 7 + 1...+ 6
12. Бизнес, финансы: экономисты, бух­галтеры, бизнесмены, коммерсанты + 2...+ 6 + 4...+ 9
13. «Творцы»: архитекторы, худож­ники, писатели, композиторы + 1...+ 8 0...+ 4
14. Домашнее хозяйство: гувернантки, прислуга, телохранители + 1...+ 5 + 1...+ 6
15. Преступления: воры, взяточники, бандиты, вымогатели, предатели +6…+11 (+2...+7)[2] + 6...+ 11 (+3...+ 8)
16. Управление, менеджмент: руково­дители, инспекторы, чиновники 0...+ 6 + 1...+ 4
17. Бродяги попрошайки: бомжи, «цы­гане», профессиональные «нищие» + 3...+ 7 (-2...+ 2) + 5...+ 9 (-1...+ 4)
18. Крестьяне, агрономы, зоотехники, ветеринары, фермеры, механизаторы + 3...+ 3 -1...+ 4
19. Педагоги: психологи, социальные работники, тренеры, воспитатели + 4...+ 9 + 3...+ 7
20. Городской транспорт: водители так­си, автобуса, троллейбуса, трамвая, поездов метро + 1...+ 5 + 2...+ 5

Примерные «нормы» для опросника «За» и «против» - 2»

Психологические качества и способности Нормы для девушек Нормы для юношей
1. Аккуратность 0...+8 +3...+7
2. Воля, лидерство -1...+2 + 1...+4
3. Память, эрудиция +5...+8 +2...+5
4. Координация движений +5...+6 +4...+7
5. Логичность -2...+4 0...+7
6. Выносливость, физическая сила +4...+8 +2...+6
7. Внешние данные (красота, параметры) +2...+7 +3...+6
8. Умение общаться +8...+ 13 +5...+8
9. Нравственность, чувство долга +4...+ 10 +4...+9
10. Чувство красоты, эстетические способности +4...+10 + 1...+6
11. Предприимчивость, инициативность +4...+6 +2...+5
12. Жизненный опыт +3...+7 + 1...+4

Нормы для опросника «За» и «против» - 3»

Преимущественные ценности и смыслы Нормы для девушек Нормы для юношей
1. Деньги, богатство, комфорт 0...+7 +1...+7
2. Власть, влияние +5...+8 +2...+6
3. Здоровье 0...+7 0...+6
4. Азарт жизни, интересные события +8...+12 +4...+8
5. Духовный поиск +2...+8 -1...+3
6. Общение +4...+6 +2...+5
7. Престиж, известность +3...+7 +1...+4
8. Чувство полезности людям 0...+7 -1...+4

Обработка и анализ результатов всех опросников «За и против»

Целью обобщения результатов опросников «За» и «против» является определение соответствия между привлекательными группами профессий (результаты «За» и «против» - 1»), сформированностью тех или иных качеств клиента (результаты опросника «За» и «против» - 2») и ценностями клиента (результаты «За» и «против» - 3»).

Естественно, данное соответствие является очень приблизи­тельным и служит лишь дополнительной информацией для при­нятия окончательного решения. В данном случае важнее смодели­ровать с клиентом саму логику учета различных факторов в ходе профессионального выбора.

Общая схема определения соответствия между результатами трех частей опросника «За» и «против» такова:

Используется специальная «Таблица соответствия...».

В колонку «Результаты—1» выписываются итоговые баллы по всем 20 группам профессий (см. «Пример обобщения результа­тов").

По результатам опросника «За» и «против» - 2» определяется со­ответствие наиболее развитых качеств и наиболее привлекатель­ных профессий. Например, наиболее привлекательная группа про­фессий — «Торговля, сервис», а наиболее развитые качества — это «Аккуратность», «Координация движений», «Умение общать­ся», «Жизненный опыт». На пересечении группы профессий «Тор­говля, сервис» и названных наиболее развитых качеств подсчи­тываем все «плюсы» и общую их сумму выписываем в графе «Ре­зультат—2». В нашем примере сумма получилась бы «5 (пять) плю­сов».

Аналогично подсчитываются баллы по другим, наиболее при­влекательным профессиям.

В итоге можно посмотреть, насколько качества клиента позво­ляют ему быть «успешным» по разным привлекающим его про­фессиям.

Точно так же определяется соответствие привлекательных про­фессий и наиболее важных для клиента ценностей (по опроснику «За» и «против» - 3»), а все суммы соответствующих «плюсов» запи­сываются в графу «Результат—3».

Это также позволяет посмотреть, насколько те или иные при­влекательные профессии позволят клиенту реализовать важные для него ценности и смыслы.

Завершается работа общим подсчетом результатов по всем трем опросникам по графам «Результаты—1», «Результаты—2» и «Ре­зультаты—3». Итоговые результаты записывается в графу «Итого­вые результаты».

Все это позволяет не только выявить наиболее привлекательные для данного клиента группы профессий, но и ориентировочно оце­нить, насколько эти профессии выбираются с учетом развитости качеств клиента, а также, насколько эти профессии позволят ему реализовать свои основные смыслы и ожидания от данного труда.

 

Таблица соответствия групп профессий, качеств и ценностей (по опросникам 2 и 3 — одинаковая сумма плюсов = 10):

    Для опросника «За» и «против» -2» (Каким?)   Для опросника «За» и «против» –3» (Зачем?)    
Группа профессий – по опроснику «За» и «против» – 1» (Кем?) Результаты-1 Аккуратность Воля, лидерство Память, эрудиция Координация Логичность Выносливость Внешние данные Умение общаться Нравственность Чувство красоты Предприимчивость Жизненный опыт Результаты-2 Деньги, богатство Власть Здоровье Азарт жизни Духовный поиск Общение Престиж Чувство полезности Результаты-3 Итоговые рез-ты
Странствия     ++   +   ++   + +   + ++   +     ++ + ++ ++ ++    
Наука   + + ++   ++     ++ + +       + + +   +++ + ++ +    
Медицина   + +   ++   +   ++ ++     +     + + + + + ++ +++    
Торговля, сервис   +   + +   ++   ++     + +   ++ +   ++   +++ + +    
Служение Богу:     + +     + + ++ ++     ++   + ++ +   ++ + + ++    
Инженеры   ++   ++ + ++ + + +     +     ++ + +   + + + +++    
«Герои»     ++   +   ++   + ++   + +   + ++   +++ + +   ++    
Артисты       + +   +   ++   ++   +   + +   + ++ ++ ++ +    
Рабочие   ++ + + ++ + + ++ +       +   + + ++ +   ++   +++    
Юристы   + + ++   +     ++ ++     +   ++ +   + + ++ ++ +    
Тяжелое производство   + ++ + ++ + ++     +         +++     + + + + +++    
Бизнес, финансы   ++   +   ++     +     ++ ++   +++ ++   +   + ++ +    
«Творцы»   + + + + +       + ++   ++   + +   + +++ + ++ +    
Домашнее хозяйство   +   + + + ++   +   +   ++   + + +++     + + +++    
Преступления     +   ++   ++ + +     ++ +   ++ ++   +++ + + +      
Управление     ++ +   + +   ++ +   + +   ++ +++   +   + ++ +    
Бродяги, попрошайки     +     + ++   ++     ++ ++   +     +++ +++ +++        
Крестьяне   ++ +   +   ++   +     ++ +   + + +++ + + +   ++    
Педагоги, психологи     + ++     +   ++ ++ +   +     + + + +++ ++   ++    
Городской транспорт   + +   ++ + ++   +     + +   +     +++   ++ + +++    

 

Навчальне видання

 

Методичні вказівки

з дисципліни „Диференціальна психологія” до семінарських занять та самостійної роботи студентів

(для студентів спеціальності „Психологія” денної та заочної форм навчання)

 

Укладач Ольга Геннадіївна Лосієвська

 

Редактор

Техн. редактор Т.М.Кирпенко

 

Підписано в друк

Формат 60´ 84 1/16. Папір офсетний. Гарнітура Times.

Друк офсетний. Усл.печ.л.. Ксл.кр.-отт.. Уч.-изд.л..

Тираж екз. Іздат. №_____. Замовлення №_____. Ціна договірна.

 

 

Видавництво Східноукраїнського національного
університету імені Володимира Даля

91034, р. Луганськ,
кв.Молодежный, 20а

 

 

Ділянка оперативної поліграфії Східноукраїнського
національного університету імені Володимира Даля

91034, р. Луганськ, кв.Молодежный, 20а

 

Адреса редакції: 91034, р. Луганськ, кв.Молодежный, 20а

Телефон: 8 (0642) 46-13-04. Факс: 8 (0642)) 46-13-64

E-mail: root@vugu.lumsi.lugansk.ua

 


[1] Здесь и далее в скобках иногда будут указываться примеры провокационных комментариев психолога, заставляющие дополнительно задуматься учащихся и не идеализировать те или иные трудовые действия. Если приведенные примеры покажутся кому-то слишком «неприличными», то можно попробовать сказать об этом же какими-то иными словами, но так, чтобы подростки хотя бы поняли, о чем идет речь. В целом же размышления о профессиях должны быть полными, учитывающими различные аспекты профессионального труда, включая и не очень привлекательные...

[2] В скобках указаны старые (более точные) «нормы». Напомним, что произ­вольное увеличение норм вызвано необходимостью формирования у клиентов более оптимистичного отношения к своему будущему...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.