Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия, факторы, движущие силы психического развития






Реальность предметного мира: предметы природы и рукотворные предметы, система отношений человека к предметам. Реальность образно-знаковых систем: язык – средство идентификации предметов, чувств, поведения и т.д.; знаки-признаки – метка, отличие; знаки-копии – куклы, изображения животных и т.д.; знаки-символы – гербы, знаки отличия, маски, жесты; знаки-эталоны цвета, формы. Природная реальность: природа, земля. Реальность социального пространства: общение, человеческая деятельность, обязанности и права человека в обществе.

Биологический фактор (наследственность, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка). Социальный фактор (среда - ближайшее социальное окружение, общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения).

Противоречия: между потребностями и условиями; между потребностями и возможностями ребенка. Борьба между отживающим и нарождающимся.

Методические указания: выделить условия, факторы и движущие силы психического развития, уметь показать взаимосвязь биологических и социальных факторов и использовать полученные знания на практике.

Терминологический тезаурус: биологический фактор, внутриутробное развитие, движущие силы психического развития, наследственность, образно-знаковые системы, обучение, природная реальность, реальность социального пространства, среда, социальный фактор.

Контрольные вопросы:

1. Каковы условия психического развития?

2. Что является движущими силами психического развития?

3. Какие факторы определяют психическое развитие человека?

 

2.Соотношение развития и обучения

 

Развитие – переход растущего организма на более высокую ступень. Процесс формирования человека или личности, которая совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств в результате его социализации и воспитания. Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Связь содержания обучения и психического развития. Ведущая роль обучения в развитии ребенка. Зона ближайшего развития, зона актуального развития. Их теоретическое и практическое значение.

 

Методические указания: определить ведущую роль обучения в психическом развитии, уметь показать взаимосвязь процесса обучения и воспитания с процессом развития психики, четко усвоить понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» и их значение в процессе обучения.

 

Терминологический тезаурус: зона актуального развития, зона ближайшего развития, развитие, обучение.

Контрольные вопросы:

1. Какова роль обучения в психическом развитии ребенка?

2. Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития».

3. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.