Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 4 страница






Поэтому Церковь осознает - и в настоящее время с особенной ясностью - что эти два элемента послания, содержащегося в Магнификат, не только нельзя отделять друг от друга, но, более того, следует бережно сохранять то значение, которое «бедные» и «выбор в пользу бедных» имеют в слове Бога живого. Речь идет о темах и проблемах, тесно связанных с христианским смыслом свободы и освобождения. «Всецело зависящая от Бога и вся устремленная к Нему в порыве Своей веры, Мария рядом со Своим Сыном есть наисовершеннейшая икона свободы и освобождения человечества и вселенной. Именно на Марию должна взирать Церковь, Матерью и прообразом которой Она является, чтобы понять смысл собственной миссии во всей ее полноте»93.

ЧАСТЬ III
ПОСРЕДНИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ МАТЕРИ

1. Мария, Раба Господня

38. Церковь знает и учит, следуя св. Апостолу Павлу, что у нас один Посредник: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 5-6). «Материнское же служение Марии по отношению к людям никоим образом ни затемняет, ни умаляет этого единственного посредничества Христа, но являет его силу»94 - будучи посредничеством во Христе.

Церковь знает и учит, что «все спасительное воздействие Пресвятой Девы на людей исходит... из благоволения Божия, проистекает из преизобилия заслуг Христа, коренится в Его посредничестве, от Него всецело зависит и черпает в Нем же всю силу. Оно ни в коем случае не мешает непосредственному единению верующих со Христом, но, напротив, благоприятствует ему»95. Это «спасительное воздействие» подкрепляется Духом Святым, Который, подобно тому, как некогда осенил Деву Марию, полагая начало Ее Богоматеринству, и надалее непрестанно поддерживает Ее в Ее заботе о братьях и сестрах Ее Сына.

В действительности, посредническое служение Марии тесно связано с Ее материнством. Оно имеет специфически материнский характер, отличающий его от посредничества других сотворенных существ, которые различным, но всегда подчиненным образом принимают участие в единственном посредничестве Христа. Посредничество Марии есть также посредничество через участие96. Ибо, если «ни одно сотворенное существо никогда не может сравниться с воплощенным Словом и Искупителем», то, в то же время, «единственное посредничество Искупителя не исключает, но вызывает среди сотворенных существ многообразное, сообщаемое одним источником, содействие», так что «единая благодать Божия подлинно изливается на сотворенные существа различными способами»97.

Учение II Ватиканского Собора представляет истину о посредничестве Марии как участие в том едином источнике, которым является посредничество Самого Христа. Так мы читаем: «Церковь без колебаний исповедует это подчиненное служение Марии, знает о нем по непрестанному опыту и советует сердцам верных, опираясь на это материнское покровительство, еще теснее соединяться с Посредником и Спасителем»98. Служение Марии, о котором идет речь, - особое и исключительное. Оно вытекает из Ее Богоматеринства, и только на основе полной истины об этом материнстве может быть понято и прожито в вере. Так как Мария в силу Божественного избрания является земной Матерью Единосущного Отцу Сына и Его «особо возвышенной сподвижницей» в деле Искупления, Она также - «наша Мать по благодати»99. Это Ее служение представляет собой реальное измерение Ее присутствия в спасительной тайне Христа и Церкви.

39. С этой точки зрения необходимо еще раз взглянуть на основополагающее событие домостроительства спасения, то есть на Воплощение Слова в момент Благовещения. Знаменательно, что Мария, признавая в словах Божьего вестника волю Всевышнего и подчиняясь Его мощи, произносит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Первым актом послушания этому единственному посредничеству «между Богом и человеками» - посредничеству Иисуса Христа - является принятие Назаретской Девой материнства. Мария принимает избрание Божие, чтобы силою Духа Святого стать Матерью Сына Божия. Можно сказать, что это Ее согласие на материнство - прежде всего плод Ее полного предания Себя Богу в девстве. Мария приняла Свое избрание в качестве Матери Сына Божия, будучи подвигнута на это брачной любовью, всецело «посвящающей» человека Богу. Благодаря этой любви, Мария возжелала всегда и во всем «предать Себя Богу», живя в девстве. Слова «се, Раба Господня» являются выражением того, что Ее материнство было с самого начала Ею принято и понято как всецелое «дарование Себя», всего Своего существа ради служения спасительным замыслам Всевышнего. И до самого конца Ее материнское участие в жизни Ее Сына, Иисуса Христа отвечало Ее призванию к девству.

Материнство Марии, всецело проникнутое брачной любовью «Рабы Господней», составляет первое и основополагающее измерение того посредничества, которое касательно Ее Церковь исповедует и возвещает100 и которое рекомендует «сердцам верных», полагая в нем твердое упование. Ибо следует признать, что прежде всего Сам Бог, Предвечный Отец, доверился Деве из Назарета, отдавая Ей Своего Сына в тайне Воплощения. Ее избрание к высочайшему служению и достоинству Матери Сына Божия относится к самому соединению - на онтологическом уровне - двух природ в Ипостаси Слова (Unio hypostatica). Основополагающая реальность, определяющая собой Ее бытие как Матери Сына Божьего, - это Ее изначальная, всецелая открытость Христу, всему Его делу, всему Его посланию. Слова «Се, Раба Господня» свидетельствуют о духовной открытости Марии: в Ней любовь, присущая девству, и любовь, характерная для материнства, соединяются в совершенстве, переплетаясь и как-бы сливаясь в одно целое.

Поэтому Мария стала не только «Матерью-кормилицей» Сына Человеческого, но и «особо возвышенной перед другими сподвижницей»101101) Мессии и Искупителя. Как я уже говорил, Она шла путем веры, и на этом пути к подножию Креста, одновременно, посредством Ее действий и страданий осуществлялось Ее материнское сотрудничество с целой миссией Спасителя. На пути этого сотрудничества с посланием Своего Сына, Искупителя, само материнство Марии подверглось совершенно особому преображению, непрестанно преисполняясь все более «пламенеющей любовью» к тем, ради кого пришел Христос. Посредством сей пламенеющей любви, стремящейся вместе со Христом способствовать «восстановлению сверхъестественной жизни в душах»102, Мария Своим, Ей Одной присущим образом, вступила в единственное посредничество «между Богом и человеками» - посредничество Человека Иисуса Христа. Если Она Сама первой испытала на Себе сверхъестественное действие этого единственного посредничества - будучи названа «Благодатной» уже при Благовещении - то нужно сказать, что эта полнота благодати и сверхъестественной жизни особенно приуготовляла Ее к сотрудничеству со Христом, единым Посредником человеческого спасения. И таковое сотрудничество есть именно это посредничество, подчиненное посредничеству Христа.

В случае Марии имеет место посредничество особое и исключительное, основанное на Ее «благодатности», проявившейся в полной готовности к послушанию «Рабы Господней». В ответ на эту внутреннюю готовность Своей Матери, Иисус Христос все более уготовлял Ее к тому, чтобы Она стала для всех людей их «матерью по благодати». На это - по крайней мере, косвенно - указывают определенные детали, отмеченные синоптиками (ср. Лк 11, 28; 8, 20-21; Мк 3, 32-35; Мф 12, 47-50) и в еще большей степени - в Евангелии от Иоанна (ср. 2, 1-12; 19, 25-27), как я уже и упоминал. Особенно красноречивы в этом отношении слова Иисуса на Кресте, обращенные к Марии и Иоанну.

40. После событий Воскресения и Вознесения Мария вместе с апостолами вошла в Горницу и пребывала в ожидании Пятидесятницы, присутствуя там как Матерь Прославленного Господа. Она не только «следовала путем веры и верно хранила Свое единение с Сыном, до самого Креста», Она была той «Рабой Господней», Которую Ее Сын поставил в средоточии рождающейся Церкви как Матерь: «се, Матерь твоя». Так начала развиваться особая связь между сей Матерью и Церковью. Ведь рождающаяся Церковь была плодом Креста и Воскресения Ее Сына. Мария, изначально всецело посвятившая Себя Своему Сыну и Его делу, не могла не излить это Ее материнское дарование Самой Себя с самого начала на Церковь. По отшествии Ее Сына, Ее материнство продолжается в Церкви как материнское посредничество: ходатайствуя обо всех Своих детях, Матерь сотрудничает в спасительном деле Своего Сына, Искупителя мира. Собор учит, что «это Материнство Марии в домостроительстве благодати продолжается непрерывно... вплоть до вечного увенчания всех избранных»103. С искупительной смертью Ее Сына материнское посредничество Рабы Господней принимает универсальное измерение, ибо дело Искупления объемлет собой все человечество. Так особым образом проявляется действенность единого и универсального посредничества Христа «между Богом и человеками». Сотрудничество Марии, сохраняя характер подчиненности, участвует в универсальности посредничества Искупителя, Единственного Посредника. На это ясно указывается в вышеприведенных словах Собора.

«И по взятии на небо, - читаем мы далее, - Она не оставила этого спасительного служения, но Своим многообразным заступничеством продолжает содействовать нам в обретении даров вечного спасения»104. В этом духе «ходатайства», проявившемся впервые в Кане Галилейской, посредничество Марии продолжается в истории Церкви и мира. Читаем, что «Своей материнской любовью Она заботится о братьях Своего Сына, еще странствующих и находящихся среди опасностей и бедствий, пока они не придут в блаженную отчизну»105. Таким образом, материнство Марии непрестанно продолжается в Церкви как посредничество ходатайства, и Церковь выражает свою веру в эту истину, призывая Марию «как Заступницу, Помощницу, Споспешницу, Посредницу»106.

41. Через Свое посредничество, подчиненное посредничеству Искупителя, Мария в особой мере способствует единению Церкви странствующей с эсхатологической и небесной реальностью Общения Святых, поскольку Она Сама уже взята на небо107Истина о принятии Марии в небесную славу, провозглашенная Пием XII в качестве догмата веры, подтверждена Вторым Ватиканским Собором, выразившим веру Церкви в словах: «Наконец, Непорочная Дева, сохраненная непричастной всякой скверне первородного греха, завершив путь земной жизни, телом и душою взята была в небесную славу, и превознесена Господом как Царица вселенной, чтобы полнее уподобиться Своему Сыну, Господу господствующих (ср. Откр 19, 16) и Победителю греха и смерти»108. В этом учении Пий XII следовал Преданию, нашедшему множество различных выражений в истории Церкви, как на Востоке, так и на Западе.

Тайна Взятия на небо - это верховное исполнение в Марии всех действий единственного посредничества Христа, Искупителя мира и Воскресшего Господа: «Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор 15, 22-23). В тайне Взятия на небо выражена вера Церкви, согласно которой Мария соединена со Христом «тесными и нерасторжимыми узами», ибо если как Дева и Матерь Она была единственным в своем роде образом соединена с Ним в Его первом пришествии, то через Ее постоянное сотрудничество с Ним Она также соединена с Ним в ожидании второго; Ей, «удостоенной особо возвышенного искупления ради заслуг Своего Сына»109, также принадлежит специфически материнская роль посредницы милосердия в Его конечном пришествии, когда все, принадлежащие Христу, оживут и «последний же враг истребится - смерть» (1 Кор 15, 26)110.

С этим особым и исключительным возвышением преславной «Дщери Сиона»111 через Ее Взятие на небо связана тайна Ее вечной славы. Ибо Матерь Христа прославлена как «Царица вселенной»112. Она, назвавшая Себя в Благовещении «Рабой Господней», в течение всей Своей земной жизни осталась верной тому, что это имя означает. Этим Она подтвердила, что является истинной «ученицей» Христа, особо подчеркивающего дух служения, присущий Его миссии: Сын Человеческий «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 28). Таким образом, Мария стала первой из тех, которые, «служа Христу и в лице других,...смирением и терпением приводят своих братьев к Царю, служить Которому означает царствовать»113, и Она в полной мере достигла царственной свободы Христовых учеников: служить - означает царствовать!

«Христос, бывший послушным даже до смерти и потому превознесенный Отцом (ср. Флп 2, 8-9), вошел в славу Своего Царства. Ему подчинено все, покуда Он не отдаст Отцу Самого Себя и все сотворенное, чтобы Бог стал всем во всем (ср. 1 Кор 15, 27-28)»114. Мария, Раба Господня, участвует в этом Царстве Сына115 Слава служения остается царственным Ее достоинством, и после Взятия Ее на небо не прекращается Ее спасительное служение, выражающее Ее материнское посредничество «вплоть до вечного увенчания всех избранных»116. Таким образом, Мария, Которая «следовала путем веры и верно хранила Свое единение с Сыном, до самого Креста», сохраняет Свое единство с Ним и далее, пока Он Сам Себя Себя и все сотворенное не отдаст Отцу. Так, в Своем Взятии на небо Мария как бы окутана полнотой реальности Общения Святых и само Ее единение с Сыном во славе всецело устремлено к конечной полноте Царствия, когда «Бог будет все во всем».

И на этом этапе материнское посредничество Марии также не перестает быть подчиненным по отношению к Тому, Кто является Единым Посредником, вплоть до конечного осуществления «полноты времен», когда все воссоединится во Христе (ср. Еф 1, 10).

2. Мария в жизни Церкви и каждого христианина

42. В духе преемственности по отношению к Преданию, II Ватиканский Собор проливает новый свет на роль Матери Христа в жизни Церкви. «Пресвятая... Дева через дар и служение Богоматеринства, которые соединяют Ее с Сыном Искупителем, тесно связана и с Церковью через Свои благодатные дары и служение. Богородица - прообраз Церкви... в смысле веры, любви и совершенного единения со Христом»117. Ранее мы уже видели, что Мария с самого начала пребывает с апостолами в ожидании Пятидесятницы, и что, как «Блаженная Уверовавшая», Она из поколения в поколение присутствует в средоточии Церкви, на ее пути веры, являя Собой образец надежды, которая не постыжает (ср. Рим 5, 5).

Мария уверовала, что «совершится сказанное Ей от Господа». Будучи Девой, Она уверовала, что «зачнет во чреве и родит Сына» - «Святое», Которому приличествует имя «Сын Божий», имя «Иисус» (=Бог спасает). Как «Раба Господня», Она соблюла совершенную верность Сыну и Его посланию. Как Матерь, «веруя и послушествуя, Она родила на земле Самого Сына Отчего, причем не познав мужа, осененная Святым Духом»118.

По этой причине Мария «с полным основанием прославляется Церковью особым почитанием. И действительно, с древнейших времен Пресвятая Дева почитается под именем Богородицы, под защиту Которой верные прибегают с молитвой во всех своих опасностях и нуждах»119. Это почитание совершенно исключительно: оно объемлет и выражает собой глубокую связь между Матерью Христа и Церковью 120. Как Дева и Матерь, Мария остается для Церкви «вечным образцом». Следовательно, можно сказать, что, прежде всего в этом отношении, именно в качестве образца, или, точнее, «прототипа», Мария, присутствующая в тайне Христа, постоянно присутствует и в тайне Церкви. Ведь и Церковь «тоже по праву называется Матерью и Девой», и для этого имеются глубокие библейские и богословские основания121.

43. «Через принятое с верностью слово Божие» Церковь «сама становится Матерью» 122. Подобно Марии, Которая уверовала первой, принимая в Благовещении возвещенное Ей слово Божие и сохраняя ему верность во всех испытаниях, вплоть до Креста, так и Церковь становится Матерью, когда с верностью принимая слово Божие, «проповедью и крещением своих сынов, зачатых от Святого Духа и рожденных от Бога, она рождает к новой и бессмертной жизни»123. Эта «материнская» черта Церкви была с особой живостью выражена Апостолом язычников в словах: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал 4, 19). Эти слова святого Павла содержат интересное указание на то, что ранняя Церковь сознавала свое материнство, связанное с ее апостольским служением человечеству. Это осознание позволило Церкви, и позволяет далее, видеть тайну собственной жизни и послания в соотнесении с примером Матери Сына, «первородного между многими братьями» (ср. Рим 8, 29).

Можно сказать, что Церковь собственному своему материнству также учится у Марии: «созерцая Ее таинственную святость, подражая Ее любви и верно исполняя волю Отца»124, Церковь познает материнское измерение своего призвания, существенно связанное с ее таинственной природой. Именно потому, что Церковь является знамением и орудием внутреннего единения с Богом, она, животворимая Духом, «рождает» сыновей и дочерей всечеловеческой семьи к новой жизни во Христе. Ибо, как Мария служит тайне Воплощения, так и Церковь непрестанно служит тайне усыновления людей Богом по благодати.

Точно так же, по примеру Марии, Церковь остается девой, верной своему Жениху: «И сама она - дева, которая блюдет неповрежденной и чистой верность, данную Жениху»125. Ведь Церковь - Невеста Христова, как явствует из посланий апостола Павла (ср. Еф 5, 21-33; 2 Кор 11, 2), а также из выражения Иоанна: «Невеста Агнца» (Откр 21, 9). Если Церковь как Невеста «сохраняет обещанную ей верность Христу», эта верность, хотя она и становится в учении апостола образом брака (ср. Еф 5, 23-33), является в то же время и прообразом полного предания себя Богу в безбрачии «ради Царства небесного», в посвященном Богу девстве (ср. Мф 19, 11-12; 2 Кор 11, 2). Именно такое девство по примеру Назаретской Девы является источником особой духовной плодовитости, источником материнства в Духе Святом.

Церковь также хранит веру, принятую от Христа, - по примеру Марии, сохранявшей и слагавшей в Своем сердце все, что относилось к Божественному Ее Сыну (ср. Лк 2, 19. 51), и Церковь считает своим долгом сохранять слово Божие, с мудростью и рассудительностью исследовать его внутреннее богатство и в каждую эпоху верно свидетельствовать о нем перед людьми126.

44. В этом отношении Церковь сближается с Марией и старается Ей уподобиться: «Подражая Матери своего Господа, силою Святого Духа», Церковь «девственно хранит целостную веру, твердую надежду и искреннюю любовь»127. Мария, таким образом, присутствует в тайне Церкви как образец. Но тайна Церкви состоит также в том, что она «рождает людей к новой и бессмертной жизни»; это ее материнство в Духе Святом. И здесь Мария - не только образец и образ Церкви, Она - нечто большее. Ибо «Она содействует материнской любовью» рождению и воспитанию сынов и дочерей Матери-Церкви. Материнство Церкви осуществляет себя не только по образцу и образу Матери Божьей, но и при Ее «содействии». Церковь обильно черпает из этого «содействия» Марии - Ее особого материнского посредничества, поскольку Она уже на земле участвовала в рождении и воспитании сынов и дочерей Церкви как Матерь «Сына, Которого Бог поставил первородным между многими братиями»128.

«Содействует материнской любовью» - учит II Ватиканский Собор129. Здесь проступает истинное значение слов, сказанных Иисусом на Кресте Своей Матери: «Жено! се сын Твой», - и к Ученику: «се, Матерь твоя!» (Ин 19, 26-29). Эти слова определяют место Марии в жизни учеников Христа и выражают - как я уже говорил - новое материнство Матери Искупителя: духовное материнство, рождающееся из глубины Пасхальной тайны Искупителя мира. Это - материнство по благодати, ибо оно испрашивает дар Духа, пробуждающего к жизни новых детей Божьих, искупленных Жертвою Христовой, - Духа, Которого Мария вместе с Церковью приняла в день Пятидесятницы.

Это Ее материнство особенно ощущается и переживается христианским народом во время Святой Евхаристии - литургического празднования тайны Искупления - в которой Христос, Его истинное Тело, рожденное от Марии Девы, становится присутствующим.

По справедливости христианский народ в благочестии своем всегда усматривал глубокую связь между почитанием Пресвятой Девы и евхаристическим культом: это можно наблюдать как в западной, так и в восточной литургии, в традициях монашеских общин, в духовности современных христианских движений, в том числе молодежных, в пастырской деятельности, осуществляемой в местах особого Марианского почитания. Мария ведет верных к Евхаристии.

45. К сущности материнства относится то, что оно касается личности. Материнство всегда устанавливает единственное и неповторимое отношение двоих: матери и ребенка, ребенка и матери. И тогда, когда одна и та же женщина является матерью многих детей, ее личное отношение к каждому ребенку остается существенной чертой ее материнства. Каждое дитя порождено единственным и неповторимым образом, и это касается как матери, так и ребенка. Каждое дитя также единственным и неповторимым образом окружено материнской любовью, на которой покоится всякое человеческое воспитание и взросление.

Можно сказать, что материнство «по благодати» сохраняет сходство с тем природным единением, которое связывает мать и ее ребенка. В свете этого обстоятельства становится понятнее, почему в завещании Христа на Голгофе новое материнство Его матери выражено в форме единственного числа, по отношению к одному человеку: «се, сын Твой».

Можно далее сказать, что в этих словах полностью раскрываются мотивы Марианского измерения в жизни Христовых учеников: не только Иоанна, стоявшего в тот час вместе с Матерью своего Учителя у Креста, но и каждого ученика Христова, каждого христианина. Искупитель вверяет Свою Матерь ученику, и в то же время дает Ее ему в матери. Материнство Марии, наследуемое людьми, - это дар: личный дар Самого Христа каждому человеку. Как Искупитель вверяет Марию Иоанну, так в то же время Он вверяет Иоанна Марии. У подножия Креста было положено начало тому акту, в котором человек вверяется Богородице, акту, разными способами осуществлявшемуся и выражавшемуся в истории Церкви. Когда тот же апостол, приведя слова, обращенные Иисусом с Креста к Матери и к нему самому, добавляет: «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 27), - этим, без сомнения, подразумевается, что ему, ученику, была доверена роль сына и что он принял на себя заботу о Матери возлюбленного Учителя. И поскольку Мария была дана в матери лично ему, эти слова указывают, хотя бы и косвенно, на все то, в чем выражается внутреннее отношение сына к матери. И все это можно охватить словом «доверие». Доверие - это ответ на любовь какого-либо человека, но прежде всего - на любовь матери.

Марианское измерение в жизни ученика Христова выражается особым образом именно в этом сыновнем вверении себя Богородице, восходящем к завещанию Христа на Голгофе. По-сыновнему вверяя себя Марии, христианин, подобно апостолу Иоанну, «берет» Матерь Христа «к себе»130 и вводит Ее во все, что составляет его собственную внутреннюю жизнь, то есть в свое человеческое и христианское «Я»: «взял Ее к себе». Так он стремится войти в сферу той «материнской любви», с которой Матерь Искупителя «заботится о братьях Своего Сына»131, «рождению и воспитанию которых Она содействует»132, по мере дарования, уделяемого каждому силою Духа Христова. Так осуществляется материнство по Духу, вверенное Марии у подножия Креста и в Горнице.

46. Это детское расположение сердца, с которым дитя вверяет себя матери, не только берет во Христе свое начало, но также, можно сказать, в конечном итоге направлено к Нему же. Можно сказать, что Мария продолжает обращаться к каждому с теми же словами, которые Она произнесла в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте». Ибо Он, Христос, - единый Посредник между Богом и человечеством; Он - «путь и истина и жизнь»; Его - Предвечного Сына - дал Отец миру, чтобы человек «не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Дева Назаретская стала первой свидетельницей этой спасающей любви Отца, и желает также всегда и везде оставаться Его «смиренной Рабою». Для каждого христианина, для каждого человека Мария является Той, Которая первая «уверовала», и этою Своею верою Невесты и Матери Она хочет воздействовать на всех, кто как Ее чадо вверяет себя Ей. Чем больше Ее дети проявляют постоянство в таком вверении себя Ей, чем больше в нем растут, тем ближе подводит их Мария к «неисследимому богатству Христову» (ср. Еф 3, 8). Тем лучше постигают они во всей полноте достоинство человека и последний смысл его призвания, ибо «Христос... полностью являет человека самому человеку»133.

Это Марианское измерение христианской жизни приобретает особую значимость в отношении к женщине и ее положении в обществе. Действительно, женственность единственным в своем роде образом связана с Матерью Искупителя, но это тема, требующая более глубокой разработки в другом месте. Здесь я только хочу отметить, что образ Марии из Назарета проливает свет на женственность как таковую уже тем, что Бог, в верховном событии Воплощения Своего Сына, вверяет Себя свободному и деятельному служению женщины. Можно сказать, что женщина, глядя на Марию, находит в Ней ответ на вопрос, как жить по-женски с достоинством и истинным образом реализовывать себя. Благодаря свету, исходящему от Марии, Церковь видит в женщине отблески красоты, отражающей возвышеннейшие чувства, на которые способно человеческое сердце: любви, отдающей себя до конца, силы, способной перенести величайшие страдания, безграничной верности и неустанной деятельности, способности сочетать проницательность интуиции со словами утешения и поддержки.

47. Во время Собора Павел VI торжественно провозгласил Марию Матерью Церкви, то есть «Матерью всех христиан, как верующих, так и пастырей»134. Чуть позже, в 1968 году, в своем Исповедании веры, известном под названием «Credo Populi Dei» («Символ веры Народа Божия»), он настоятельно подтвердил это утверждение следующими словами: «Веруем, что Пресвятая Матерь Божия, Новая Ева, Матерь Церкви, и на Небесах остается матерью всех членов Тела Христова, способствуя рождению и развитию Божественной жизни в душах искупленных»135.

Учительство Собора подчеркивает, что истина о Пресвятой Деве Марии является своеобразным ключом к более глубокому постижению истины о Церкви. Тот же Павел VI, говоря о Конституции Lumen Gentium, только что одобренной Собором, сказал: «Знание истинного католического учения о Преблагословенной Деве Марии всегда будет ключом к правильному пониманию тайны Христа и Церкви»136. Мария присутствует в Церкви как Матерь Христа, и в то же время как Та Матерь, Которую Христос, в тайне Искупления, дал человечеству в лице апостола Иоанна. Таким образом, новое материнство Марии в Духе объемлет всех и каждого в Церкви и через Церковь. В этом смысле, Мария, Матерь Церкви, является также образцом для Церкви. Ибо Церковь - как указывал Павел VI - должна «обретать в Богородице Деве истинный пример наиболее совершенного подражания Христу»137.

Благодаря особенной связи, соединяющей Матерь Христа с Церковью, проясняется в то же время тайна той «Жены», образ Которой сопровождает Откровение о Божьем домостроительстве спасения человеческого рода от первых глав Книги Бытия до Книги Апокалипсиса. Ибо Мария, присутствующая в Церкви как Матерь Искупителя, по-матерински участвует в той «ожесточенной борьбе против сил тьмы»138, которая продолжается в течение всей истории человечества. И в то же время, благодаря тому, что Церковь отождествляет Ее с «женой, облеченной в солнце» (ср. Откр. 12, 1)139, можно утверждать, что «Церковь в лице Пресвятой Девы уже достигла совершенства, не имеющего пятна, ни порока», а потому христиане в земном своем странствовании с верою возводят очи свои к Марии, стремясь «подвизаясь против греха, возрастать в святости»140. Мария, превознесенная Дщерь Сиона, помогает всем Своим детям, где бы они ни жили и каковы бы ни были условия их жизни, найти во Христе путь к Отцовскому дому.

Так Церковь во всей своей жизни сохраняет с Марией связь, объемлющую в спасительной тайне прошедшее, настоящее и будущее, и почитает Марию как духовную Матерь человечества и как Ходатайствующую о благодати.

3. Значение Марианского Года

48. Именно особая связь между человечеством и сей Матерью побудила меня ныне, перед окончанием второго тысячелетия от Рождества Христова, провозгласить в Церкви Марианский Год. Подобная инициатива уже имела место прежде, когда Пий XII объявил 1954 год Марианским, чтобы превознести исключительную святость Матери Христа, выразившуюся в тайнах Ее Непорочного Зачатия (догматическое определение о котором было дано ровно за столетие до того) и Ее Взятия на небо (Успения)141.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.