Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 2 страница






Хотя верою Она и могла постичь в то мгновение, что Она - Матерь «Мессии-Царя», тем не менее, Она ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). С самого первого момента Мария проявила, прежде всего, «послушание веры», всецело доверяясь тому значению, которое придавал словам Благовещения Тот, от Которого они исходили: значению, которое придавал им Сам Бог.

16. На этом же самом пути «послушания веры» чуть позже Мария услышала другие слова, произнесенные Симеоном в Иерусалимском храме. Это было на сороковой день после рождения Иисуса, когда, согласно предписаниям Моисеева закона, Мария и Иосиф «принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (Лк 2, 22). Само рождение Иисуса произошло в условиях крайней бедности. Из повествования святого Луки мы знаем, что когда по случаю переписи населения, проводившейся по приказу римской власти, Мария вместе с Иосифом направились в Вифлеем, то, не найдя «места в гостинице», Она родила Своего Сына в хлеву и «положила Его в ясли» (Лк 2, 7).

В начале Своего «странствия» веры Мария встречает праведного и богобоязненного человека по имени Симеон. Его слова, внушенные Духом Святым (ср. Лк 2, 25-27), подтверждают истинность Благовещения. Действительно, мы читаем, что он «взял на руки Младенца», Который - согласно наказу ангела - был наречен Иисусом (ср. Лк 2, 21), то есть Спасителем. Слова Симеона соответствуют значению этого имени: «Бог есть спасение». Обращаясь к Господу, он говорит так: «Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 30-31). Однако, обращаясь сразу же после этого к Марии, он говорит: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... да откроются помышления многих сердец», и добавляет пророчество, относящееся непосредственно к Марии: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2, 34-35). Слова Симеона проливают новый свет на слова, услышанные Марией от ангела: Иисус есть Спаситель, Он есть «свет для просвещения» человечества. Разве это не проявилось определенным образом в ночь Рождества, когда в хлев пришли пастухи (ср. Лк 2, 8-20)? Разве это не должно было проявиться в еще большей степени приходом волхвов с Востока (ср. Мф 2, 1-12)? Однако, в то же время, с самого начала Своей жизни Сын Марии - а с Ним и Его Матерь - ощущают на Себе правдивость других слов Симеона: «предмет пререканий» (Лк 2, 34). Это пророчество Симеона - как бы второе Благовещение для Марии, ибо оно указывает Ей конкретную историческую ситуацию, в которой Ее Сын будет выполнять Свою миссию, то есть в обстановке непонимания и в скорби. Если, с одной стороны, эта весть подтверждает Ее веру в исполнение Божиих обетований спасения, то с другой - Ей открывается также то, что Ее послушание веры будет испытываемо страданиями, рядом со страдающим Спасителем, и что Ее материнство будет утаенным и полным скорби. И действительно, вскоре после прихода волхвов с востока, после их поклонения («пав, поклонились Ему») и после приношения даров (ср. Мф 2, 11), Марии вместе с Младенцем приходится бежать в Египет, под заботливой опекой Иосифа, потому что «Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф 2, 13). И до смерти Ирода они должны будут оставаться в Египте (ср. Мф 2, 15).

17. Когда Святое Семейство после смерти Ирода возвращается в Назарет, начинается длительный период сокрытой жизни. Та, Которая уверовала, что «совершится сказанное Ей от Господа» (Лк 1, 45) изо дня в день проживает реальность этих слов. Изо дня в день рядом с Ней Сын, Которому «Она дала имя Иисус». Общаясь с Ним, Она, конечно, называет Его этим именем, которое, впрочем, не могло никого удивить, поскольку издавна было распространено в Израиле. Однако Мария знает, что Тот, Кто носит имя Иисус, был назван ангелом «Сыном Всевышнего» (ср. Лк 1, 32). Мария знает, что зачала и родила Его, «не зная мужа», от Святого Духа, силою Всевышнего, осенившей Ее (Лк 1, 35), подобно тому, как во времена Моисея и праотцов облако скрывало присутствие Бога (ср. Исх 24, 16; Исх 40, 34-35; 1 Цар 8, 10-12). Следовательно, Мария знает, что Сын, Которого Она девственно породила, есть именно То «Святое», «Сын Божий», о Котором говорил Ей ангел.

На протяжении всех лет сокрытой жизни Иисуса в Назаретском доме, жизнь Марии была также «сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3, 3) через веру. Ибо вера - это прикосновение к тайне Божьей. Мария постоянно, ежедневно соприкасается с неисповедимой тайной Бога, соделавшегося человеком, с тайной, превышающей все, что было открыто в Ветхом Завете. С момента Благовещения Приснодевственная Матерь была введена в совершенную «новизну» Божьего самооткровения и осознавала эту тайну. Она - первая из тех «малых», о которых Иисус некогда скажет: «Отче, (…) Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11, 25). Ибо «никто не знает Сына, кроме Отца» (Мф 11, 27). Но как же может «знать Сына» Мария? Конечно, Она не знает Его так, как знает Отец, и все же Она - первая среди тех, которым Отец «благоволил открыть Его» (ср. Мф 11, 26-27; 1 Кор 2, 11). Однако, если Сын, совершенным знанием Которого обладает лишь Отец, как Тот, Кто рождает Его в предвечном «ныне» (ср. Пс 2, 7), был обявлен Ей с момента Благовещения, то Мария, Его Матерь, входит в соприкосновение с истиной о Своем Сыне только в вере и посредством веры! Следовательно, Она блаженна, ибо «уверовала», и продолжает веровать день за днем посреди всех испытаний и тягот, пережитых Ею во время младенчества Иисуса, а затем и в годы сокрытой жизни в Назарете, где Он был в «повиновении у них» (Лк 2, 51): в повиновении у Марии, а также у Иосифа, потому что тот в очах людей занимал место Его отца; почему народ и смотрел на Сына Марии как на «сына плотника» (ср. Мф 13, 55).

Матерь сего Сына, сохраняющая в памяти все то, что Ей было сказано в Благовещении и во время последующих событий, несет в себе совершенную «новизну» веры: начало Нового Завета. Это начало Евангелия, то есть благой, радостной Вести. Нетрудно, однако, уже в этом начале распознать особую муку сердца, связанную с «темной ночью веры», говоря словами святого Иоанна Креста, со своего рода «завесой», через которую надлежит приблизиться к Невидимому и жить в глубоком единении с Тайной36. Именно так в течение многих лет Мария жила в соприкосновении с тайной Своего Сына и продвигалась на Своем пути веры, в то время как Иисус «преуспевал в премудрости… и в любви у Бога и человеков» (Лк 2, 52). Божье благоволение к Нему становилось пред очами людей все более явственным. И первой среди тех людей, которым было дано открыть Христа, была Мария, жившая вместе с Иосифом в том же доме в Назарете.

Однако когда Он был найден в храме, и Матерь Его спросила: «Что Ты сделал с нами?» двенадцатилетний Иисус ответил: «Вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» И евангелист добавляет: «но они (Иосиф и Мария) не поняли сказанных Им слов» (Лк 2, 48-50). Иисус, таким образом, осознавал, что «никто не знает Сына, кроме Отца» (Мф 11, 27); и даже Его Матерь, Которой больше всего была открыта тайна Его Богосыновства, жила в соприкосновении с этой тайной только верою! Живя рядом со Своим Сыном, под одним кровом, Она «верно хранила Свое единение с Сыном» и «следовала путем веры», как подчеркивает Собор37. И так же было во время общественной жизни Христа (Мк 3, 21-35), когда изо дня в день исполнялось в Ней благословение, произнесенное Елисаветой во время посещения: «Блаженна Уверовавшая».

18. Полный смысл этого благословения раскрывается в час, когда Мария стоит под Крестом Своего Сына (ср. Ин 19, 25). Собор утверждает, что это произошло «по явному Божественному замыслу»: Мария «Глубоко страдала с Сыном Своим Единородным и материнским сердцем приобщалась к Его жертве, с любовью согласившись на заклание Жертвы, от Нее рожденной», и, таким образом, «верно хранила свое единение с Сыном, до самого Креста»38. Это единение осуществлялось благодаря вере - той самой вере, с которой Она приняла Откровение ангела в момент Благовещения. Тогда же Она услышала, что «Он будет велик, …и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1, 32-33).

И теперь, стоя у подножия Креста, Мария является свидетелем полного опровержения - с человеческой точки зрения - этих слов. Ее Сын агонизирует на том древе Креста, как осужденный. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей; …Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53, 3). Сколь же велико, сколь героично послушание веры, проявленное тогда Марией к «непостижимым суждениям» Бога! Как совершенно и всецело Она «предается Богу», «принося полное подчинение разума и воли»39 Тому, чьи «пути неисследимы» (ср. Рим 11, 33). И, вместе с тем, сколь мощно действие благодати в Ее душе, сколь всепроникающе влияние Святого Духа, Его света и Его силы!

Посредством этой веры Мария совершенным образом соединена со Христом в Его самоуничижении. Ведь «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам». Именно на Голгофе Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 5-8). У подножия Креста Мария, верою, становится причастной потрясающей тайне сего самоуничижения. Это, возможно, - самый глубокий «кенозис» веры в человеческой истории. Верою Матерь становится причастной смерти Сына, смерти искупительной; но, в отличие от веры разбежавшихся учеников, Ее вера была преисполнена света. На Голгофе Иисус Своим Крестом окончательно подтвердил, что Он - «в предмет пререканий», как и предсказал ранее Симеон. Одновременно с этим здесь же исполнились слова, обращенные Симеоном к Марии: «и Тебе Самой оружие пройдет душу»40.

19. Да, воистину «блаженна Уверовавшая»! Здесь, у подножия Креста, эти слова Елисаветы, сказанные ею после Благовещения, отзываются с предельной убедительностью, и сокрытая в них сила становится всепроникающей. От Креста, как бы из самого сердца тайны Искупления, исходит и распространяется это благословение веры. Оно восходит «к началу» и, как участие в жертве Христа - нового Адама, становится в определенном смысле противовесом непослушанию и неверию, которые заключены в первородном грехе. Так учат Отцы Церкви, особенно святой Ириней, цитируемый Конституцией Lumen Gentium: «Узел, завязанный непослушанием Евы, был расторгнут послушанием Марии; что связала неверием дева Ева, то Дева Мария расторгла верою»41. В свете этого сравнения с Евой, Отцы называют Марию - как об этом также напоминает Собор - «Матерью живых», а еще чаще утверждают: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию»42.

Таким образом, в выражении «блаженна Уверовавшая» мы с полным правом можем найти своего рода ключ, открывающий нам сокровенную истину о Марии, Которую ангел приветствует как «Благодатную». Если как «Благодатная» Она присутствовала в тайне Христа уже от вечности, то через веру Она участвовала в этой тайне каждым мгновением Своего земного пути. Она «следовала путем веры», и в то же время сдержанно, но непосредственно и действенно, являла людям тайну Христа. И продолжает делать это по сей день. Через тайну Христа Она также присутствует среди людей. Так, через тайну Сына, проясняется также тайна Матери.

3. Се, Матерь Твоя

20. В Евангелии от Луки описан такой момент, когда «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала», обращаясь к Иисусу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк 11, 27). В этих словах заключена похвала Марии, Матери Иисуса по плоти. Вероятно, эта женщина не была знакома лично с Матерью Иисуса, потому что когда Иисус начал Свою мессианскую деятельность, Мария не сопровождала Его, но оставалась в Назарете. Можно было сказать, что слова той неизвестной женщины определенным образом выводили Марию из Ее сокрытости.

Благодаря этим словам, посреди толпы, пусть хотя бы на мгновение, просияло Евангелие детства Иисуса. В этом евангелии Мария присутствует как Матерь, зачавшая Иисуса в Своем чреве, родившая Его и вскормившая Своей грудью, как Матерь - Кормилица, о Которой упоминает та женщина из толпы. Благодаря этому материнству Иисус, Сын Всевышнего (ср. Лк 1, 32) является истинным сыном человеческим. Как всякий человек - Он есть «плоть»: Он - «Слово, ставшее плотью» (ср. Ин 1, 14). Он - плоть и кровь Марии43!

Однако на благословение, произнесенное незнакомой женщиной в адрес Его Матери по плоти, Иисус отвечает многозначительными словами: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11, 28). Иисус хочет отвлечь внимание от материнства, понимаемого лишь как связь по плоти, чтобы направить его к тем таинственным узам духа, возникающим посредством слушания и соблюдения слова Божия.

А в другом ответе Иисуса, который приводят авторы всех синоптических Евангелий, этот переход в сферу духовных ценностей является еще более выразительным. Когда Иисусу сообщают, что «Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя», Он говорит им в ответ: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8, 20). Как читаем у Марка, Он сказал это, «обозрев сидящих вокруг Себя» (Мк 3, 34), и, согласно Матфею, «указав рукою Своею на учеников Своих» (Мф 12, 49).

Эти слова представляются как бы продолжением того, что двенадцатилетний Иисус ответил Марии и Иосифу, когда после трехдневных поисков Его нашли в Иерусалимском храме.

Теперь, когда Он покинул Назарет и приступил к Своей общественной деятельности по всей Палестине, Он занят исключительно и безраздельно тем, «что принадлежит Отцу» (ср. Лк 2, 49). Он возвещает Царство: «Царство Божие» и «то, что принадлежит Отцу»; все это придает новое измерение и новый смысл всему тому, что является человеческим, и, следовательно, всяким человеческим узам, насколько они имеют отношение к целям и задачам каждого человека. В этом новом измерении такие связи, как, к примеру, «братство», обозначают нечто большее, чем братство по плоти, в силу факта рождения от одних и тех же родителей. И даже «материнство» в измерении Божьего Царства и масштабах отцовства самого Бога приобретает иной смысл. В словах, приведенных Лукой, Иисус учит именно этому смыслу материнства.

Значит ли это, что Иисус желает тем самым дистанциироваться от Той, что стала Его Матерью по плоти? Что Он желает оставить Ее в тени сокрытости, которую Она сама избрала? И если может показаться, что Его слова имеют именно такой смысл, следует, однако, отметить, что новое и иное материнство, о котором Иисус говорит Своим ученикам, в наивысшей степени относится именно к Марии. Разве Мария не первая среди «слушающих слово Божие и исполняющих его»? И, следовательно, разве не к Ней относится, прежде всего, то благословение, которое произнес Иисус в ответ на слова неизвестной женщины? Мария, без сомнения, достойна благословения уже потому, что стала Матерью Иисуса по плоти («Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»), но также, и превыше всего потому, что уже в момент Благовещения Она приняла слово Божие, потому что уверовала в него, потому что была послушна Богу, потому что «хранила» слово и «слагала его в Своем сердце» (ср. Лк 1, 38-45; Лк 2, 19-51), и исполняла его всей Своей жизнью. Следовательно, можно утверждать, что, несмотря на кажущееся противоречие, благословение, провозглашенное Иисусом, не находится в противоречии с благословением, произнесенным незнакомой женщиной: оба эти благословения сходятся в личности сей Матери-Девы, Которая Сама Себя назвала лишь «Рабой Господней» (ср. Лк 1, 38). Если истинно то, что «будут ублажать Ее все роды» (ср. Лк 1, 48), то можно сказать, что та неизвестная женщина первой подтвердила, сама того не зная, пророческий стих из Магнификат Марии и дала тем самым начало Магнификат веков.

Если верою Мария, сохранив неповрежденной Свою девственность, стала Родительницей Сына, Которого дал Ей Отец силою Духа Святого, в этой же вере Она открыла и приняла другое измерение материнства, открытое Ей Иисусом во время Своей мессианской миссии. Можно сказать, что это измерение было свойственно Марии с самого начала, то есть с момента зачатия и рождения Ее Сына. С того момента Она была Той, Которая «уверовала». Однако по мере того, как пред Ее очами и в Ее духе мессианское послание Ее Сына все более прояснялось, Она Сама, как Матерь, все больше открывалась тому новому измерению материнства, которое должно было составить Ее «удел» рядом с Сыном. Разве Она не сказала с самого начала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38)? Верою Мария продолжала внимать слову и размышлять над словом - тем словом, в котором, «превосходя всякое разумение» (ср. Еф 3, 19), все более явственно проступало самооткровение Бога живого. Таким образом, Мария - Матерь стала, в определенном смысле, первой «ученицей» Своего Сына, первой, Которой Он, казалось, говорил: «Следуй за Мной», намного раньше, чем обратился с этим призывом к апостолам или к кому-либо иному (ср. Ин 1, 43).

21. С этой точки зрения чрезвычайно красноречивым является текст Евангелия от Иоанна, представляющего нам Марию на браке в Кане. Мария появляется там как Матерь Иисуса в начале Его общественной жизни: «Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак» (Ин 2, 1-2). Из текста явствует, что Иисус и Его ученики были званы вместе с Марией, как бы на основании Ее присутствия на том пиршестве: очевидно, что Сын зван из-за того, что приглашена Его Матерь. Нам известна дальнейшая последовательность событий, связанных с тем приглашением, с тем «началом чудес», свершенных Иисусом: вода была претворена в вино, и евангелист пишет, что Иисус «явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2, 11).

Мария присутствует в Кане Галилейской как Матерь Иисуса, и существенным образом способствует этому «началу знамений», выявляющих мессианскую силу Ее сына. В том же Евангелии от Иоанна читаем: «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин 2, 3-4). Этот час обозначает определенное Отцом время, когда Сыну предстоит свершить Свое дело и быть прославлену (ср. Ин 7, 30; 8, 20; 12, 23; 13, 1; 17, 1; 19, 27). И даже если кажется, что ответ Иисуса Своей Матери звучит как отказ, (что особо подчеркивается тем решительным утверждением: «еще не пришел час Мой»), Мария, несмотря на это, обращается к служителям и говорит им: «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2, 5). Тогда Иисус приказывает наполнить водой каменные сосуды, и вода становится вином, лучшим, чем то, что подавалось гостям в начале этого брачного пира.

Сколь глубокое понимание существовало между Иисусом и Его Матерью! Возможно ли проникнуть в тайну их глубокого духовного единения? Однако событие говорит само за себя. Не подлежит сомнению, что в нем уже достаточно ясно проявляется новое измерение материнства Марии, его новый смысл. Ее материнство имеет значение, не исчерпывающееся только словами Иисуса и различными эпизодами, приведенными синоптиками (Лк 11, 27-28 и Лк 8, 19-21; Мф 12, 46-50; Мк 3, 31-35). В этих текстах Иисус, прежде всего, желает противопоставить материнство, возникающее в силу факта рождения, тому, чем это «материнство» (равно как и «братство») должно быть в измерении Царства Божия, в спасительной сфере отцовства Бога. Напротив, у Иоанна, в описании брака в Кане вырисовывается, в чем конкретно проявляется это новое материнство в духе, а не по плоти. Это забота Марии о людях, Ее готовность идти им навстречу в широком многообразии их потребностей и нужд. В Кане Галилейской показан лишь один конкретный аспект человеческой нужды, на вид малозначительный («Вина нет у них»). Но он имеет символическое значение: эта готовность идти навстречу потребностям означает, в то же самое время, вовлечение их в сферу мессианской миссии Христа и Его спасительной силы. Таким образом, здесь есть посредничество: Мария ставит себя между Своим Сыном и людьми в ситуации их потребностей, нужд и страданий. Она ставит Себя «посреди», то есть действует не как посторонний наблюдатель, но как Матерь, осознающая, что так Она имеет возможность представлять Сыну нужды людей, и более того, «имеет на это право». Следовательно, Ее посредничество имеет характер ходатайства: Мария «ходатайствует» за человечество. Но не только: как мать Она желает также, чтобы проявилась мессианская мощь Ее Сына, то есть та спасительная сила, которая приходит на помощь человеку в его несчастьях, чтобы освободить его от зла, в разных формах и в разной степени отягощающего его жизнь, - именно так, как предсказал о Мессии пророк Исаия в своем знаменитом тексте, на который ссылается Иисус перед Своими земляками из Назарета: «…благовествовать нищим, …проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение…» (ср. Лк 4, 18).

Еще один немаловажный элемент этой материнской задачи Марии заключен в словах, обращенных Ею к служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». Матерь Христа выступает пред людьми в качестве глашатая воли Своего Сына, указуя на требования, которые надлежит исполнить, дабы могла проявиться спасительная сила Мессии. В Кане, благодаря ходатайству Марии и послушности служителей, Иисус положил начало «Своему часу». В Кане Мария предстает как верующая в Иисуса: Ее вера вызывает первое «знамение» и способствует пробуждению веры учеников.

22. Итак, можно сказать, что на этом месте Евангелия от Иоанна мы находим как бы первый проблеск истины о материнской заботе Марии. Эта истина нашла свое выражение также в учении II Ватиканского Собора, и важно отметить, что Собор ставит материнское служение Марии во взаимосвязь с посредничеством Христа. Читаем об этом: «Материнское же служение Марии по отношению к людям никоим образом ни затемняет, ни умаляет этого единственного посредничества Христа, но являет его силу», ибо «Един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1 Тим 2, 5-6). Это материнское служение проистекает, согласно благоволению Божию, «из преизобилия заслуг Христа, коренится в Его посредничестве, от него всецело зависит и черпает в нем же всю силу»44. Именно в этом смысле событие в Кане Галилейской представляет собой как бы первый проблеск посредничества Марии, полностью ориентированного на Христа и устремленного к раскрытию Его спасительной мощи.

Из Иоаннова текста явствует, что это посредничество материнское. Как провозглашает Собор: Мария стала «нашей Матерью по благодати». Это материнство по благодати имеет своим источником Ее Божественное Материнство, ибо, будучи по соизволению Божьего Промышления, Матерью - Кормилицей Божественного Искупителя, Она стала «особо возвышенной перед другими сподвижницей и смиренной Рабой Господа», Которая «споспешествовала послушанием, верой, надеждой и горячей любовью делу Спасителя, восстановлению сверхъестественной жизни в душах»45. «Это Материнство Марии в домостроительстве благодати продолжается непрерывно… вплоть до вечного увенчания всех избранных»46.

23. Если отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором говорится о событии в Кане, представляет материнскую заботу Марии в начале мессианской деятельности Христа, другой отрывок того же Евангелия подтверждает это Материнство в домостроительстве спасения в его кульминационном моменте, то есть в час, когда свершается Крестная Жертва Христа, Его Пасхальная Тайна. Описание Иоанна лаконично: «При Кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 25-27).

Без сомнения, здесь мы находим выражение особенной заботы Сына о Матери, Которую Он оставляет в столь великой скорби. И все же, «Крестное завещание» говорит о чем-то большем. Иисус указывает на новую связь между Матерью и Сыном, всю истинность и реальность которой Он торжественно подтверждает. Можно сказать, что если ранее материнство Марии по отношению к людям уже как бы вырисовывалось, то теперь оно ясно выражено и установлено. Оно возникает из окончательного свершения Пасхальной тайны Искупителя. Матерь Христа, находящаяся в самом сердце этой тайны - тайны, объемлющей каждого человека и все человечество, даруется как Матерь каждому человеку и всему человеческому роду. Человеком у подножия Креста является Иоанн, «ученик, которого любил»47. Однако, это не он один. Следуя Преданию, Собор, не колеблясь, называет Марию «Матерью Христа и Матерью людей»: поскольку «в роде Адамовом Она соединена со всеми людьми… более того: Она, «конечно, Матерь членов (Христа)… ибо любовью Она содействовала тому, чтобы в Церкви рождались верные»48.

Следовательно, это «новое материнство Марии», порожденное верой, является плодом «новой» любви, окончательно созревшей в Ней у подножия Креста, через Ее участие в искупительной любви Сына.

24. Таким образом, мы находимся в самом сердце исполнения обетования, содержащегося в Протоевангелии: «Семя жены… поразит змея в голову» (ср. Быт 3, 15). Ибо Своей искупительной смертью Иисус Христос поражает зло греха и смерти в самых его корнях. Знаменательно, что, обращаясь к Матери с высоты Креста, Он называет Ее «Жено», и говорит Ей: «Жено! Се сын Твой». Так же обращался Он к Ней в Кане Галилейской (ср. Ин 2, 4). Можно ли сомневаться в том, что особенно теперь, на Голгофе, эти слова проникают в глубину тайны Марии и указывают на то особое место, которое Ей принадлежит во всем домостроительстве спасения? Собор учит, что с Марией, «Преславной Дщерью Сиона, после долгого ожидания обещанного исполняются времена и устанавливается новое Домостроительство, когда Сын Божий принял от Нее человеческое естество, дабы тайнами Своей Плоти избавить человека от греха»49.

Слова Иисуса, произнесенные Им с высоты Креста, обозначают, что материнство Родившей Христа обретает «новое» продолжение в Церкви и через Церковь, которую символизирует и представляет Иоанн. Таким образом, Та, Которая как «Благодатная» была введена в тайну Христа, чтобы стать Его Матерью, то есть Пресвятой Богородицей, через Церковь остается и надалее в этой тайне как «Жена», упоминаемая Книгой Бытия (3, 15) в начале и Книгой Откровения (12, 1) в конце истории спасения. Согласно предвечному замыслу Провидения божественное материнство Марии должно распространиться на Церковь, как на то указывает Предание, для которого материнство Марии по отношению к Церкви - это отражение и продолжение Ее материнства по отношению к Сыну Божию50.

Согласно Собору, сам момент рождения Церкви и ее открытое явление миру позволяют заметить продолжение материнства Марии: «Поскольку Богу было благоугодно торжественно открыть тайну спасения людей не прежде излияния обещанного Христом Духа, мы видим, что все Апостолы до дня Пятидесятницы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1, 14). Мы также видим Марию, призывающую Своими молитвами дар Духа, Который уже осенил Ее в Благовещении»51.

Итак, в домостроительстве спасения, осуществляемом под воздействием Святого Духа, есть особое соответствие между моментом Воплощения Слова и моментом рождения Церкви. Объединяет эти два момента Мария: Мария в Назарете и Мария в Иерусалимской Горнице. В обоих случаях Ее тихое и, тем не менее, существенное присутствие указывает путь «рождения от Духа». Так Та, Которая присутствует в тайне Христа как Мать, становится - по воле Сына и силою Святого Духа - присутствующей в тайне Церкви. И в Церкви Ее присутствие является материнским, как подтверждается словами, произнесенными с Креста: «Жено! Се, сын Твой»; «Се, Матерь твоя!».

ЧАСТЬ II
БОГОРОДИЦА В СРЕДОТОЧИИ СТРАНСТВУЮЩЕЙ ЦЕРКВИ

1. Церковь - это Народ Божий, присутствующий во всех народах земли

25. «Церковь " совершает поприще своего странствования среди гонений мира и утешений Божиих" 52, возвещая Крест и “смерть Господню, доколе Он придет”» (ср. 1 Кор 11, 26)53. «Как Израиль по плоти, странствовавший в пустыне, уже называется Церковью Божией (Неем 13, 1; ср. Чис 20, 4; Втор 23, 1 слл.), так и новый Израиль, …тоже именуется Церковью Христовой (ср. Мф 16, 18), которую Христос приобрел Кровью Своей (ср. Деян 20, 28), наполнил Своим Духом и которой дал подобающие средства для достижения зримого и социального единства. Бог созвал сообщество всех взирающих с верою на Иисуса, вождя спасения (ср. Евр 2, 10) и основоположника единства и мира, и сделал их Церковью, дабы она была для всех и каждого зримым таинством этого спасительного единства54.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.