Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая коррекция и психокоррекционные технологии для детей с поврежденным психическим развитием
Важное место в системе психологической помощи детям с поврежденным развитием занимает психологическая коррекция. Она направлена на восстановление пораженных или утраченных психических функций, а также на адаптацию ребенка к приобретенному дефекту. Перед психологом стоит задача правильно определить время возникновения дефекта, значимость утраченной функции в общем психическом развитии ребенка, тяжесть нарушения и пре-морбидные особенности личности. Целесообразно использовать классификацию М. О. Гуревича, отражающую клинические этапы отдаленных последствий поврежденного развития.
Таблица 5. Патопсихологические синдромы детей с поврежденным развитием и основные направления психологической коррекции
Степень повреждения
| Патопсихологические
радикалы
| Направления психологической ПОМОЩИ
| Церебрастеяия
| Неспособность к умственному напряжению; повышенная утомляемость. Снижение объема памяти в слуховой изрительной модальностях; трудности концентрации, устойчивости и распределения внимания, нарушениеди-н ам ик? i мыслительных процессов. Адаптация детей в целом удовлетворительная (посещают школу), но при усложненных жизненных ситуациях у них могут наблюдаться обострения ввиде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса.
| Повышение умственной работоспособностис помощьюспециальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости решений
Развитиенавыков саморегуляции с помощьюпсихорегулируюших тренировок.
Формирование положительной мотивации на занятие.
Коррекция негативных эмоциональных проявлений.
|
Степень повреждения
| Патопсихологические радикалы
| Направления психологической помощи
| Церебропатия
| Может проявиться у детей в вялости, в общей заторможенности, в апа-тодинамическом синдроме или, наоборот, в повышенной возбудимости, двигательной растормо-женности. Существенные трудности в обучении. Психопатоподобные реакции. В структуре личности неадекватные самооценки, снижение критики своего поведения.
| Коррекция нарушений поведения.
Повышение социальной активности.
Психокоррекционная работа с родителями.
| Слабоумие
| Резкий упадок интеллектуальной деятельности и активности. В структуре личности отмечается выраженное снижение критики своего поведения, нарастание бездеятельности. Тугоподвижность мыслительных операций.
| Организация жизнедеятельности и общения ребенка в семье, в коллективе.
Обучение ребенка доступным видам деятельности.
Психологическая поддержка родителей.
|
|