Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Верховный суд США Линч против Доннели 1984 год






[На протяжении минимум 40 лет во время Рождества город Pawtucket, R.I. устраивал выставку в парке, принадлежащем НКО, что в центре торгового района. Выставка состояла из нескольких объектов, принадлежащих городу, в т.ч. ель, баннер «Сезонные поздравления» и «ясли» или сценка Рождества Христова, которая включала в себя фигуры младенца Иисуса, Марии, Иосифа и ангелов. Затраты города на установку и ремонт объектов в яслях были незначительны.

Заявители по делу подали иск в федеральный районный суд, оспаривая включение яслей в выставку, указывая, что это нарушает запрет на установление государственной религии, который стал обязательным для штатов в соответствии с Четырнадцатой поправкой в Конституцию. Районный суд подержал обвинение, запретив городу включать ясли в выставку, апелляционный суд подтвердил это решение. Выдержки из мнения председательствующего судьи Бургера, которые изменили решение апелляционного суда, по результатам голоса разделились пятеро против четверых судей]

 

Концепция «стены», разделяющей церковь и государство, полезная фигура речи, напоминающая, что запрет на установление государственной религии запрещает существование государственной церкви, или чего угодно близкого к ней. Но сама по себе эта метафора – не очень точное описание практических аспектов отношений, которые существуют между государством и церковью.

Приказы Президента и другие официальные заявления Президента и Конгресса объявили Рождество и Благодарение национальными праздниками в религиозном их значении. В соответствии с актами Конгресса, давно существует практика, согласно которой федеральные служащие освобождены от исполнения своих обязанностей в дни национальных праздников, при этом им платят из тех же фондов, из которых платят Капелланам Сената и Палаты Представителей, и военной службы.[1] …

Другие примеры ссылок на наше религиозное наследие есть в национальном девизе – «На Бога Уповаем»[2], который обязательно указывается на денежных знаках, и в словах «одна нация перед Богом», которые составляют часть клятвы верности американскому флагу.

Вместо того, чтобы механически запрещать любые акты или статуты государства, которые дают льготы или выгоды, особое признание религиям в целом или конкретной вере – как требовал бы абсолютистский подход – Суд изучает оспариваемое законодательство или же соответствующие официальные правила поведения, чтобы определить, действительно ли в реальности они устанавливают государственную религию или направлены на это…

… границу между разрешенными отношениями государства и церкви и теми, что должны быть запрещены, провести однозначно и четко не более просто, чем определить термин «должный процесс» в одном предложении. Требование о запрете установления государственной религии устанавливает «размытые, неконкретный, вариативный барьер, зависящий от обстоятельств конкретных отношений».

В процессе определения границы мы часто устанавливали, что полезно изучить, имеет ли оспариваемый закон светскую цель, является ли его принципиальным или основным эффектом влияние на религию, создает ли он чрезмерную связь государства с религией…

… районный суд вывел из религиозной природы яслей, что город не имел светской цели для их выставления… При рассмотрении в должном контексте сезона Рождества, очевидно, что в данном случае, недостаточно доказательств, чтобы установить, что выставление яслей – это явное или же скрытое усилие, направленное на выражение государственной поддержки конкретной религии, религиозного послания. В плюралистическом обществе множество мотивов и целей подразумеваются одновременно. Город, как и Конгрессы, и Президенты, однако, принципиально отметил значительное историческое религиозное событие, издревле празднуемое в западном мире. Ясли на выставке символизируют исторические истоки традиционного события, давно признанного национальным праздником.

Узкий вопрос заключается в том, есть ли светская цель для выставления яслей. Выставка спонсирована городом для конкретного праздника и изображает истоки этого праздника. Соответственно, это и есть легитимные светские цели. Мнение районного суда, выведенное из религиозной природы яслей, что город не имел светской цели, в этой связи, очевидно, ошибочно.

….

Иные считают, что некоторые наблюдатели могут воспринять выставку так, что город принял христианскую веру, включив христианский символ в выставку, что это служит для продвижения религии. Мы можем предположить, arguendo, [3] что выставка проповедует религии в каком-то смысле; но наши прецеденты показывают, что в некоторых случаях некоторое продвижение религии происходит в результате действий властей. Суд сделал абсолютно ясным, однако, что «не каждый закон, который создает косвенную, отдаленную, случайную выгоду для религии по одной этой причине является неконституционным». В данном случае … выставка яслей не более продвижение или одобрение религии, чем признание Конгрессом или Президентом истоков праздника Рождество (от рождения Христа), или же выставка буквально сотен религиозных картин в поддерживаемых государством музеях.

... Дело не связано с прямой дотацией, направленной спонсируемым церковью школам или колледжам, другим религиозным институтам, таким образом, никакого изучения потенциальной политической спорности таких действий не нужно. В любом случае, кроме этого иска нет никаких доказательств существования каких бы то ни было споров, политических трений, разногласий по поводу яслей за всю 40-летнюю историю празднования Рождества в городе…

Конечно, ясли связаны с одной религиозной верой, но не более, чем примеры, изложенные выше, которые мы не нашли противоречащими запрету установления государственной религии… запретить использовать один пассивный символ – ясли – в то самое время, когда люди отмечают рождественский сезон рождественскими гимнами, святочными песнями в общественных школах, других общественных местах, Конгресс и другие законодательные органы открывают свои заседания молитвой, которую читают специально нанятые Капелланы, – было бы чрезмерной реакцией, противоречащей нашей истории и нашим традициям. Если наличие яслей нарушает запрет на установление государственной религии, то и множество других официальных способов отмечать Рождество, всё наше религиозное наследие, равно нарушают конституцию.

Суд признал, что «страхи и политические проблемы», которые привели к изданию запрета в 18м веке, не так важны сейчас. Мы не можем видеть Архиепископа Кентерберийского, Римского епископа, иных религиозных лидеров за каждым общественным признанием религиозного наследия, официально признаваемого тремя конституционными властями правительства. Любое заявление, что эти символы представляют реальную угрозу независимости церкви от государства, крайне надуманно.

….

Судья О'Коннор, соглашаясь

Запрет на установление государственной религии не позволяет правительству придерживаться религии в случаях, любым образом связанных с положением лица в политическом обществе. Правительство может нарушить запрет двумя основными способами. Первый, это чрезмерная связь с религиозными институтами, которая может мешать независимости таких институтов, давать таким институтам доступ к правительству или полномочиям правительства, не полностью контролируемым не-приверженцами религии, воспитывать политических избирателей в соответствии с определенными религиозными правилами. Второй, более прямой способ нарушения – одобрение правительством или же, наоборот, неодобрение религии. Следствием одобрения является сообщение не-приверженцам религии, что они чужаки, не полноценные члены политического сообщества, а также сопутствующее послание приверженцам, что ни «внутри», свои, желаемые члены политического сообщества. Неодобрение направляет противоположные по смыслу сообщения.

… Я бы установил, что Pawtucket не намеревался передать какое-либо послание одобрения христианства или же неодобрение нехристианских религий. Очевидная цель включения яслей в основную выставку не в том, чтобы продвигать ее религиозное содержание, а в том, чтобы отпраздновать общественный праздник с использованием традиционных символов. Празднование общественных праздников, которые имеют культурное значение даже если они и имеют религиозный аспект – легитимная светская цель.

…Выставка нацелена на празднование общественного праздника, никто не настаивает на том, что объявление этого праздника считается одобрением религии. Сам по себе праздник имеет очень сильные светские элементы и традиции. Празднование Правительством праздника, что крайне распространено, обычно не воспринимается как одобрение религиозного содержания праздника, точно так, как таким образом не понимается празднование Правительством Дня Благодарения…

Все эти элементы вместе делают выставку яслей правительством в данных конкретных физических условиях не более одобрением религии, чем таковым «признанием» являются молитвы в законодательных органах … правительственное объявление Дня Благодарения общественным праздником, печать «На Бога Уповаем» на монетах, открытие судебных заседаний словами «Бог, спаси Соединенные Штаты и этот уважаемый суд». Эти случаи правительственного признания религии служат единственными способами, которые только возможны в нашей культуре, легитимным светским целям придания торжественности общественным событиям, выражения уверенности в будущем, поддержки признания того, что стоит поддержки в обществе. По этой причине и из-за своей истории и распространенности, эти практики не могут пониматься как выражающие государственное одобрение конкретных религиозных верований ….

Судья Бреннан, совместно с Судьей Маршалл, Судье Блекмун, не соглашаясь

… Наши прецеденты, на мой взгляд, приводят к выводу, что включение в Pawtucket выставки, в реальном масштабе изображающей библейское описание рождения Христа, в качестве части ежегодного празднования Рождества неконституционно. Ничто в истории таких практик или традиций, в которых существуют установленные городом ясли, не отменяет или умаляет тот простой факт, что действия Pawtucket приавниваются к недопустимому добрению правителсьтвом конкретной веры.

… Все «законные светские цели» в Pawtucket могут быть достигнуты другими средствами. Проще говоря, интерес города в празднике и продвижении как розничных продаж, так и доброжелательности, полностью обеспечиваются тщательно разработанной выставкой с Санта-Клаусом, оленями и колодцами для исполнения желаний, который уже и так являются частью ежегодной рождественской выставки в Pawtucket. Более важно, сцена рождения Христа, в отличие от любого другого элемента в выставке в парке Ходгсон, отражает эксклюзивность отдельной религии, что открыто заявленные цели празднования Рождества и продвижения розничной торговли не включают в себя… Включение явно религиозного элемента, такого как ясли, однако, демонстрирует, что более узкая цель отдельной религии лежит за всеми решениями о включении сцены рождения Христа…

… Влияние на религиозные меньшинства, а также на тех, кто может отрицать любую религию, в передаче послания о том, что их взгляды просто не стоят публичного признания, не заслуживают публичной поддержки. Именно эту разновидность религиозного шовинизма должно было предотвратить правило о запрете установления государственной религии…

Наконец, очевидно, что включение яслей в качестве части ежегодной рождественской выставки представляет собой серьезную угрозу для воспитания «чрезмерной связи».[4] … Евреи и другие нехристианские группы, побужденные, возможно, замечанием Мэра о том, что в следующие выставки он включит менору[5], могут потребовать от правительства включения их символов, столкнувшись с такими просьбами правительству придется оказаться вовлеченным в удовлетворение различных требований…

Наконец, что самое важное, даже в контексте сезонного празднования в Pawtucket, ясли сохраняют особе христианское религиозное значение. Я отказываюсь принимать мнение, подразумеваемое в сегодняшнем решении, что нехристиане посчитали бы религиозное содержание яслей уничтоженным тем фактом, что они появляются как часть городского, во всем остальном светского празднования Рождества. Сцена рождения Христа явно отличается по цели и эффекту от всей остальной выставки в парке Ходгсон по той простой причине, что единственная, что основана на библейском свидетельстве о рождении Христа. Это основной символ именно христианской веры о том, что божественный спаситель появился в мире, и целью его чудесного рождения было осветить путь к спасению и прощению. Для Христиан этот путь особ, ценен и свят. Но для тех, кто не разделяет эту веру символическое изображение рождения божественного существа, которое было чудесным образом инкарнировано как человек, представляет собой резкое напоминание их отличий от христианской веры…

В то время как я не уверен относительно этих вопросов, я бы предположил, что такие практики как назначение «На Бога Уповаем» национальным девизом, или ссылки на Бога, содержащиеся в Клятве верности флагу могут в лучшем случае быть поняты, словами Dean Rostow, как форма «церемониального деизма», защищенная от правил о запрете государственного установления церкви в первую очередь потому, что потеряла, вследствие повторения, всё религиозное содержание… Практики, в соответствии с которыми правительство давно признавало религию, таким образом, возможно, необходимы для того, чтобы исполнять определенные светские функции, эта необходимость, совместно с их длинной историей, дает этим практикам определенное светское значение.

По конституционным правилам, роль защиты нашего «религиозного наследия» и продвижения религиозных верований закреплена за исключительно церквями, религиозными институтами, духовными лидерами нашей Нации… Действия города должны признаваться тем, чем они являются: принудительный, хоть и, возможно, малый, шаг в сторону установления предпочтений конкретной религии большинства за счет меньшинства, достигаемого за счет установки публичных условий и фондов для поддержки религиозного символизма и теологических известий, которые передают ясли…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.