Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовой пример с относительными величинами






Имеются следующие данные характеризующие объем перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования в РФ (млн. человек).

Показатели 2000 г. 2010 г.
Транспорт -всего    
в том числе:    
железнодорожный    
автобусный (включая маршрутные таксомоторы)    
таксомоторный    
трамвайный    
троллейбусный    
метрополитен    
морской 1, 1 1, 5
внутренний водный    
воздушный    

На основе имеющихся данных построить все возможные относительные показатели, построить соответствующие графики.

 

Решение:

Для нахождения относительной величины динамики необходимо текущий уровень (2011 год) разделить на базисный (2000 г.). В результате применения формулы к имеющимся данным получаем следующие результаты:

Рисунок 3.1 – Результаты построения ОПД

 

Результаты указывают на снижение объемов перевозок пассажиров в отчетном периоде по сравнению с базисным на 51 %, но также наблюдается резкое увеличение по морскому и воздушному транспорту в 1, 4 и 2, 6 раза соответственно.

Для определения относительной величины координации необходимо i -ю часть совокупности (как правило бурт самую большую) поделить на j -ю часть (как правило берут наименьшее значение).

Относительно рассматриваемого периметра было бы интересным провести анализ соотношения перевозок автобусным и железнодорожным транспортом, т.е. получаем:

Рисунок 3.2 – Результаты построения ОПК

Согласно полученной величине ОПК, в 2000 году объем перевозок автобусным транспортом превышал показатель по железнодорожному транспорту в 16, 2 раза.

Для оценки относительного показателя (величина) структуры необходимо часть совокупности разделить на сумму по все совокупности, применительно к имеющимся данным получаем:

Рисунок 3.3 – Результаты построения ОПС (примечание: знак $ в формуле указывает на, то что значение для расчета будит во всех случаях браться из одной и тоже ячейки – C3)

 

Согласно представленным данным, можно сделать вывод, что наибольшая доля перевозок приходится на автобусный транспорт, а наименьшая на морской.

С целью изучения стабильности во времени структуры рассматриваемого явления, рассчитаем индекс Рябцева:

Рисунок 3.4 – Результаты построения индекса Рябцева

 

Значение индекса равное 0, 13 указывает на незначительные изменения в структуре 2011 года относительно элементов структуры 2000 года.

Используя значения ОПС, можно построить нормированную гистограмму, которая будит наглядным образом характеризовать изменчивость (постоянство) удельного веса элементов. Для этого в главном меню выбираем Вставка ® Диаграммы, в появившееся форме «Мастер диаграмм» выбираем Гистограмма ® Нормированная гистограмма:

Рисунок 3.4 – Нормированная гистограмма пассажирских перевозок в РФ, %

Согласно графику, выделяется категория (элемент структуры) – «автобусный транспорт», при этом его доля за последние 10 лет увеличилась на 9, 7 процентных пункта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.