Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты системной организации






В отличие от рефлекторной теории, согласно кото­рой поведение завершается действием, теория ФС не останавливается на действии, а доводит поведение до полезного результата. Живым существам важны не действия, а результаты деятельности, удовлетворя­ющие их потреб­ности. Системная организация включает сле­дующие компоненты.

Результат деятельности ФС поведенческого уровня находится за пределами организма, и для его достижения животные должны осущест­влять активную деятельность. Результаты могут быть значимыми биологически (потребности в пище) и социально (в образовании, политические).

Пример вставания лосенка.

Достигнутый результат фиксирует сложившуюся функциональную систему. Сложившаяся интегра­ция сразу закрепля­ется после достижения полезного приспособительного результата.

Значение результата деятельности вы­ступает и в экстремальной ситуации.

Например, при на­хождении людей в закрытом помещении, при гипоксии возникают рефлекторные реакции: оживление, голосовые реакции.

В этих условиях прослеживается общая закономерность: сначала проявляются рефлекторные действия, а затем формирует­ся ФС.

В системной организации поведенческих актов живые организмы постоянно оценивают достигнутые результаты поведения с помощью обратной афферентации.

Обратная афферентация включает информацию о свойствах достигнутых результатов, идущую от различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, вкусовых, температурных и т. д. Обратная афферентация поступает в ЦНС по различным сенсорным каналам.

Функции обратной афферентации:

· направление поведения животного,

· активное изменение деятельности функциональной системы,

· ориенти­рование животного в пространстве,

· активное исправление ошиб­ки деятельности,

· перестраивание дея­тельности при наличии различных препятствий,

· включение в поведенческий акт эмоциональных ре­акций.

Биологические потребности порождают биологические, а социальные - социальные мотивации. Потребности и возникающие на их основе мотивации придают поведенческим актам активную направленность.

Потребности, лежащие в основе мотиваций, вы­ступают в качестве системоорганизующего фактора построения ФС. Однако потребность и мотивация сами по себе не могут сформировать ФС.

Потребность выступает в качестве побудительной энергетической силы, стимулирую­щей организм к ее удовлетворению. Мотивации принадлежит побуждающая роль в организации всех компонен­тов системы на достижение результата. Результат консолидирует эле­менты в ФС.

Поведенческие акты все время строятся на основе программирования резуль­татов. Программирование поведения является веду­щим системным свойством мозга. Программирование результатов в ФС осуществляет аппарат акцептора результата действия. Программируются:

1. Параметры потребного результата.

2. Параметры среды, ведущие к удовлетворению по­требного результата.

3. Параметры среды, препятствующие удовлетворе­нию.

4. Способы достижения потребного результата.

В системной организации поведение осуществляется по принципу саморегуляции: от потребности к ее удов­летворению.

Схематически весь саморегуляторный процесс поведения может быть представлен следующим образом: начало реакции - организм, испытываю­щий потребность; ее завершение - удовлетворение этой потребности, т. е. полезный приспособительный результат. Между ними включено поведение, его этапные результаты, направленные на конеч­ный результат, и их постоянная оценка с помощью обратной афферентации.

Если рефлекторная организация поведения строит­ся по схеме: стимул - реакция, то системная орга­низация поведения имеет саморегулирующуюся организацию от потребности к ее удовлетворению. Такая организация получила название «системный квант поведения» (К. В. Судаков).

Каждый единичный «системоквант» поведения включает:

1. возникновение потребности

2. формирование мотивации

3. мотивация формирует поведение

4. достижение промежу­точных результатов

5. удовлетворение исходной потребности

6. оценка результатов с помощью обратной афферентации

7. обогащение программы поведения - акцептора ре­зультата действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.