Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические






Содержание


Введение.................................................................. 3

Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в прошлом

и настоящем.................................................. 7

1.1.Понятия свободного времени, рекреации, культурно-досуговой
деятельности...................................................... 7

1.2.Этапы исторического развития культурно-досуговой
деятельности в разных регионах..................... 13

1.3.......................................................................... История развития культурно-досуговой активности в России......................................... 36

Контрольные вопросы и задания........................ 47

Литература............................................................ 47

Глава 2. Основы теории культурно-досуговой деятельности 49

2.1.Научный анализ культурно-досуговой деятельности XX века 49

2.2.Содержание, цели, мотивы и функции

культурно-досуговой деятельности..................... 55

2.3.Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности... 66

2.4.Структурные компоненты культурно-досуговой деятельности 78

Контрольные вопросы и задания........................ 85

Литература............................................................ 85

Глава 3. Культурно-досуговая деятельность как часть общественной

и экономической практики современного мира 87

3.1.Общественный и культурный потенциал досуга 87

3.2.Роль культурной политики и правовых механизмов

в развитии досуговой деятельности.................. 93

3.3. Организация досуга как часть экономического производства

и сегмент социокультурного сервиса............... 105

3.4. Основные тенденции развития досуга в условиях

глобальных взаимодействий.............................. 119

Контрольные вопросы и задания...................... 132

Литература......................................................... 132

Глава 4. Развитие досуговой деятельности в современной России 134

4.1.Интеграция культурно-досуговой сферы в новые
общественные отношения и рыночную экономику 134

4.2.Особенности использования свободного времени

населением России............................................. 147

4.3........................................................................ Некоторые направления и способы организации
культурно-досуговой деятельности в переходный период 159

4.3.1.Организация некоторых видов массового
самодеятельного досуга............................. 159

4.3.2.Развитие книжного дела....................... 163

4.3.3.Организация культурно-художественных фестивалей

и конкурсов.................................................... 166

4.3.4.Новые формы музейного обслуживания 170

4.3.5.Новые тенденции в деятельности учреждений
общественного питания и развлекательных центров 174

4.3.6.Организация внутреннего туризма на рыночной основе 178

Контрольные вопросы и задания............... 183 Литература 183

Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические

аспекты организации досуговой деятельности 185

5.1. Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности…….. 185

5.2. Финансовая база и доходообразующие каналы сферы культуры и досуга 202

5.3. Технологии и качество обслуживания потребителей
культурно-досуговой сферы........................ 213

Контрольные вопросы и задания.................... 232

Литература........................................................ 233



Глава 1

ной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре обще­ния, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или кор­поративной культуре и др. В близком к указанному смысле использует­ся термин «культура» в обыденной практике и некоторых сферах дея­тельности. В этом случае к культуре относят преимущественно интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нрав­ственные достижения общества, т.е. все то, что ученые считают высо­кой культурой. Этот случай представлен в следующих понятиях: «куль­турный человек», «культурные потребности общества», «культурное раз­витие молодежи» и др.

3. Немалое число терминов используется в связи с прикладными ас­пектами культурной деятельности людей. В этом случае культурная ак­тивность рассматривается как часть или срез какой-либо инструменталь­но-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-эко­номической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами), аспект политической практики государственного строитель­ства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры и др.).

Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия (см. п. 1), включа­ет в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.

С учетом указанных смысловых аспектов культурологическая трак­товка досуговой деятельности также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны). Она организуется на основе обществен­но значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отво­дится этнонациональным представлениям о прекрасном, о художествен­но-эстетической активности в целом.

Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досу­говой деятельности и ее причастность к определенным этическим нор­мам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктив­ное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.


Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем

Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного вре­мени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, разви­вающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отече­ственными традициями и отвечающее современным требованиям. На­звание «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструк­тивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-до-суговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно орга­низованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из ин­дивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного раз­вития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих лю­дей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей из­мерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (на­пример, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настоль­ной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском похо­де, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены осо­бенностям их психологии и духовным запросам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.