Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Программа курса «Основы культурной политики» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для






Программа курса «Основы культурной политики» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов специальностей социально-культурная деятельность и социальная работа и представляет собой последовательное изложение основных вопросов культурной политики.

Цель курса: изучение основ культурной политики (социальных, политических, экономических, философских аспектов) и механизмов ее реализации, осмысление достижений отечественной культуры как уникальных ценностей национальной памяти и мировой культуры, осознание значимости сохранения культурных объектов и развития свободного творческого процесса.

Основные задачи курса:

– ознакомить студентов с содержанием понятия «культурная политика», ее основными целями, задачами и спецификой становления и современного развития культурной политики РФ;

– изучить основные проблемы и стратегии социокультурного управления в России и регионах, представить роль культуры как главного смыслообразующего интегратора процессов формирования национальной идентичности и показать национально-этнические аспекты культурной политики регионов;

– рассмотреть нормативно-правовую базу культурной политики Российской Федерации, методику разработки программ сохранения и развития социокультурной сферы, систему гуманитарного образования как важную сферу культурной политики, способствующую ее продуктивному развитию;

– развить навыки самостоятельного анализа культурных процессов и моделирования стратегий социокультурного управления;

– выработка умений использовать полученные в ходе изучения курса знания в профессиональной деятельности.

В рамках курса предполагается рассмотреть стратегию социокультурного управления и культурные процессы последних десятилетий в российском обществе на федеративном и региональном уровнях. Программа курса содержит тематический план курса. Он рассчитан на 34 часа аудиторных занятий на очном и 14 часов аудиторных занятий на заочном отделениях. Всего предусмотрено чтение лекций в объеме 20 часов (10 часов на заочном отделении) и проведение семинарских занятий (соответственно 14 и 4 часа). Изучение курса завершается семестровым экзаменом.

Тематический план курса отражает последовательность тем для студентов очного и заочного отделений.

Тематический план курса «Основы культурной политики»

для студентовочного отделения

№ п/п Тема занятий Вид занятий и кол-во часов
Лекции Семинары
1. Введение. Культурная политика как междисциплинарная область исследований. Сущность, цели, задачи и субъекты культурной политики    
2. История социокульутрного управления в России    
3. Культурная политика и социокультурная ситуация в современной России. Цели и принципы современной государственной культурной политики    
4. Стратегия социокультурного управления региона как предмет политики и практики. Функции органов местного самоуправления в стратегии социокультурного управления    
5. Правовые аспекты федеральной и региональной культурной политики. Централизация и децентрализация социокультурного управления в России (ХХ-ХХI вв.)    
6. Основные подотрасли культурного комплекса. Поддержка художественного творчества. Культуроохранные технологии. Организация театрального дела    
7. Механизмы реализации современной культурной политики. Современное моделирование социокультурных процессов    
8. Финансово-экономические основы культурной политики государства. Благотворительность и меценатство    
9. Сравнительный анализ особенностей управления социально-культурной сферой на современном этапе в России и Европе    
10. Образование как инструмент культурной политики. Система подготовки специалистов в области культуры и искусства    
  Итого    

 

 

Тематический план курса «Основы культурной политики»

для студентовзаочного отделения

№ п/п Тема занятий Вид занятий и кол-во часов
Лекции Семинары
1. Введение. Культурная политика как междисциплинарная область исследований. Сущность, цели, задачи и субъекты культурной политики    
2. История социокульутрного управления в России    
3. Социокультурная ситуация в современной России. Стратегии современной федеральной и региональной культурной политики    
4. Правовые и экономические основы современной государственной культурной политики. Благотворительность и меценатство    
5. Механизмы реализации современной культурной политики. Современное моделирование социокультурных процессов. Образование как инструмент культурной политики. Система подготовки специалистов в области культуры и искусства    
  Итого    

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ»

1. Культурная политика как междисциплинарная область исследований. Сущность, цели, задачи и субъекты культурной политики. Предмет, место и значение курса в цикле культурологических дисциплин. Культурная политика в системе гуманитарных знаний. Актуализация теоретических исследований в области социокультурного управления и их значимость для современной политической практики. Методология изучения культурной политики (политологический, социологический, культурологический, системный подходы). Современная концепция культурной политики, ее связь с теорией субкультурной стратификации. Определения субкультуры, социальных институтов, картины мира, культурной жизни, культурного ядра. Понятия субъекта и объекта культурной политики. Роль и место государства в развитии культурной сферы. Цели и задачи культурной политики: общие и индивидуальные для различных государств. Разновидности культурной политики. Определение внутренней и внешней национальной культурной политики. Взаимосвязь стратегии и методов социокультурного управления от политических, экономических, социальных и культурных факторов развития государства. Основные проблемы современной государственной культурной политики: социокультурное управление в условиях глобализации, взаимодействие этнической и национальной культуры в рамках единого государства, повышение социального статуса работников сферы культуры и др.

2. История социокультурного управления в России. Понятие социкоциокультурного управления и его типология (патерналистский, популистский, эклектический, социодинамический типы управления).

Основные этапы развития управления социокультурными процессами в дореволюционной России. Характерные особенности культурной политики в допетровской России. Религия как инструмент культурной политики и средство формирования картины мира в древней Руси. Охранительная внешняя культурная политика.

Новый период в истории культурной политики России: изменение характера и направления межкультурных контактов, развитие дворянской субкультуры, преобразование национальной культуры, попытки создания официальной государственной идеологии (ХVIII-ХIХ вв.).

Становление и развитие культурной политики советского государства. Роль культурной политики в государственном строительстве советской России. Методы и средства осуществления социокультурного управления. Средства массовой информации и система образования в культурной политике советского государства. Статус творческой интеллигенции. Основные аспекты проблемы взаимоотношений власти, общества и культуры в ХХ в. Потребности культурного развития: свобода от государства и необходимость государственной поддержки и регуляции. Особенности и противоречия культурной политики в 1990 – 2000-х гг. в России: изменение методов реализации культурной политики, формирование новой стратегии социокультурного управления, децентрализация управления, ее итоги и перспективы.

3. Культурная политика и социокультурная ситуация в современной России. Цели и принципы современной государственной культурной политики. Демократизация культурной сферы, вариативность ее развития. Интеграция культурной сферы в рыночные отношения. Массовая культура. Многообразие субкультур. Соотношение национальной, наднациональной и этнической культуры. Проблема сохранения аутентичной культуры в ситуации развития высоких технологий и информационной среды.

Цели и задачи культурной политики современной России, механизмы и способы их достижения, определение средств нормативно-правового и финансового обеспечения культуры. Основные структурообразующие и содержательные компоненты концепции государственной культурной политики Росси. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия России как основы единой российской нации. Поддержка и распространение лучших традиций многонациональной культуры. Обеспечение единого культурного и информационного пространства. Создание условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурного и духовного потенциала. Интеграция в мировой культурный процесс и информационное пространство. Достижение поставленных целей в рамках реализации ведомственных бюджетных целевых программ. Децентрализация социокультурного управления: итоги и перспективы.

4. Стратегия социокультурного управления региона как предмет политики и практики. Функции органов местного самоуправления в стратегии социокультурного управления. Регионы как субъекты культурной политики: значение и финансирование культурной сферы в политике регионов, стратегии социокультурного управления и их реализация. Адаптация государственной культурной политики к условиям и возможностям конкретных регионов. Региональные программы развития культуры (анализ программы «Культура русского Севера»).

5. Правовые аспекты федеральной и региональной культурной политики. Централизация и децентрализация социокультурного управления в России (ХХ-ХХI вв.). Основные проблемы развития законодательства о культуре, анализ основных законодательных актов, касающихся развития культурной сферы (Конституция РФ, «Основы законодательства о культуре», ФЗ № 122 и др.). Незавершенность правового реформирования культурной отрасли в РФ. Актуализация регионального законотворчества о культуре. Разделение функций между центром и регионами в планировании социокультурных процессов. Централизованное управление культурными процессами в СССР: основные черты, позитивные и негативные результаты. Руководство в сфере массовой культуры в СССР. Актуализация культурных отличий, вызванная распадом СССР. Становление системы федерального и регионального социокультурного управления. Формирование единого национального культурного пространства.

6. Основные подотрасли культурного комплекса. Поддержка художественного творчества. Культуроохранные технологии. Организация театрального дела. Субъекты и объекты культуры. Взаимосвязь между субъектом управления и объектом управления.

Арт-бизнес. Художественные галереи. Взаимоотношения владельцев галерей и живописцев. Развитие литературных жанров. Музыка как индустрия с различными областями – классической, легкой, рок-, поп-, народной и джазовой и т.д.

Культурное наследие народов Российской Федерации и политика по их сохранению и развитию. Образовательная, воспитательная, культурно-просветительная роль музейного дела в современной жизни.

Значение театра. Распространение театральной культуры, популяризации театра, подготовка специалистов театрального дела, правовое регулирование театральной деятельности. Внутренняя и внешняя среда театра. Основные направления деятельности. Разделение полномочий. Творческий сектор. Художественно-постановочная часть. Административная часть. Основные проблемы управления. Организационная концепция театра.

7. Механизмы реализации современной культурной политики. Современное моделирование социокультурных процессов. Программирование социально-культурных процессов как важная функция управления в социально-культурной сфере. Возможность проявления творческого начала не только со стороны организаторов-профессионалов, социальных работников, педагогов и других специалистов социально-культурной сферы, но и активной части самого населения как важная особенность социально-культурного программирования.

Поиск рацио­нальных путей решения социально-культурных проблем как цель социально-культурного программирования. Его пополнение и обогащение за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в социально-культурной сфере.

8. Финансово-экономические основы культурной политики государства. Благотворительность и меценатство. Виды государственной помощисоциально-культурным институтам.Мировой опыт финансирования, поддержки и развития в сфере культуры. Права и обязанности Государства в области культуры России. Финансирование сферы культуры в России (прямое бюджетное ассигнование, косвенное бюджетное финансирование и внебюджетные средства. Подразделение бюджетных ассигнований на капитальные вложения, текущие ассигнования и социально-творческий заказ, а также конкретные проекты и программы. Косвенное бюджетное финансирования в учреждениях культуры. Внебюджетные источники финансирования: коммерческая деятельность, реализация платных услуг, спонсирование, фандрайзинг, добровольные пожертвования. Цели благотворительности и меценатства.

9. Сравнительный анализ особенностей управления социально-культурной сферой на современном этапе в России и Европе. Решение всемирных конференций и международное законодательство о культуре.Согласованность российского и международного законодательства. Проблемы совершенствования категориального аппарата в сфере правового обеспечения культурной политики с учетом национальной специфики различных государств. Развитие европейской культурной политики: основные принципы, проблемы и перспективы. Отношение к культурно-историческому наследию в США, Европе и России. Либерализация в сфере культуры в России и других европейских странах. Культурное разнообразие и мультикультурализм (на примере культурной политики США). Интеграция отечественной культуры в мировое культурное пространство. Глобализация, как процесс современного общественного развития и ее влияние на сферу культур. Прогнозы культурного развития в контексте глобализации (концепции С. Хантингтона, Фукуямы, Р. Робертсона, Шриниваса Т. и др.). Проблемы универсализации культуры и поликультурного мира, соотношения наднациональной и национальной культуры.

10. Образование как инструмент культурной политики. Система подготовки специалистов в области культуры и искусства. Создание единого национального культурного пространства, приобщение к культуре и традициям молодого поколения, обеспечение преемственности культурного развития и формирование культурного потенциала страны как ключевые задачи образования в русле культурной политики РФ. Современные тенденции в системе гуманитарного и художественного образования. Болонский процесс. Анализ современного состояния сети художественных образовательных учреждений. Федеральная и региональная поддержка творческой интеллигенции: система премий, грантов, стипендий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.