Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выражение благодарности






Цель: обучение навыку выражения благодарности.

Ход упражнения:

1. За что ты хочешь поблагодарить другого че­ловека (за комплимент, помощь, подарок)?

2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответ­ным подарком).

3. Выбери правильное время и место, чтобы вы­разить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходит­ся откладывать до ближайшего праздника или дня рождения).

4. Вырази свою благодарность. Скажи собесед­нику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу сле­дует за поступком другого человека).

Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; отец дал тебе добрый совет.


3.5. Развитие личности и самосознания71

 

Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, «Я-концепции», выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое отличие — уникальность и неповторимость. Подростковый воз­раст характеризуется прежде всего повышением значимости «образа Я», системы самооценок на ос­новании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Ориентация на оценку окружаю­щих сменяется ориентацией на самооценку, фор­мируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится под­линной основой «образа Я» подростка.

Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное бу­дущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности.

Подростки чрезвычайно чувствительны к важ­ным событиям и переменам в своей жизни. Эта личностная нестабильность проявляется и в пред­ставлениях детей о себе. Так самооценки младших подростков в большой мере повторяют суждения взрослых. Суждения старших подростков о себе более самостоятельны, но неопределенность критериев и уровня притязаний делают их менее надежными и устойчивыми.

Описывая особенности самооценки у подрост­ков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охва­та различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

У подростков наблюдается своеобразное сочета­ние конкретной, частной и общей самооценки: каж­дая положительная и каждая отрицательная част­ная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер. Причем очень часто самооценка бывает крайне полярной: либо все, либо ничего — середи­ны нет. Другими словами, или реализация Я-идеального, или ничего.

Таким образом, работа по развитию и коррекции самооценки подростка должна быть направлена на раскрытие личностных возможностей, создание внут­ренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.

Одной из возрастных задач подросткового и юно­шеского возраста является развитие половой иден­тичности. Половая идентификация происходит еще в детстве. Девушки-подростки уже имеют пред­ставление о том, что значит быть женщиной. Точ­но так же мальчики-подростки осведомлены о том, что они принадлежат к мужскому полу, и о том, что это такое. Но выражение сексуальности начи­нается только в отрочестве. Для некоторых подрос­тков открытие своей собственной сексуальности и интерес к противоположному полу так же естест­венны, как и рост. Для других

 

___________________

71 В данном разделе использованы следующие источники: Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004;.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, дет­ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия». Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психологи. М.: Эксмо, 2004

становление половой идентификации может смущать, а сфера сексу­ального казаться далекой и пугающей. Еще одним из направлений коррекционно-развивающей работы с подростками и старшеклассниками, таким обра­зом, является помощь им в осознании своей по­ловой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как мужчины (женщины), формировании представлений об отношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т. д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.