Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие моторики






Развитие моторики в раннем возрасте являет­ся важной задачей для развития ребенка в целом. Любой малыш, ограниченный в передвижении в пространстве, отстает в развитии познавательной деятельности. Его исследования окружающего мира в этом случае исчерпываются очень небольшим пространством, расположенным вблизи него. Все де­ти хотят двигаться, исследовать окружающий мир, взаимодействовать с людьми и игрушками. Ока­зание ребенку продуманной поддержки дает ему возможность делать то, что он хочет, но не может без посторонней помощи из-за своих физических проблем. Если ребенок не получает поддержку в развитии, то это ведет к отставанию детей в мо­торном развитии24. Несформированность крупной (грубой) моторики (движения руками, ногами, ту­ловищем и т. д.) проявляется в виде плохой ко­ординации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при вы­полнении физических упражнений по показу или словесной инструкции.

Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), то у него развиваются своеобразные компенсаторные дви­гательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др. Превра­щаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют необходимую потребность ребен­ка в движениях. Такие компенсаторные действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями.

______________________

24 Психология человека от рождения до смерти//Под ред. А. А. Реана — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002.

Недостатки в развитии лицевой и речевой мо­торики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произ­ношения некоторых согласных звуков, в общей не­четкости, невнятности, смазанности речи25.

Чем раньше начата с ребенком работа по фор­мированию у него двигательной сферы, тем мень­ше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется вли­яние двигательных функций на его психофизичес­кое развитие.

Навыки крупной моторики — это фундамент, ба­за для формирования тонких движений рук.

Развитие головного мозга у ребенка напря­мую связано с развитием мелкой моторики руки. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладуш­ки-ладушки», «Сорока- белобока» и другие пальчи­ковые игры.

Мелкая моторика рук взаимодействует с таки­ми высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (ко­ординация), воображение, наблюдательность, зритель­ная и двигательная память, речь. Развитие навы­ков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использова­ния точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчи­ковая гимнастика), воздействуя тем самым на ак­тивные точки, связанные с корой головного мозга, делать массаж кистей рук, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы — пуго­вицы, бусины, крупы. Не нужно забывать и о раз­витии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Хорошим помощником в разви­тии мелкой моторики станут различные развиваю­щие игрушки и игры (пазлы, картинки-вкладыши и т. д.), а также рисование и лепка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.