Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Количество часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
Тема 1. Информатизация общества как социотехнический процесс
| 1. Выпишите из различных источников определения следующих понятий (используя толковые словари русского языка, энциклопедии и др.): информация, информатизация, информационное общество, информационные технологии, глобализация.
2. Используя монографию Уэбстера Ф. «Теории информационного общества» (Уэбстер Ф. Теории информационного общества /Пер. с англ. М.В.Арапова, Н.В.Малыхиной/ Под ред. Е.Л. Вартановой. – М., 2004) познакомьтесь с критикой существующих теорий информационного общества. Сделайте выписки основных положений.
3. Подбор и подготовка материалов к выполнению презентации на лабораторном занятии (лб №1)
|
| Понятийный диктант
Проверка конспектов
|
Тема 2. Основные понятия теоретической информатики
| 1. Выпишите из различных источников определения следующих понятий: информатика, данные, знания, социальная информатика, социальная информация, социальная статистика, база данных, банк данных, ресурсы, информационные ресурсы.
2. Подготовка презентаций на темы (на выбор): «Информация, данные, знания - соотношение понятий»; «Традиционные и новые информационные технологии»
|
| Понятийный диктант
Представление на лабораторном занятии
|
Тема 3. Общество и личность в условиях информатизации
| 1.Знакомство с Федеральной программой «Электронная Россия» на 2002-2010 гг.: концепция, основные положения, результаты реализации.
2. Поиск материалов и подготовка реферата (или презентации-доклада) на следующие темы (на выбор):
- «Социально-психологические аспекты информатизации: компьютеромания и компьютерофобия».
- «Компьютерная преступность как социальное явление»
- «Адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде».
- «Проблемы информационного неравенства в современном мире»
|
| Проверка конспектов
Защита реферата
|
Тема 4. Использование информационных технологий при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой.
| 1. Краткие выписки из законодательных актов федерального и регионального уровней по вопросам информатизации социальной сферы.
2. Используя ресурсы Интернета, познакомиться с компьютерными технологиями разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов на примере службы занятости, пенсионного фонда.
3. Применяя методы социального прогнозирования и программу Excel, просчитать и построить диаграмму (гистограмму, график, схему и др.), отражающую те или иные социальные процессы (на выбор).
|
| Проверка конспектов.
|
Тема 5. Формирование единого информационного пространства социальной сферы с использованием современных информационных технологий.
| Знакомство с Интернет-порталами социальной сферы. Подготовка к лабораторному занятию.
|
| Предоставление отчета на лабораторном занятии
|
Тема 6. Информационные технологии при дистанционно-заочной подготовке специалистов отрасли.
| 1. Используя пакет MS PowerPoint, разработать:
- наглядное пособие по курсу «Информационные технологии в социальной сфере».
- презентацию кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ.
2. Осуществить поиск в Интернете сайтов университетов и институтов, в которых имеются факультеты и кафедры социальной педагогики и социальной работы. Составить список сайтов и оформить в таблицу.
|
| Предоставление отчета на лабораторном занятии
|
Тема 7. Программные средства обработки данных в социальной сфере.
| Используя законодательную базу «Консультант+», найти все законодательные документы, касающиеся вопросов социальной защиты малообеспеченных слоев населения; социально-бытового обеспечения инвалидов и ветеранов; пенсионного обеспечения населения (за последние 5 лет, на выбор).
|
| Предоставление отчета на лабораторном занятии
|
Тема 8. Технология работы с базами социальных данных.
| 1.Рассмотреть Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 мая 2005 г. N 355 «О создании общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.». 2. Знакомство со структурой Федерального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
3. Подборка материалов в Интернете о создании единой базы социальных данных в РФ.
|
| Предоставление отчета на лабораторном занятии
|
Тема 9. Использование сетевых технологий в социальной сфере.
| 1. Составить и проанализировать таблицу: " Навигатор Российского Интернета" (наиболее понравившиеся сайты).
2.Создание собственного электронного почтового ящика, отправка всех выполненных лабораторных заданий вложенным файлом на электронный ящик преподавателя.
|
| Представление материалов вложенным файлом на электронный ящик преподавателя
|
Итого:
|
|
|
|