Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы и заключения. 1. Смерть в современной психологии осмысляется как кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека.






1. Смерть в современной психологии осмысляется как кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека.

2. Ф. Арьес считал, что установки человека в отношении смерти на определенном этапе исторического развития непосредственно связаны с самосознанием и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок: «прирученная смерть», «смерть своя», «смерть далекая и близкая», «смерть твоя», «смерть перевернутая».

3. Отношение к смерти в историко-культурной перспективе менялось по нескольким направлениям: 1) развитие индивидуального самосознания; 2) развитие защитных механизмов против сил природы; 3) трансформация веры в загробное существование; 4) трансформация веры в связь между смертью и грехом, страданием.

4. Многие исследователи считают, что психологически страх смерти не врожденное, а приобретаемое в ходе жизни свойство психики (считается, что для животных категория смерти не существует и животные смерти не боятся).

5. Приводя данные исследования умирающих больных, Э. Кюблер-Росс говорит о пяти стадиях изменения отношения человека к собственной смерти: стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия.

6. Р. Моуди указывает, что пережитый опыт умирания производит на многих людей умиротворяющее воздействие. Они а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни.

7. Особый вопрос современности, имеющий нравственную подоплеку, – индивидуальное право человека на добровольную смерть и проблема эвтаназии (убийства из милосердия).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Абулъханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1994.

Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. Познание и врачевание от древности и до наших дней. М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура», 1995.

Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: ЛГУ, 1974.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации//Возрастная физиология. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1975.

Арьес Ф. Возрасты жизни//Философия и методология истории. М., 1977.

Аръес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

Арьес Ф. Века детства. Обнинск, 1993 (или: Журнал практического психолога. 1997. № 1).

Аръес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1999.

Байярд Р., БайярдДж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.

Балахонов А. В. Ошибки развития. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985.

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Изд-во международного фонда истории науки, 1991.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: КСП, 1996.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Бочаров В. В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.

Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. М.: Знание, 1991.

Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. М.: Педагогика, 1985.

Бурльер Ф. А. Старение и старость. М.: Мир, 1962.

Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Валлон А. От действия к мысли. М.: Просвещение, 1957.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.

Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987.

Внешняя среда и психическое развитие ребенка/Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. М.: Медицина, 1984.

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1989.

Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса /Под ред. В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1975.

Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

Выготский Л. С. Кризис первого года жизни//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Кризис трех лет//Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Кризис семи лет//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка//Собр. соч. Т. 6. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Раннее детство//Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до 7 лет. М., 1992.

Гальперин П. Я., Запорожец, А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. М., 1995.

Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества. Л., 1991.

Головаха Е., Кроник А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.

Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.

Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: НПО «Образование», 1996.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм/К. С. Лебединская, О. С. Никольская и др. М., 1989.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.

Джачнотт X. Дж. Родители и дети. М.: Педагогика, 1986. Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.

Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург-ХХ! век, 1997.

Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.

Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Педагогика, 1975.

Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. М., 1987.

Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.

Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1986.

Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз, 1998.

Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации//Вопросы психологии. 1993. № 4.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.

Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. М.: Прогресс, 1990.

Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972.

Изучение развития и поведения детей/Ред. Л. П. Липпситт, Ч. К. Спайкер. М.: Просвещение, 1966.

Индивидуальные варианты развития младших школьников/Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой.М., 1973.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986.

Исследование развития познавательной деятельности/Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971.

История зарубежной дошкольной педагогики/Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. М.: Просвещение, 1986.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.

Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М.: Новости, 1991.

Канунго М. Биохимия старения. М.: Мир, 1982.

Карандашев В. Н. Жить без страха смерти. М.: Смысл, Академический проект, 1999г.

Карандашев Ю. Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. Минск: МГПИ им. М. Горького, 1993.

Карандашев Ю. Н. Психология развития. Введение. Минск: Карандашев Ю. Н., 1997.

Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М., 1978.

Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

Клупт М. А. Время в жизни человека (демографический аспект). М.: Мысль, 1985.

Коган Л. Н. Человек и его судьба. М., 1988.

Козлова Г. 3. Возрастные группы в научном коллективе. М., 1983.

Козлова С. И., Семенова Е., Демикова Н. С., Блинникова О. Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. Л.: Медицина, 1987.

Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.

Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе//Социологические исследования. 1978. № 3.

Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987.

Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.

Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1989.

Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр; изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. Рига: Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ», 1999.

Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной активности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977.

Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! М .: Мир, 1972.

Лабиринты одиночества. Пер. с англ./Сост. Н. Е. Покровский. М.: Прогресс, 1989.

Лаврин А. П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. М.: Московский рабочий, 1993.

Лаврин Л. Тысяча и одна смерть. М.: Ретекс, 1991.

Лангмейер И., Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка//Проблемы развития психики. М., 1981.

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры//Пробле-мы развития психики. М., 1981.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.

Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991.

Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.

Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

Лич П. Ребенок от рождения до пяти лет. М.: Педагогика, 1985 (СПб.: Лениздат, 1993).

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.

Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия/Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991.

Лукоянов Е. Ю. Если вашему ребенку трудно учиться.М .: Знание, 1980.

Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993.

Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. М.: Медицина, 1992.

Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1983.

Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М.: Владос, 1998.

Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М., 1987.

Матейчек 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992.

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996.

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

Миллер С. Психология игры. М.: Университетская книга, 1999.

Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Моуди Р. Жизнь после жизни. М.; Рига, 1991.

Мудрик А. В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. М., 1977.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: СПбГУ, 1999.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986.

Нарциссов Р. П. О материнстве. Пущино, 1985.

Натанзон Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив.М., 1984.

Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М.: Наука, 1981.

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. М.: Педагогика, 1992.

Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985.

Общение и формирование личности школьника/Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987.

Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.

Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988.

Первый год жизни вашего ребенка/Сост. Л. Ф. Островская. М.: Педагогика, 1983.

Перре-Клермон А. -Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991.

Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. М., 1981.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.

Покровская Т. И., Нарицына Р. М. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода. Л.: Медицина, 1978.

Помощь родителям в воспитании детей/Общ, ред. В. Я. Пилиповского М.: Прогресс, 1992.

Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997.

Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., 1987.

Проблемы постнатального сомато-психического развития/Под ред. Г. К. Ушакова, Г. Гельнитца, Г. Эггерса. М.: Медицина, 1974.

Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/Под ред. В. В.Давыдова.М.: Педагогика, 1990.

Психологические проблемы юности/Под ред. А. В. Петровского. М., 1969.

Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964.

Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965.

Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987.

Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.

Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.

Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Пэрну Л. Я воспитываю ребенка. СПб.: Лениздат, 1992.

Развитие личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Развитие личности ребенка/Под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.

Развитие логической памяти у детей/Под ред. А. А. Смирнова.М.: Педагогика, 1976.

Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985.

Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.

Развитие общения у дошкольников/Под ред. М. И. Лисиной, А. В. Запорожца. М.: Педагогика, 1974.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986.

Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.

Развитие психофизиологических функций у взрослых людей/Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М.: Педагогика, 1986.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 1999.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988.

Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.

Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: Спикс, 1994.

Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста//Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997.

Сапогова Е. Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приокское книжное издательство, 1992.

Сколько вам лет? Линия жизни глазами психолога/Под ред. А. А. Кроника. М.: Школа-Пресс, 1993.

Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека//Вопросы психологии. 1986. № 6.

Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. 1991. № 2.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000.

Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994.

Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.

Спиваковская А. С. Как быть родителями. О психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986.

Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л., 1981.

Степанова Е. И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000.

Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Субботский Е. В. Как рождается личность. М.: Знание, 1978.

Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991.

Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Талызина Н. Ф. Формирование учебной деятельности младших школьников. М., 1988.

Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя, 2000.

Толстых Н. Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста// Формирование личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1991.

Уайт Б. Первые три года жизни. М.: Педагогика, 1982.

Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Педагогика, 1984.

Феномен долгожительства/Отв. ред. С. И. Брук. М., 1982.

Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. М.: Педагогика, 1978.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.

Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Флинта, 1997.

Флейвелл Д. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.

Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987,

Формирование личности старшеклассника/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Франус Э. Развитие младенца. Варшава: Наша ксегарня, 1961.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1990.

Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Ленато, 1991.

Фромм Э. Искусство любить//Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

Фромм Э. Человек для себя. М.: Прогресс, 1992.

Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? М., 1987.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс-Универс, 1993.

Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. История, физиология и психология проблемы смерти. М.: Энигма, 1997.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Прогресс, 1993.

Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей. СПб.: Петербург-ХХ век, 1996.

Чуприкова Н. И. Психология умственного развития. Принцип дифференциации. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.

Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.

Шванцара И. и колл. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978.

Шевцов А. А. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб.: Тропа Троянова, 2000.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

Янкова 3. А., Ачильдиева Е. Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983.

Учебное издание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.