Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема периодов и стадий развития по В. И. Слободчикову






Ступени развития субъективности     Матрица возраста    
Период становления со-бытийности   Период реализации само-бытности    
кризисы рождения   стадии принятия   кризисы развития   стадии освоения    
 
Оживление   родовой кризис: (-2 мес)-(+3 нед)   новорожденность (новорожденный): 0, 5-4, 0 мес   кризис новорожденности: 3, 5-7, 0 мес   младенчество (младенец): 6–12 мес    
Одушевление   кризис младенчества: 11-18 мес   раннее детство (дитя): 1 год 3 мес-3, 0 года   кризис раннего детства: 2, 5–3, 5 года   дошкольное детство (ребенок): 3-6, 5 года    
Персонализация   кризис детства: 5, 5-7, 5 лет   отрочество (отрок): 7, 0 лет-11, 5 года   кризис отрочества: 11, 0-14, 0 лет   юность (юноша): 13, 5 года-18, 0 лет    
Индивидуализация     кризис юности: 17, 0 лет-21, 0 год     молодость (молодой человек): 19, 0-28, 0 лет   кризис молодости: 27, 0лет-33, 0 года     взрослость (взрослый): 32, 0-42, 0 года      
Универсализация     кризис взрослости: 39, 0-45, 0 лет кризис ндивидуальной жизни   зрелость (зрелый муж): 44, 0 года-60, 0 лет     кризис зрелости:   55, 0-65, 0 лет     старость (старик): 62, 0 года      

 

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения – как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со-бытийности (на стадиях принятия), в кризисах развития – как кризис со-бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само-бытности (на стадиях освоения). То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности).

Рассмотрев процессы, участвующие в развитии, протяженность и членение временной дистанции, мы можем сформулировать рабочее определение предмета психологии развития. Предметом психологии развития будем считать психическое развитие, которое определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.