Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовность против интеллекта

Существует ли изначальный конфликт между духовностью и интеллектом? Находятся ли они в постоянном противоречии друг с другом? Должны ли мы выбрать для себя только духовность или только рациональность, но никогда то и другое вместе?

Несколько лет назад я бы ответил утвердительно на эти вопросы. Но сегодня я вижу, что этот конфликт — не более, чем иллюзия. На самом деле, я считаю, что интеллект и духовность, в конечном счете, идут одной дорогой; я говорю это не для того, чтобы внушить вам некую религиозную догму и затем убедить вас в ней, манипулируя понятиями. Я хочу сказать, что, используя свой ум в полной мере, вы, в конечном счете, достигаете чувства духовности. Можно называть это другими словами, но вы увидите, что приходите в общем к тем же выводам, к каким приходят наиболее просвещенные люди.

В рамках вопроса «духовность или интеллект» основная проблема возникает из ощущения конфликта между двумя мнимыми противоположностями. Подобное восприятие мешает нам принять один из этих путей и следовать ему достаточно далеко. Мы будем идти по выбранному пути совсем недолго, после чего снова вернемся на другую сторону. В нас есть поиски разума и поиски духа, но они никогда не пересекаются. Они остаются отделенными друг от друга. В мире бизнеса наши действия регулируются умом; мы достигаем наилучшего результата тогда, когда принимаем наиболее убедительные разумные решения. Но если мы придем домой, поразмышляем и зададимся вопросами вроде: «Какова же цель моей жизни?», то нам придется воспользоваться совершенно иным набором принципов. Теперь мы якобы покинули территорию интеллекта и вошли в сферу духовного. Мы пытаемся разумно взаимодействовать с внешним миром и духовно — с внутренним.

Однако, этого кажущегося конфликта в действительности не существует. Если бы вы зашли в следовании только своему рассудку или только своим духовным убеждениям достаточно далеко, то вскоре бы увидели, что они, в конечном итоге, ведут в одно и то же место. Это надуманный конфликт. Он существует только в наших мыслях.

Позвольте мне объяснить почему это возможно, и какую роль постижение этой истины сыграло в моей собственной жизни.

Мое воспитание шло в духе главенства рассудка. Моя мама была профессором математики в колледже, а отец — авиакосмическим инженером. Моя семья была довольно религиозна, но я никогда не считал нас духовными людьми. Во мне воспитали сильное религиозное чувство — его трудно было проигнорировать, ведь я посещал церковь каждое воскресенье и до 12 лет ходил в католическую школу — тем не менее, за этими навязанными убеждениями я не находил никакой более глубокой духовности. Религия была просто еще одним школьным предметом, вроде математики или истории. В основном она заключалась в зубрежке, следовании сложным правилам и таинствам, таким как исповедь, где я должен был рассказывать постороннему человеку обо всех своих грехах, а потом раскаиваться. К 17 годам это противоречие заставило меня осознать, сколь же мала эта религия, и, к большому сожалению родителей, я стал атеистом. Я думаю, это решение было абсолютно целесообразным. Меня учили быть рассудительным, делать рациональный выбор. И я решил, что мое религиозное воспитание было крайне иррациональным. Я, возможно, думал, что исправлял в своей жизни логическую ошибку родителей. Это ощущение только возросло после того, как я испытал их реакцию на мое решение, которую, как вы можете представить, ни в коей мере нельзя было назвать рациональной. Я был счастлив уехать из дома после окончания школы. Помимо свадеб и похорон (в обоих случаях не моих собственных), я никогда больше не ходил в церковь.

В колледже я специализировался на 2 предметах, в которых царил рассудок: информатике и математике. Обычно я относился к духовным людям как к ненормальным. За редкими исключениями (у меня были сомнения и на этот счет), я находил их жизнь пустой тратой времени, не приносящей пользы миру. По моему убеждению, духовные люди обладали более низким уровнем рационального мышления, руководствуясь мимолетными эмоциями, а не умом и здравым смыслом. Словом, я рассматривал таких людей как глупых, ни к чему не способных, в лучшем случае — одураченных. Я посвятил себя исключительно рациональному существованию, избегая всего духовного или религиозного.

Годы спустя я начал задумываться над тем, что мои убеждения могут формировать (а не только оценивать) мое восприятие реальности. Я узнал разницу между теми убеждениями, которые могут придать силы, и теми, которые ее лишают. Все это стало результатом моего страстного увлечения в возрасте двадцати с небольшим лет различными материалами о личностном развитии. Такие мыслители, как Эрл Найтингейл, Наполеон Хилл, Норманн Винсент Пил, Брайан Трейси и Тони Роббинс научили меня, что мои собственные мысли и суждения играют решающую роль в достижении моих результатов. Вероятность что-либо сделать была несравненно выше, если я верил в то, что мог достигнуть этого. Если бы я размышлял о поражении, то лишь помешал бы своему развитию.

Эта концепция наложила отпечаток на мое мышление. Мне было несложно увидеть, какую роль мои мысли играли по отношению к моим результатам. Я уже видел подтверждение этому в своей жизни и жизни других людей. Я мог заметить, что сохранение позитивного отношения и концентрация на желаемом помогали мне достигнуть лучших результатов, чем пессимизм и беспокойство. Это осознание было для меня продуктом здравого смысла, но также оно стало и мощным прорывом, потому как ранее я и не предполагал, что мое собственное отношение могло сыграть столь значимую роль в моей жизни. До этого я не осознавал, что могу изменить свое отношение к происходящему, тем самым изменив свои результаты. Когда мне был где-то 21 год, я подумал: «Гм.. в таком случае, дай-ка я удостоверюсь, что у меня положительный настрой на работу. Мне следует оставаться сконцентрированным на своих устремлениях. В противном случае, я нанесу себе вред. А вредить самому себе было бы не очень разумно».

Эта идея постепенно расширялась за границы позитивного отношения к действительности по мере того, как я продолжал читать все больше книг о личностном росте. Из книг Тони Роббинса (среди многих других) я узнал о том, что существуют 2 вида убеждений: укрепляющие нас, и те, которые делают нас более уязвимыми. К примеру, если я верю, что компьютеры слишком запутанны и сложны, то буду избегать пользоваться ими. Если же я придерживаюсь другой точки зрения, то буду учиться пользоваться новыми технологиями. Вторая мысль дает больше возможностей, поскольку позволяет использовать технологии там, где они могут помочь, а первая — лишает возможностей. Быть способным к чему-либо — более разумный вариант, чем быть неспособным.

Когда я учился в колледже, меня все более интересовал вопрос об укрепляющих и ослабляющих убеждениях, и в особенности — как именно мои собственные убеждения могут влиять на мои результаты таким образом, каким я, может быть, даже не представлял. Ни о какой духовности речи не было. В тот момент я продолжал оставаться атеистом, и это было делом чисто умственного характера. Я больше интересовался управлением временем и производительностью, и начал спрашивать себя: «Что, если мои сегодняшние убеждения не самые оптимальные из тех, которые я могу иметь на теперешний день?».

Как программист, который видел быстрое развитие технологий — начиная с десятилетнего возраста я изучал программирование на языке BASIC на Apple II, а в 21 год я программировал на C++ на 486DX-50mhz PC— я думал об этих идеях, проводя компьютерные аналогии. Мой мозг был аппаратным обеспечением. Мои убеждения и принципы — операционной системой (ОС). А мои мысли (в том числе те, которые управляли моими поступками) — компьютерными программами. Программное обеспечение работало под управлением операционной системы, которая была установлена на аппаратное обеспечение. Как заставить компьютер работать лучше? Вы можете обновлять аппаратное обеспечение. Хотя обновление моего собственного мозга выглядело прекрасной идеей, я не видел для этого никаких более жизнеспособных вариантов, кроме как диета и упражнения. Но как насчет апгрейда операционной системы? Я помню апгрейд с MS-DOS 6 наWindows 3.1 и то, какие существенные перемены это принесло. Компьютерное аппаратное обеспечение оставалось прежним, но после обновления операционной системы все изменилось. Я мог запускать другие компьютерные программы. Я достиг других (возможно, более хороших) результатов.

Я подумал: «А что, если бы я мог обновить операционную систему в своем мозгу? На что это было бы похоже?». Это потребовало бы «апгрейда» моих личных убеждений и позиций, что означало бы перепрограммирование моих фундаментальных представлений о реальности. Это могло бы заставить меня мыслить по-другому (т.е. запускались бы другие программы), что гарантировало бы другие результаты. Проблема заключалась в том, что было не совсем понятно: какие изменения были бы апгрейдами, а какие — даунгрейдами, или что, если эти идеи вовсе не стоили моего внимания? Отразится ли изменение моих убеждений хоть как-нибудь на моих результатах? Однако, продолжая компьютерную аналогию, во мне возрастало подозрение, что, возможно, я наткнулся на скрытую золотую жилу интеллекта.

Какова же природа хорошего апгрейда операционной системы? Вы получаете новые функции. Ваши программы работают быстрее. Вы более производительны. Вы можете делать больше и лучше за меньшее время. Если бы я хотел обновить операционную систему своего мозга, то мне следовало бы стремиться именно к таким результатам. В противном случае, я просто зря потратил бы время. Я бы даже рисковал ухудшить то, что имею на сегодняшний день и получить худшие результаты (Windows Millennium, кхм-кхм).

Несмотря на риск, осознание такой возможности вдохновило меня на поход по исследованию других систем восприятия, и это путешествие продолжается по сей день. Я обдуманно и осознанно решил переделать свою систему убеждений для того, чтобы посмотреть, как другие убеждения будут влиять на мои результаты. Я начал возиться с собственной операционной системой. Внешне это выглядело как духовный поиск, и я часто именно так себе это и объяснял, но в действительности это была задача для интеллекта. Моей целью была оптимизация моих убеждений о реальности, то есть собственной операционной системы; я хотел обладать способностью делать больше и лучше за меньшее время.

Это был непростой процесс. Я нахожусь в нем с начала 90-х годов и все еще продолжаю экспериментировать. Хитрость процесса такова: я не могу точно знать, какой эффект окажет та или иная система убеждений на мои результаты до тех пор, пока не испробую ее. Вопрос является чрезвычайно сложным в своей основе, так что предсказать последствия практически невозможно. Мне приходится погружаться в процесс с головой и проверять все самому. Например, вера в Бога придает сил или обезоруживает? Если я поверю в Бога, позволит ли это достигнуть лучших и бо́ льших результатов за более короткое время, чем если я останусь атеистом? И если так, то какая вера самая лучшая?

Как вы можете представить, более глубокая проблема заключается в том, что некоторые убеждения переопределяют заново мое понимание слова «результат». Но так как я старался «апгрейдить» самого себя, то, по крайней мере, начинал не с нуля. У меня уже была работающая операционная система. Таким образом, я всегда мог сравнить мои текущие результаты с моими результатами в прошлом и решить, что же для меня «лучше». Так как результаты часто весьма существенно отличались друг от друга, было нетрудно выбрать то, что я считал лучшим, несмотря на всегда присутствующую в таких вопросах двусмысленность. Например, если я стану миллионером, то смогу сказать, что при всех прочих равных условиях это лучше, чем жить без денег. Мало кто станет спорить с этим. Быть здоровым и богатым — лучше, чем быть бедным и больным. Быть счастливым — лучше, чем находиться в депрессии. Быть влюбленным — лучше, чем быть одиноким. Быть собранным и организованным — лучше, чем быть рассеянным. Быть продуктивным — лучше, чем быть непродуктивным. Быть умным — лучше, чем быть глупым. Успех — лучше, чем неудача. Если мне было неясно, является ли изменение улучшением или ухудшением, я просто считал его нейтральным. Когда я начинал сомневаться, то просто полагался на свой здравый смысл.

Я уже писал в серии статей о смысле жизни о том, как пробовал разные системы убеждений, поэтому не буду повторять здесь это еще раз. Я обнаружил, что, зайдя достаточно далеко в умственных поисках, я начал экспериментировать с различными духовными верованиями, и они стали ключевыми для моего восприятия реальности. К собственному удивлению я понял, что атеизм не был оптимальной системой убеждений для меня в том смысле, что он не давал мне лучших результатов. Впрочем, католицизм также не был подходящим вариантом. Я выяснил, что оба этих убеждения не были для меня наиболее оптимальной операционной системой. Система убеждений, которой я придерживаюсь сегодня и которая до сих пор давала мне наилучшие результаты, довольно близка к буддизму. Многие заявляют, что буддизм вообще не является религией, и я склонен согласиться с этим. Я объяснил некоторые детали этой системы убеждений и то, как она позволила мне освободиться от страха, в Подкасте #8 — Преодолевая страх.

Основной причиной, по которой я экспериментировал с различными системами убеждений, послужило желание определить наиболее разумную из них. Все дело в эффективности. 2005 год, бесспорно, был моим лучшим годом, и я надеюсь, что 2006 сможет стать еще лучше. Я уверен, что на 99% мои результаты зависят от системы убеждений о реальности — моей операционной системы. Моя текущая операционная система (Павлина 2005) определяет мои мысли, действия и, как следствие, результаты. По моим стандартам, прошедший год был выдающимся в плане достижения бо́ льших и лучших результатов за меньший срок. Скорее всего, у вас будет совсем другая шкала ценностей, поэтому вы можете не оценить мои результаты так, как это делаю я. Так и должно быть. Я не предлагаю вам стремиться к достижению тех же результатов, что и я. Я предлагаю вам настроить и усовершенствовать свою собственную операционную систему для достижения лучших результатов. Вы единственный, кто может провести самодиагностику и решить: функционируете ли вы оптимально, или же вам следует провести апгрейд. Никто не сможет сделать это за вас. Работают ли ваши программы (то есть ваши мысли и поведение) бесперебойно и эффективно, или же страдают от ошибок в системе, таких как страх неудачи, лень или депрессия?

Начните самодиагностику, составив три списка:

1. новые функции, которые нужно добавить;

2. возможности апгрейда и оптимизации существующих функций;

3. неисправности и дефекты, которые вам хотелось бы устранить.

Это даст вам идеи, что именно надо подправить в системе ваших убеждений. Например, если вы хотите научиться играть на музыкальном инструменте (новая программа в вашем мозгу), то можете обнаружить, что в вашей операционной системе есть дефект, говорящий: «Я не музыкант». Таким образом, вам необходимо исправить операционную систему и перепрограммировать эти ограничивающие убеждения прежде, чем вы сможете устанавливать новые программы, которые позволят вам научиться играть на новом инструменте. Такими новыми убеждениями могут быть «Я — музыкант», «Я люблю музыку», «Я могу научиться и научусь играть на любом инструменте, на котором захочу».

Одним из основных принципов моей текущей системы убеждений является вопрос о том, как я определяю самого себя. Я не рассматриваю себя как физическое тело, бродящее в физическом мире. Напротив, я считаю, что вся реальность существует внутри чистого сознания, и я идентифицирую себя (то, что я называю «Я») с этим сознанием, а не с моим физическим телом. У меня есть физическое тело, подобно тому как есть пальцы на руках и ногах, но это тело — лишь одна из моих частей. Я воспринимаю реальность так, как большинство людей в состоянии бодрствования думает о снах. Если вы вспоминаете один из ваших снов, то думаете о нем как об умственном переживании, происходящем в вашем сознании. «Вы» — это не то тело, которое вы видели во сне, а человек, лежащий на кровати и видящий сон. Все происходящее во сне происходит внутри вашего сознания, а ваша настоящая сущность смотрит этот сон, а не находится внутри него. Как бы странно это ни звучало, именно так я воспринимаю свою реальность в состоянии бодрствования.

Моя текущая система убеждений может показаться необычной, но это именно та система, которая дает наилучшие результаты из тех, что я пробовал. Я способен отлично функционировать, я могу ставить и достигать большие, амбициозные цели, я не боюсь потерпеть неудачу или быть отвергнутым, у меня приличный доход, я забочусь обо всех своих потребностях, каждый день помогаю людям, стараюсь не навредить, меня переполняет счастье и оптимизм. Для меня это довольно разумный выбор по сравнению с образом жизни большинства людей. Я направляю свой интеллект на достижение максимальной эффективности, на все самое хорошее. Но эти результаты появились не просто из-за того, что я предпринимал некоторые действия. Если бы все было так просто! Мне пришлось копать гораздо глубже и исправлять операционную систему, прежде чем я смог установить такие программы, как Мир 5.0, Радость 7.1, Изобилие 3.2 и Забота 4.0. Когда я пытался установить эти программы до апгрейда операционной системы, они постоянно ломались из-за проблем с совместимостью. Чертовы драйверы!

Если реальность проистекает внутри сознания, то вся жизнь представляет собой просто выражение сознания. Понимание этого не приводит меня к пассивному созерцанию, как могли бы предположить многие, — совсем наоборот. Оно снимает страх, вследствие чего я могу легче предпринимать действия и получать результат с меньшими усилиями. Вместо того, чтобы рассматривать конфликты как «я против них», я вижу конфликты как нечто, происходящее между различными аспектами моего собственного сознания. Затем я думаю, как можно разрешить эти конфликты, проводя изменения внутри себя.

Что бы я ни хотел изменить в окружающем мире, сначала я стараюсь провозгласить соответствующее изменение внутри себя. Эти изменения изнутри меня начинают распространяться наружу, в мир… через все сознательные существа. Только так я могу менять мир в лучшую сторону. Подобно вирусу, любой апгрейд моей операционной системы в конечном счете заражает окружающих. Конечно, даунгрейды могут действовать точно так же, поэтому важно тщательно продумывать долгосрочные последствия любых изменений.

Мое тело — основное средство, с помощью которого я взаимодействую со всеми сознательными существами. Я влияю на сознание посредством мыслей и действий. Я решаю, каким оно должно быть, а затем стараюсь воплотить это ви́ дение в реальность. Например, если я хочу, чтобы меня окружал мир и спокойствие, то начинаю с установления мира внутри себя. Если я хочу, чтобы в существовании окружающего мира была какая-то цель, то для начала я сосредоточиваю свою жизнь вокруг этой цели. Я хочу, чтобы мир был сострадательным, поэтому я отказываюсь причинять вред людям и животным. Я хочу, чтобы мир был храбрым, поэтому смело смотрю в лицо собственным страхам.

Каждый раз, когда я вижу конфликт в мире, я понимаю его как конфликт внутри себя. Разрешение внутреннего конфликта — это самое лучшее, что я могу надеяться совершить. Я не могу исчерпать конфликт, создавая еще больший конфликт. Я могу устранить его, только устранив конфликт внутри себя, достигнув состояния внутреннего покоя, а затем излучая этот покой во внешний мир. Бесполезны попытки заставить людей измениться. Я не могу показать человеку как запустить программу «Мир» до тех пор, пока он или она не обновит свою операционную систему до необходимого уровня, а такие обновления достигаются только осознанным выбором, но никак не по принуждению. Если я захочу, то могу заставить людей запустить программы типа Страх, Жадность или Трусость, но только потому, что у этих программ гораздо меньшие системные требования, чем у Мира, Смелости и других более достойных программ. Даже животные могут запускать такие программы.

Когда я осознаю конфликт, вызывающий во мне волну эмоций, то я знаю, что должен разрешить этот конфликт внутри себя. Чистая совесть не позволит мне оставаться равнодушным. Многие люди видят нечто, что их беспокоит, и в страхе отворачиваются. Я изо всех сил стараюсь не позволить себе так поступать, ибо это снижает мою сознательность. Это делает меня менее человечным.

Например, если вы посмотрите видеосюжет о животноводческой ферме и увидите как мучают животных, почувствуете ли вы сочувствие к их страданиям? Ощущаете ли вы какой-либо конфликт, когда узнаете о подобных вещах? Связываете ли вы это страдание с вашим собственным выбором еды… с вашим обедом? Воспринимаете ли вы эту информацию осознанно и включаете ли ее в вашу модель мира, с тем, чтобы принимать более разумные решения, или пытаетесь не обращать на нее внимания, и тем самым заглушаете собственный ум?

Я исчерпал этот конфликт внутри себя, сознательно решив стать строгим вегетарианцем. После того, как я осознал, что мои действия косвенно приводят к подобной жестокости и страданиям, я не мог продолжать участвовать в этом. Совершение вещей, причиняющих кому-либо вред, понизило бы мою сознательность. Я не позволил себе проигнорировать полученные знания и не пытался убедить себя в том, что все в порядке, не обращая внимания на все то, что делали другие люди. Во мне все еще много внутренних противоречий, над которыми я продолжаю работать. В подобных ситуациях я открыто признаю существование конфликта, а не прячусь от него. Я просто говорю себе: «Да, тут есть конфликт, преодоление его требует решительности. Но сейчас я еще недостаточно силен для этого». Затем я сосредоточиваюсь на стремлении собрать силы, необходимые для изменений, и в конечном счете это происходит. И каждый раз, когда я разрешаю такой внутренний конфликт и перестаю вносить вклад в страдания «где-то там», я испытываю умиротворенность и счастье, и чувствую, что становлюсь более сознательным. Я на самом деле чувствую что-то вроде умственного апгрейда.

Это не самый простой образ жизни, но мне кажется, что это наиболее разумный путь. Одним из его требований является невозможность игнорировать какие-либо данные. Я должен принимать во внимание всю информацию, о которой узнаю. Если я знаю, что где-то в мире страдают люди, то я должен помнить об этом, когда определяю свой жизненный путь, особенно если осознаю свое участие в этом. Если я готовлю для себя еду, то должен отдавать себе отчет в том, какими могут быть последствия моего выбора. Например, я не поклонник определенного бизнеса, такого, как McDonald’s или Burger King, потому что не хочу участвовать в последствиях, создаваемых их работой. Я далек от совершенства в применении этого принципа, но с каждым годом я становлюсь более сильным и последовательным. Это непрерывный, разворачивающийся процесс.

Разбираясь с этими вопросами в самом себе, я решаю не только собственные проблемы; мои внутренние изменения излучаются во внешний мир через мои действия. Мое решение стать строгим вегетарианцем побуждает других задуматься об этом, попробовать самим, и даже принять подобное решение для себя. Но, в основном, это происходит как результат моего внутреннего личного продвижения, как естественное следствие того, кем я стал, а не потому, что я трачу дни напролет в активных попытках склонить людей к вегетарианству. На самом деле, я считаю, что попытки убедить людей изменить свои убеждения — пустая трата времени, приводящая к разочарованиям и усугубляющая конфликты. Гораздо более эффективно — помочь людям повысить их сознательность и позволить им решать самим за себя. На моем текущем уровне сознательности вегетарианство — просто разумный выбор. Я бы сознательно причинил себе вред, поступая наоборот. Я бы поддерживал мучения и убийства животных, продолжая вредить людям, попавшим в ловушку текущей системы, бессовестно расходовал ресурсы, причинял существенный вред окружающей среде. Если я участвую в этой боли и страданиях, то притягиваю их к себе. Я становлюсь менее сострадательным, более черствым, диким человеком. Часть моей божественной природы оказывается спрятанной под слоем страха. Я мог бы сделать что-то подобное сегодня только при одном условии — понизив свою сознательность… забыв то, что я осознал… игнорируя информацию. Если я откажусь принимать последствия своих действий (из-за страха), то выйдет, что страдания и жестокость будут происходить по моей вине. Я могу избегать осознания, но я никогда не смогу избежать ответственности за это. Для меня это скорее не духовный, а интеллектуальный выбор. Я не вижу ничего разумного в том, чтобы быть причиной неоправданным страданиям. Я не хожу по соседям, мучая и забивая до смерти их домашних питомцев, так с какой стати я стану кому-то платить, чтобы они сделали это за меня? Будь вы моим соседом, приняли бы вы мои извинения, если бы я сказал, что ваша кошечка оказалась вкусной?

Многие люди рассматривают эти убеждения как духовные. И они по-своему правы. Но все же, прежде всего, это интеллектуальные убеждения. Причем здесь нет конфликта между интеллектом и духовностью. Они указывают в одинаковом направлении. С моей точки зрения, если хочу с помощью интеллекта помочь решить какие-то проблемы нашего мира, то такой набор духовных убеждений дает мне силу для осуществления моих решений. Вся моя жизнь направлена на рост сознательного созидания — не только самого себя, но и всего остального, что попадает в поле моего восприятия. Эта цель для меня более важна, чем деньги, карьерный рост, моя собственная безопасность и защищенность. Я могу направлять свою энергию, тратить свои ресурсы на эту цель, не боясь ошибки или неудачи. Если я и потерплю неудачу, то потому только, что так уж решила вселенная, а не из-за того, что я побоялся попробовать. Я не в силах сделать больше, чем могу, и если в конечном счете получу от мироздания отказ, то приму этот приговор.

Если эта планета должна быть преобразована, то каждый из нас должен прежде всего преобразовать себя. Всякий раз, когда вы узнаете о конфликте в мире, вы должны понимать, что восприятие этого конфликта связано с отражением чего-то внутри вас. Это сигнал, который указывает, что вам необходимо решить внутренний конфликт. Вы не можете решать проблемы мира до тех пор, пока не преодолеете скрытый конфликт внутри себя. Нет смысла жаловаться на мировые проблемы, если мы постоянно участвуем в их создании. Мы должны прекратить вносить вклад в общемировые конфликты и страдания. Мы должны начать с достижения внутреннего покоя. Только тогда мы сможем перенести этот покой в окружающий мир и пригласить других людей совершить те же перемены.

В моей системе убеждений не существует разделения на «я» и «другие». Все мы — части одного сознания. Когда один человек причиняет вред другому, то эта проблема является проекцией двух противоположных мнений внутри сознания как такового. Мы разрешаем эти конфликты, становясь более сознательными; мы исследуем эти конфликты и принимаем наиболее разумное решение. Это оказывает эффект подъема нашей собственной сознательности. Мы переживаем рост нашей личности, и таким образом оказываемся способными к решению еще больших конфликтов, достижению более глубокого спокойствия. Как писал Халиль Джебран в «Пророке»: «Чем глубже печаль проникнет в твое существо, тем больше радости ты сможешь вместить».

Одним из основных внутренних конфликтов является конфликт между интеллектом и духовностью. Я чувствую, что он приобретает характер глобальной проблемы и подозреваю, что в будущем напряженность будет только возрастать. На земле этот конфликт принимает классические формы вроде «запад против востока», «консерваторы против либералов», «мужчины против женщин», «материя против энергии». В нашем восприятии физическое и духовное начала четко разделены, но многие из нас начинают приподнимать разделяющую их завесу и превращают свою жизнь в воплощение союза этих кажущихся противоположностей.

Возможно, вы находите себя скорее интеллектуальной, нежели духовной личностью. Я считаю, что это хорошо. Слишком часто так называемая духовность используется как инструмент манипуляции и контроля, или она заходит настолько далеко, что полностью теряет связь с реальностью. Достаточно глубоко исследуя свой интеллект, вы в итоге натолкнетесь на ограничения вашей умственной операционной системы. Хороший способ поиска ошибок в ней состоит в вопросе: «Чего я боюсь? Можно ли назвать эти страхи логичными и рациональными, или они всего лишь излишне меня тормозят?» Это крайне практичные, приземленные вопросы. Если вы боитесь неудачи или неприятия, ваши возможности в жизни будут серьезно ограничены. Из-за этого обязательно пострадают ваши результаты. Но если вы сможете отладить операционную систему в вашем мозгу и полностью устранить страх, ваша жизнь потечет гораздо ровнее. Вы сможете работать больше и лучше, затрачивая меньше времени.

В конце концов процесс настройки и улучшений приведет вас к желанию пересмотреть свои наиболее глубокие представления о реальности, те, которые большинство людей считает духовными по своей природе. Не стоит бояться этого опыта. Ваши религиозные и духовные убеждения — часть вашей операционной системы. Они являются ядром вашей ОС, основываясь на котором работают все остальные программы. Если ядро содержит ошибки или работает неоптимально, то ваши жизненные результаты никогда не станут оптимальными. Ни одна из ваших программ не будет работать корректно. Ваши мысли и действия будут представлять собой нагромождение несоответствий. Вы часто будете ощущать, будто боретесь с самим собой. Это все равно, что искать смысл в налоговом кодексе РФ, который по объему сейчас равен 12 Библиям.

Однако, если вы сможете устранить хотя бы небольшую ошибку или произвести незначительное обновление ядра ваших духовных убеждений, то это может привести к огромным сдвигам в ваших результатах. Подобное изменение повлияет на все программы более высокого уровня. Все ваши мысли и действия уже не будут прежними. Лишь немногие вещи в жизни могут так существенно повлиять на жизненные результаты, как изменения в ваших духовных убеждениях. Но такой тип оптимизации требует высочайшего интеллекта. Это вовсе не похоже на увеселительную прогулку.

Займитесь своими наиболее неприкосновенными убеждениями. Задавайте вопросы. Есть ли Бог? Если он существует, то какова его природа? Есть ли загробная жизнь, и если да, то на что она может быть похожа? Случаются ли сверхъестественные явления, и если да, то как они происходят?

Выбирая свои убеждения, стремитесь прежде всего к достижению их точности, и лишь затем — к усилению и расширению возможностей. Во-первых, необходимо, чтобы ваши убеждения были совместимы с вашим существующим пониманием реальности. Ошибочные представления наносят вред. Вера в то, что Земля плоская, не поможет вам. Но, поскольку в нашем знании о мире есть множество пробелов, у вас все равно останется много вопросов с ответами «не знаю», и нельзя быть до конца увереным в правильности того или иного пути. Известные нам факты не дают достаточно информации. Заполните эти пробелы, выбрав убеждения, которые смогут помочь вам в достижении наилучших результатов. Этот этап требует терпения и практики. Но главное — оставайтесь открытыми для возможности изменения своих убеждений, даже самых глубоких, в процессе поиска большей точности и силы. Никогда не считайте свою операционную систему окончательно отлаженной и оптимальной. Процесс апгрейда длится всю жизнь, а иногда для увеличения производительности даже придется вернуться назад и переписать старый код, который вы когда-то считали безупречным.

Различные убеждения распределены на шкале между неопределенностью и определенностью. Если «1» означает, что вы в полнейшем сомнении, а «10» означает абсолютную уверенность, то вы обнаружите, что большинство ваших убеждений попадает в диапазон от 4 до 7. В отличие от аппаратного обеспечения компьютера, ваше аппаратное обеспечение не является двоичным. Вы способны воспринимать оттенки серого. Вы можете производить очень тонкие настройки. Обычный цифровой компьютер обрабатывает нечеткие входные данные программно, у вас же такая возможность встроена на аппаратном уровне. Вы можете отрегулировать уровень определенности и уверенности для каждого убеждения. Даже если вы сохраните ваши вчерашние убеждения, вы можете повлиять на свои результаты, подняв уровень с подозрения до убежденности или снизив убежденность до уровня просто подозрения. Вы можете стать увереными в том, в чем когда-то сомневались, либо вы можете начать сомневаться в том, что воспринимали ранее как само собой разумеющееся. Тем не менее, вам не надо доводить каждое из своих убеждений до уровня 1 или 10. В действительности, одно из самых поразительных свойств нашей нервной системы состоит в ее способности иметь дело с неоднозначностями и постоянными изменениями. Мы узнаём людей даже после того, как они сделали новую стрижку. Мы можем с успехом решать старые задачи в новых условиях. Мы можем нормально функционировать с нечеткими убеждениями.

Во что вы будете верить — выбирать вам. Но выбирайте обдуманно. Пусть ваш выбор собственных убеждений будет сознательным.

Если вы не выберете свои убеждения сознательно, то кто-то другой сделает это за вас. Кто-то придет и запрограммирует вас на улучшение чужих результатов, которые вообще могут не совпадать с вашими собственными. Знайте, что вас уже программируют. Скорее всего, средства массовой информации уже оказали огромное влияние на ваши основополагающие убеждения. Если вы работаете в большой корпорации, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что некоторые ее сотрудники работают над вашими убеждениями, с тем, чтобы вы служили интересам корпорации, а не своим собственным. Не заражена ли случайно ваша операционная система вирусом потребительства? А как насчет брандмауэра «Страх неудачи»? Нет ли в списке запущенных процессов программы «Слушай_Своего_Босса.EXE»?

У вас есть возможность апгрейда своей собственной операционной системы. Даже если вы уделяли ей очень мало внимания и не следили за ее состоянием, начать обновление никогда не поздно. Если вам не нравится то, что установлено по умолчанию, удалите это. Если вы обнаружите существование убеждений, которые, по вашему мнению, могут дать вам больше сил — установите их. Скорее всего, вы не захотите начать с команды «удалить все» и вновь стать маленьким ребенком, но вы все равно можете отлаживать и оптимизировать код даже во время выполнения программы. Это одна из уникальных возможностей человека. Мы можем обновлять наши программы без полной перезагрузки системы.

Каждое убеждение — это выбор. Очень немного людей понимает это, так как они никогда не делали такой выбор сознательно. Но когда вы поймете, что ваши убеждения можно выбирать, и что вы можете менять их путем разумного принятия решений, то получите более полный контроль над вашей аппаратурой и результатами, которые она производит. Если вас не устраивают получаемые результаты — вы можете изменить собственный код.

Вы можете обмануть всех своих знакомых, прикинувшись жертвой этого мира, но вы не обманете меня. И вы, и я полностью ответственны за тот вклад, который мы прямо или косвенно вносим в мир. Вы можете сознательно перестать контролировать ситуацию, но вы никогда не сможете освободиться от ответственности. Вы все время стоите перед выбором — жить в неведении и отрицании, игнорируя информацию, либо жить сознательно, собрав всю свою смелость для действий во имя наивысшей цели. Если вы до сих пор сознательно не выбрали второй вариант, то вы выбрали первый. Но никогда не поздно передумать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические рекомендации студентам по работе на лекциях | Сцена первая




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.