Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация периодических изданий для детей




Журнальное издание – периодическое издание, содержащее статьи и рефераты по различным вопросам, литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.[2]

Периодические издания для детей – журналы и газеты, как правило, ориентированные на достаточно узкую конкретную возрастную категорию читателей. Эти издания приучают детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку «общения» с литературой.

Согласно стандарту, периодическим называется серийное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

Цель таких изданий – оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную определенному читателю.[3]

ОСТ 29.127-2002устанавливает требования к шрифтовому оформлению и качеству полиграфического исполнения книжных и журнальных изданий для детей и подростков, в том числе абитуриентов.

СанПиН 2.4.7.960-00устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и журнальных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и / или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления, является одной из мер профилактики зрительных нарушений.

Удобочитаемое издание– издание, при чтении которого не развивается зрительное утомление.

Подпись к иллюстрации (подрисуночная подпись) – текст, представляющий собой словесную характеристику иллюстрации (наименование, содержание, расшифровку основных обозначений и т.п.), позволяющий рассматривать иллюстрации независимо от текста и связывая их с текстом, к которому они относятся.[4]

Издания в зависимости от зрительной нагрузки при чтении и в соответствии с ГОСТ 7.60 подразделяются на две категории:

первая категория · литературно-художественные; · научно-популярные; · учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения)
вторая категория · справочные (словари, энциклопедии, каталоги и т.п.); · для досуга (стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды и т.п.).

 

Издания второй категории характеризуются небольшими объемами текста единовременного прочтения, что обусловливает эпизодический процесс чтения и незначительную зрительную нагрузку.

Издания в зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма подразделяются на следующие четыре группы:



 

для первой возрастной группы · издания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно;
для второй возрастной группы · издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;
для третьей возрастной группы · издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;
для четвертой возрастной группы · для детей старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно.

 

Издание следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в читательском адресе групп, если издание рассчитано на две возрастные категории.[5]

В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого – начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).



Основным типоформирующим фактором всех детских изданий является характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определили возникновение 4 типов детских изданий:

1) для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Новая игрушечка», «Дисней для малышей», «Для самых-самых маленьких», «Филя» – приложение к журналу «Веселые картинки», в котором рассказывается о природе, и др.);

· Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

2) для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз», «Мастерилка», «Поиграем в сказку» и др.);

· Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященных разным темам.

3) для подростков (газеты «Бибигон», «Глагол», журналы «Пионер», «Юнга», «Cool» и др.);

· В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности – науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д.

4) для старшеклассников (газета «Юный предприниматель», журналы «Бумеранг», «Маруся», «Шестнадцать» и др.).

· В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.

В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и младшим школьникам, младшим школьникам и подросткам, подросткам и старшеклассникам. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:

· информационно-публицистические, цель которых – сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем («Глагол»);

· издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению («Юный техник», «Божий мир», «Эскиз»);

· развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке (журнал «Веселые картинки»).

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и материалы, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая – поучать». В них широко используются игровые формы.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, исскуству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры – на самодеятельном детском творчестве («Рост», «Окно»).

В связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компъютера и сети Internet, появилось очень много детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Вини-Пух», «Нахаленок», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и тд.

Сегодня дети среднего школьного возраста, имеющие доступ к сети Internet, получают комплексную продукцию, являющуюся синтезом печатного слова и компьютерных достижений, представляющую собой явление уникальное в образовательной и познавательной сфере. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: он может одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего родного языка, так и дополнительного – английского, основного в Internet-е, поиграть в игру, развивающую логическое мышление – и все это сразу!

Следовательно, современные периодические издания для детей стараются максимально учитывать различные особенности (возрастные, тематические, целевые и др.), тем самым предоставляя юному читателю и его родителям возможность выбора.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал