Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностное развитие






Вне зависимости от теоретических взглядов на природу движущих сил психического развития почти все психологи считают, что в юности завершается период психического развития ребенка. К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся мировоззрение, определиться по отношению к социальным ценностям и выбрать свой путь в жизни.

Достигнутый подростками уровень абстрактно-логического мышления позволяет в юности обратить его к изучению собственных переживаний субъекта, его мыслей, мотивов, анализу совершенных поступков. Так появляется рефлексивное «Я», которое, согласно И.С. Кону, является самым значительным новообразованием ранней юности. По данным A.M. Прихожан, личностная рефлексия появляется у 78% детей в 12-13 лет, далее число рефлексирующих почти не растет.

Из этого можно заключить, что уровень абстрактно-логического мышления, достигаемый не всеми, служит необходимой предпосылкой развития рефлексии.

Развитие рефлексии приводит к тому, что человек замечает не только несоответствие некоторых идеальных принципов реальности, но подчас и несоответствие собственных мотивов и намерений совершаемым поступкам. Собственные мотивы и эмоциональные переживания становятся в этом возрасте предметом анализа. При этом в юности часто более истинным признается внутреннее иде­альное намерение, а не реальное его воплощение.

В юности существенно чаще, чем в подростковом возрасте, чело­век отмечает причинно-следственные связи между событиями сво­ей жизни (Р.А. Туревская).

Личностное самоопределение, т.е. определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, рас­сматривается как исходное, дающее начало всем другим видам са­моопределения. «Диалектика здесь такова, что личностное самоопре­деление выступает основанием собственного развития» (М-Р. Гинзбург).

Еще В. Штерн, рассматривая становление личности подростка, выделил шесть типов личности, соответствующих доминированию той или иной ценности, которая переживается как главная, основная в жизни человека: теоретический, эстетический, экономиче­ский, социальный, политический и религиозный типы. Естественно, не всегда одна ценность исключает все другие, но выбор в пользу той или иной ценности, как правило, делается именно в возрасте ранней юности.

Профессиональное самоопределение в современной социальной ситуации должно происходить не позднее старших классов сред­ней школы. Однако выбор профессии является, по мнению Д.А. Леонтьева, выбором личностным, экзистенциальным, к которому большинство старшеклассников еще не готовы. При этом обществом неявно полагается, что «юноша, обдумывающий житье», формирующий свой жизненный план, ставящий себе профессиональные и жизненные цели, не только достаточно определился по отношению к ценностям, но и изучил собственные возможности. Но поскольку многие старшеклассники не готовы к такому сопоставлению, то выбор профессии осуществляется ими психологически незрелым способом. Это происходит либо под воздействием случайных внешних обстоятельств, либо под влиянием друзей, либо по подсказке родителей. В подобных случаях у молодого человека остается возможность доопределиться в дальнейшем, в процессе профессионального становления. Многие люди успешно это делают, потому в каждой профессии можно найти способы реализации самых разных ценностей и склонностей. Если это не удается, то человеку приходится либо найти в себе силы сменить профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу. Именно по данным причинам считается полезным, когда молодой человек имеет возможность испытать cвои силы и возможности в нескольких сферах человеческой деятельности (Б. Ливехуд), не будучи принужденным остановиться на первом сделанном выборе.

Жизненные планы большинства молодых людей обоего пола включают и профессиональную карьеру, и брак, и детей. Опрос российских старшеклассников показал, что наивысшей ценностью большинства из них является счастливая семейная жизнь. Однако только девушки испытывают тревогу по поводу несовместимое семьи и карьеры (42% опрошенных), в то время как юношам такое беспокойство не свойственно (Г. Крайг).

Отношения со сверстниками в юношеском возрасте играют не меньшую роль в развитии личности, чем у подростков. Однако психологическое содержание этих отношений уже несколько иное. Если подросток более всего стремился быть принятым группой в целом, часто даже совершая для этого несвойственные ему поступки, то в

юности сверстники уже делятся на референтных, чье мнение значимо, и на не обладающих для субъекта таким свойством. Если подростка больше интересует количество положительного отношения к его персоне, то для юноши важно уже качество этих эмоциональных отношений. Для него существенно мнение нескольких товарищей, с которыми он обнаруживает сходство в ценностях. Мнения остальных уже не влияют на его поведение.

Отношения в семье для большинства старших подростков остаются высокозначимой сферой жизни. По сравнению с предыдущим этапом жизни, когда подросток всячески стремился уйти от контроля взрослого за своей жизнью, в юношеском периоде важным становится возможность доверительного общения «на равных» с родителями и другими авторитетными взрослыми из ближайшего окружения.

Известно, что наиболее благоприятной для взрослеющих детей является семья со средним уровнем сплоченности и нестрогим делением семейных ролей. Видимо, именно такая структура, может быть не самая благоприятная в других обстоятельствах, позволяет семье менее болезненно приспособиться к качественным изменениям в отношениях к взрослеющим детям и легче примириться с их самостоятельностью и в конечном счете с уходом из семьи.

Любовь — одна из животрепещущих проблем юношеского воз­раста. Согласно Эриксону, юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то дру­гого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Ис­тинная интимность возможна только при достигнутой эгоидентичности.

Достижение идентичности-- это долгий и трудный процесс определения самого себя, из-за которого отрочество и называют самым сложным и критическим периодом в развитии человека. Дж. Марсиа выделил четыре варианта, или статуса, формирования идентичности в юности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.

Предрешенность, или предрешенная идентичность, наблюдает­ся тогда, когда молодой человек, не проходя через кризис идентич­ности, связал себя социальными обязательствами (т.е. не сделав самостоятельный выбор, стал приверженцем какой-либо ценности или членом профессиональной группы). Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги, имеют сильные позитивные связи со значимыми другими (которые, видимо, и предрешают их выбор), их действия отличаются последовательностью. Юноши в статусе предрешенности склонны к меньшему самоуважению по сравне­нию' с теми, кто находится в статусе моратория.

Статус моратория свойствен тем, кто находится в эпицентре кризиса идентичности. Они испытывают сильную тревогу, пытаясь разобраться в противоречивом мире и сделать правильный выбор из многих альтернатив. Эта фаза формирования идентичности ха­рактерна для старшеклассников и студентов колледжей.

Наименее благоприятный вариант развития — диффузия иден­тичности. Молодые люди, находящиеся в этом статусе, не принима­ют никаких решений и не обдумывают их принятие. В этой группе чаще встречаются дети, отвергавшиеся своими родителями, и те, к которым родители были безучастны (Г. Крайг).

Э.Эриксон выявил следующие признаки диффузии идентичности:

- регрессия и стремление отстрочить приобретение взрослого статуса;

- чувство изоляции и опустошенности;

-смутное, но устойчивое состояние тревоги;

- постоянное пребывание в ожидании чего-то такого, что сможет изменить жизнь;

- страх перед личностным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

 

- враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских (унисекс);

- презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного.

В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. Для молодых людей в статусе диффузии есть опасность ал­коголизации или наркотизации как ухода от проблем из-за невозможности принять решений.

Для людей, находящихся в статусе достижения идентичности характерны наиболее гармоничные отношения с семьей. Их поиски идентичности несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем двух предыдущих групп. Число молодых людей со статусом достижения идентичности растет с возрастом.

Из приведенного перечня признаков диффузии идентичности некоторые могут быть свойственны людям, давно вышедшим за рамки юношеского возраста. Это связано с тем, что личностной, или истинной психической, зрелости дано достичь далеко не каждому.

Подлинная психическая зрелость наступает тогда, когда формируется цельная гармоничная личность, открытая для опыта, принимающая себя (К. Роджерс), способная к самореализации (А. Маслоу), воплощающая в своей жизни некоторые трансцендентные ценности (В. Франкл), готовая к постоянному поступательному развитию и преодолению собственных жизненных кризисов (Б. Ливехуд)..Большинство людей сохраняет на всю жизнь те или иные черты психической незрелости как расплату за длинное детство.

Таким образом, нет оснований считать личностную зрелость критерием окончания юношеского возраста. В качестве такового можно использовать лишь понятие психосоциальной зрелости, другими словами, соответствие уровня психического развития индивида требованиям, которые предъявляет ему общество. Тогда получается, что человек, адаптировавшийся к условиям современного ему социума, может считаться зрелым, т.е. взрослым, завершившим важнейший nepиод своего психического развития. Достиг ли он подлинной психической зрелости, покажет его дальнейшая жизнь, а точнее, будет в ней происходить дальнейшее личностное развитие или нет.

В традиционных сообществах переход ребенка к взрослому статусу отмечался особыми обрядами — инициациями. Часто обряд инициации включал в себя три последовательных этапа. Первый-ритуал отлучения от статуса ребенка, символизирующий разрыв с прежней группой (иногда с инсценировкой смерти ребенка (В.Я. Пропп). Второй — переходный период — подростки проводили в изоляции от общины и готовились там к принятию нового статуса (В.Б. Иорданский). Завершающий этап — ритуал приема подростка в общество взрослых — воскрешение его новым челове­ком (А. ван Геннеп).

В современных обществах достижение юношей или девушкой психосоциальной зрелости не отмечается ритуалами и не имеет четких хронологических рамок и даже критериев. В западных стра­нах принят ранний уход подростка из родительской семьи. Специ­альные исследования (М. Морвел) показали, что родители легче воспринимают этот факт, если он связан с завершением образова­ния или созданием собственной семьи.

Э. Эриксон же настаивает на необходимости «психического моратория», во время которого юноша путем проб и ошибок ищет свое место в обществе и лишь после этого способен перейти на следующую ступень психического развития — фазу молодости — первый этап взрослости, основным содержанием которого будет поиск спутника жизни.

Таким образом, юношеский возраст как завершающая фаза пре­вращения ребенка во взрослого обладает рядом следующих осо­бенностей. Учитывая сформированную на предыдущем подростко­вом этапе Я-концепцию, юноша должен определиться по отноше­нию к широким социальным ценностям: выбрать профессию, религию, идеологию, чтобы стать полноценным членом общества. Стоящие перед юностью задачи очень сложны — требуется сформировать идентичность по всем направлениям: телесному, душевному и соци­альному. Все это необходимо делать одновременно, поскольку все виды самоопределения взаимосвязаны. Недостаточная определен­ность собственной личности накладывает отпечаток на отношения со сверстниками и родителями. В юношеской любви и интимной дружбе превалирует сообщение друг другу чувств, мыслей, планов на будущее, т.е. всего того, что является предметом рефлексии. В связи с развитием абстрактного мышления и рефлексии и недо­статком практического опыта внутренний мир представляется юным людям гораздо более важным, чем его реальное воплощение. Так ^являются юношеский идеализм и максимализм. Сформирован­ное на этом этапе мировоззрение (основное новообразование юношества) не раз в дальнейшем будет проходить испытания на истинность и зрелость, но это уже следующие этапы развития человека. По социальному критерию полноты гражданских прав человек становится взрослым в 21 год. В то же время достижение психосоциальной зрелости может произойти как раньше этого возраста, так и тянуться до 24 (К. Бюлер) или 28 (Б. Ливехуд) лет.

 

(?) Контрольные вопросы

1.Как определяются хронологические рамки юношеского возраста?:

2. Каковы основные задачи развития в юношеском возрасте?

3. Как соотносятся понятия «психосоциальная зрелость» и «личностная зрелость»?

4. Что является завершающей фазой развития личности ребенка, согласно Фрейду и Эриксону?

5. Как можно объяснить понятие «идентичность»? Каковы фазы ее становления в юности?

6. От каких факторов зависит успешность самоопределения или установления идентичности юными?

7. Какие основные признаки патологии идентичности выделяет Эрикссон?

8. Каковы особенности взаимоотношений со сверстниками в юношеском возрасте?

9. Каковы основные особенности любви и дружбы в юности?

(Т) Тестовые задания

1. Склонность к теоретизированию становится насущной психологической

потребностью в...

A. Дошкольном возрасте.

Б. Младшем школьном возрасте.

 

В.Подростовом возрасте.

Г. Юношеском возрасте.

A. Чувство взрослости. Б. Формирование мировоззрения. B. Образование системы Я. Г. Формирования самооценки. 3. Социальная ситуация развития— это... A. Взрослые, влияющие на развитие ребенка. Б. Внешняя среда. B. Родители ребенка. Г. Отношения между ребенком и окружающей его действительности. 4. Согласно Э. Эриксону, формирование эгоидентичности есть задача… A. В школьном возрасте. В. В периоде ранней зрелости. Б. В подростковом периоде. Г. В старости.  
2. Одним из основных новообразований периода ранней юности является…

 

Глава 34. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ВЗРОСЛОСТИ

34.1. Подходы к развитию взрослого человека

Долгое время изучение развития человека было прерогативой детской психологии, когда развитие понималось лишь как «превра­щение ребенка во взрослого». Взрослость же рассматривалась как относительно стабильная фаза онтогенеза, в которой нет существен­ных новообразований развития, а, по сути, нет и самого развития. В отечественной психологии такой подход к взрослости справедливо критиковался Б.Г. Ананьевым, под руководством которого были проведены широкие экспериментальные исследования, посвящен­ные проблеме развития взрослых, позволившие раскрыть важней­шие внутренние закономерности данного развития. Эти работы являлись возрождением идеи Н.А. Рыбникова о создании акмеологии как науки о закономерностях развития взрослого человека. В Древней Греции период приблизительно с 30 до 45 лет считался «вершиной жизни», «вершиной накопленных сил», поэтому этот возраст и свойственное ему состояние духа называлось «акме» — наи­более полный расцвет человеческой личности.

Можно выделить три узловых момента в изучении психологии взрослого человека:

- развитие человека продолжается и после периода юности, в зрелости и старости; для процесса развития человека не существует какого-либо предела или конечного состояния;

- период взрослости состоит из ряда собственных фаз, каждая из которых характеризуется качественным своеобразием психосоциального, личностного и когнитивного развития;

- развитие человека в период взрослости не есть простое продолжение детского развития. Основа развития личности, события, главные его вехи — иные по сравнению с периодом детского развития; изменяются социальные и психологические задачи, встающие перед человеком.

В целом с определенной долей условности можно выделить основных подхода к развитию взрослого человека:

1) биографический, заключающийся в исследовании динамики жизненных событий и того влияния, которое они оказывают на человека;

2) возрастной, прослеживающий изменения разных психических явлений и процессов в течение всей жизни, понимаемой как смена возрастных периодов, каждый из которых накладывает свой отпечаток на стиль и образ жизни человека, на его потребности и ценности, отношения с людьми и самоотношение, обусловливая своеобразный, присущий данной возрастной ступени, тип личности.

Существуют и попытки примирения этих двух подходов. В частности, на основе эмпирических данных утверждается, что мужчины более, чем женщины, подвержены влиянию времени, т.е. развитие мужчин — это функция возраста; их жизненный путь действительно состоит из чередования стабильных и кризисных периодов, cвязанных с тем или иным возрастным периодом. А изменение личности женщин обусловлено стрессовыми событиями в ее жизни, такими, например, как замужество, материнство и др. (П. Ниемеля). Согласно другой точке зрения ни возрастной, ни биографический подходы «не охватывают» качества развития, совершенствования или становления личности (К.А. Абульханова-Славская). Возрастной подход не позволяет исследовать разный способ жизни личности внутри каждого возраста, а биографический подход оказывается не в состоянии определить, как субъект организует те или иные события, обстоятельства своей жизни. Развитие личности можно проанализировать, исследуя ее жизнедеятельность, меру зависимости истории от ее субъекта. Данный подход выделяет особое звено в анализе жизненного пути личности, а именно ее субъектность, связывая личность с ее биографией в едином процессе жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.