Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи развития в юности






Большая часть психологической литературы, даже вполне со­временной, не отделяет юношеский возраст от подросткового (Г. Крайг, X. Ремшмидт и др.). Это говорит о том, что авторы рас­сматривают все отрочество как переходный период быстрых и резких изменений, превращающих ребенка во взрослого. Нередко упоминается и разделение периода взросления на две фазы: нега­тивную и позитивную (Ш. Бюлер) или раннюю и позднюю (X. Ремшмидт).

Однако распространено и выделение юности в отдельный пери­од. Например, Б. Ливехуд в книге, посвященной развитию взрослого человека, относит к юности возраст с 16 до 21 года, подчеркивая, что этот период следует рассматривать как полноценный этап жизни человека, а не только как подготовку к будущему.

Тем не менее специфика юношеского возраста состоит в том, что современное общество вводит для юношей некоторые ограни­чения в правах, считая их еще не достигшими необходимого уровня психической зрелости.

От подросткового возраста юношеский отличается большей эмо­циональной стабильностью. Это связано, во-первых, с завершением полового созревания, т.е. «гормональная буря» уже утихла. Чело­век привык к своему новому облику и состоянию, научился управ­лять им. Во-вторых, даже неразрешенные конфликты первой фазы переходного возраста ушли вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения уже по отношению к макросоциуму, широким социальным ценностям, а не только к ближайшему окружению, как это было на предыдущем этапе.

Можно согласиться с А.В. Мудриком в том, что «педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но не взрос­лыми, информированными, но еще не компетентными, увлекающи­мися, но еще не увлеченными».

Чтобы приобрести взрослый статус в современном обществе, юному человеку следует, прежде всего, самоопределиться, т.е. определить свое место в мире взрослых, сформировать некоторый план для его достижения и сделать хотя бы первые шаги по реализации этого плана. Только тогда общество признает его взрослым и, соответственно, все задачи детского и отроческого развития будут решены.

X. Ремшмидт, ссылаясь на других западных авторов, так опреде­ляет задачи развития в период взросления.

1.Принятие собственной внешности и эффективное использо­вание своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.

2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.

3. Установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.

4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитать детей само­стоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семей­ную структуру взаимной зависимости детей и родителей.

5. Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юноше­ском возрасте прямо (у работающих молодых людей) или косвенно (в высшей школе) нацелено на освоение профессии.

6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, свя­занных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачас­тую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения.

7. Формирование социально-ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества, усвоение политиче­ской и общественной ответственности гражданина.

8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения, когда анализ ценностей окружающей культуры должен приводит к формированию самостоятельной «интернализованной» структуры ценностей как руководства к действиям.

Общим результатом юношеского периода психического развития является достижение того уровня психосоциальной зрелости, который позволит успешно выполнять все функции полноправного члена общества. Человек становится психически зрелым, т.е., по ироничному замечанию одного из ученых, «перестает быть моло­дым» (Б. Ливехуд).

Первые три задачи взросления большинством решаются успешно еще в период полового созревания, решение остальных не всегда заканчивается в юности и часто продолжается или пересматрива­ется в зрелые годы.

Основное психологическое новообразование юношеского возра­ста заключается в личностном самоопределении или установлении первой цельной формы идентичности (Э. Эриксон), которая включает в себя практически все перечисленные задачи развития.

Автономия от родителей, к которой стремятся подростки, не может и не должна быть полной, поскольку полной независимости в человеческом обществе нет и быть не может. Речь идет об установлении достаточно равноправных отношений взаимозависимости, на которых и строится все человеческое общество. Среди стадий родительства выделяет стадию взаимозависимости, когда пересмотру подвергаются властные отношения между взрослыми и детьми (Г. Крайг). Диалектическое противоречие здесь состоит том, что эмансипация от семьи и собственный проект будущего согласно эмпирическим данным, возникают одновременно. Наличие собственного жизненного плана позволяет юноше быть относительно свободным от родительских указаний, и одновременно построение этого собственного плана невозможно без освобождения от давления родительских взглядов.

Многие западные ученые полагают, что конфликты между родителями и подростками сильно преувеличиваются обыденным знанием, что на самом деле переход к взрослости происходит постепенно (Г. Крайг). Они также отмечают, что бытовавшее представление о периоде «бури и натиска» не подтверждается научными исследованиями. Однако если следовать тезису Л.С. Выготского об относительной трудновоспитуемости ребенка в критический период развития, то речь все-таки идет о кризисе, но индивидуальные проявления его не всегда доходят до патологической формы. Кроме того, невозможно отрицать наличие качественных изменений личности человека, который из зависимого члена семьи становится самостоятельным членом общества.

Социальная ситуация развития современного юношества сильно разнится в зависимости от страны обитания и господствующей культуры. В большинстве развитых стран на период юности приходится время выбора профессии. Однако подлинное професси­ональное самоопределение возможно лишь во взаимосвязи с само­определением личностным, которое, по мнению некоторых авто­ров, предшествует профессиональному и является его основой (ф.Е. Василюк, М.Р. Гинзбург, А.А. Пузырей). С точки зрения дру­гих исследователей, эти процессы идут параллельно, неизбежно пе­ресекаясь.

Ведущей деятельностью юношеского возраста считается учеб­но-профессиональная подготовка (Д.Б. Эльконин). В. Штерн ут­верждал, что в отрочестве человек не только формирует свои цен­ности и идеалы, но и производит попытки их реализации. Эту осо­бую деятельность подростка В. Штерн назвал «серьезной игрой», занимающей промежуточное положение между детской игрой и ответственной деятельностью взрослого. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечта­тельное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских общественных организациях. Имен­но в серьезной игре подросток учится умерять свои цели, закалять силы, определять отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться» (Л.Ф. Обухова).

Полезность и необходимость «серьезной игры» подчеркивается и другими исследователями. Например, Б. Ливехуд считает, что не только в юности (от 16 до 21 года), но и в молодости (до 28 лет) человек должен иметь возможность попробовать себя во многих видах деятельности. Если же молодой человек в силу социально-экономических причин вынужден с юности заниматься одним и тем же делом, то это негативно сказывается на его личностном развитии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.