Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Эмоциональное развитие






Младенческий возраст — период жизни ребенка от одного-двух месяцев до года. Первая улыбка как реакция на лицо взрослого человека является показателем того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности, неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как назвал ее Л.С. Выготский. Жизнь ребенка полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого человека (в первую оче­редь мамы), она как бы вплетена в его жизнь и деятельность, они живут общей жизнью. Ведущая потребность младенчества — по­требность в другом человеке, в общении, и, соответственно, ведущая деятельность — эмоционально-непосредственное общение.

М.И. Лисина описала четыре критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть по­требность в общении:

- внимание и интерес ребенка к взрослому (младенец смотрит, следит, рассматривает лицо взрослого);

- эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого. К четвертой неделе жизни у ребенка можно наблюдать улыбку в ответу на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. На втором месяце жизни у ребенка складывается форма поведения, которая получила название «комплекс оживления» — сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого, выражающийся в эмоциональных реакциях, двигательных реакциях, в предречевой вокализации (гуление, гуканье);

-инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь к себе внимание, проявить себя. Ребенок начинает улыбаться по своей инициативе, лишь завидев издали фигуру взрослого;

- чувствительность ребенка к отношению взрослого. Если двух месяцев ребенок доброжелательно реагирует на любого взрослого (даже на его изображение), то позже не просто начинает улыбаться виду взрослого, а различает его отношение к себе. И если молчащий взрослый наклоняется над младенцем со специально от репетированным «индифферентным» выражением лица, то это вызывает недовольство и плач.

Дефицит общения в этот период ведет к так называемому «эффекту госпитализма», задержке физического и психического развития детей, появлению различных нарушений поведения. Это понятие стали использовать в психологии после Второй мировой войн! для описания психического развития детей, потерявших родителе! и оказавшихся в больницах или детских домах. В условиях госпитализма, несмотря на хороший уход и питание, наблюдаются замедление эмоционального и речевого развития ребенка, задержка pas вития познавательных функций.

Эмоциональное развитие младенца, с одной стороны, зависит oт общения с близкими взрослыми, а с другой — является показателем благополучия или неблагополучия в отношениях «ребенок-взрослый». Установлены следующие последовательность, сроки длительность (средние данные) формирования положительных отрицательных реакций у детей первого года жизни (О.В. Баженова): улыбка на говорящее лицо — от 5 до 12 недель; улыбка прост на лицо— от 7 до 14 недель; комплекс оживления на говорящее лицо— от 8 до 14, 5 недели; комплекс оживления на яркий пред­мет — от 12 до 20, 5 недели; смех — от 20 до 30 недель; хныка­нье— от 6 до 21, 5 недели; негативные реакции при отнятии иг­рушки — от 20 до 39 недель; плач (появление активных интонаци­онных характеристик плача, направленного другим: подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий плач) — от 30 до 60 недель.

В семь-восемь месяцев начинает проявляться избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страх расставания и боязнь незнакомых людей (иногда эту реакцию на­зывают «тревожное предчувствие разлуки»): грусть или острый испуг на исчезновения мамы (или другого близкого человека) и робость, настороженность, сильное беспокойство при появлении незнакомых людей. Появление данных реакций, по мнению психологов, важная веха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующая о процессе возникновения эмоциональной привязанности к ма­тери и другим близким людям; она также говорит о растущей ког­нитивной способности младенца различать знакомых и незнако­мых взрослых. Английский исследователь Дж. Боулби был одним из первых, кто пытался доказать, что нарушение чувства привязан­ности между матерью и ребенком имеет отрицательные послед­ствия для всего дальнейшего психического развития ребенка. Эмо­циональная привязанность младенца к матери обычно дает ребен­ку чувство безопасности, надежности и защищенности. Теплые, прочные отношения между младенцем и матерью приводят к более высокому уровню развития когнитивной компетентности и соци­альных навыков. Как показали исследования, эмоционально привя­занные дети более любознательны, независимы и компетентны, про­являли больше фантазии в символических играх, больше настой­чивости в учебе, более эффективно общались со взрослыми и сверстниками чем их ровесники. Таким образом, надежная привя­занность младенца к матери или к другому взрослому, заботящему­ся о нем, служит основой его дальнейшего развития.

 

 

28.3. Когнитивное развитие

В первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы. К одному-двум месяцам совершенствуется зрительное сосредоточение, становясь более длительным, возникает возможность прослеживать движущиеся предметы, появляется четкое видение мира, совершенствуется локализация звука в пространстве. К трем месяцам формируется бинокулярное зрение, т.е. появляется спо­собность воспринимать один и тот же объект двумя глазами сразу. В три-четыре месяца возникает реакция на новизну, выявляемая по дли­тельности удержания взгляда на новом предмете. Ребенок начинает различать зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Например, если ребенка трех-четырех месяцев кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Если детям показывали ряд квадратов, завершаемый параллелограммом, то на последний они смотрели гораздо дольше. | Малыши различают предметы в вертикальном и наклонном положе­нии, плоскостные и объемные изображения, выделяют голоса матери и отца из голосов незнакомых людей. Они могут уловить разницу меж­ду отдельными звуками, даже очень похожими.

В два - четыре месяца возникает способность зрительно пред­восхищать информацию при ее актуальном отсутствии: дети преду­гадывают повторное появление предмета, скрывающегося за экраном, переводя взгляд на тот край экрана, из-за которого должен показать­ся предмет, и удивляясь, если в положенный момент предмет не появ­ляется. Но примерно до пяти месяцев их не беспокоит, если с другой стороны экрана появляется совершенно новый предмет. Дети стар­ше этого возраста начинают волноваться не только, если с другой стороны экрана появляется новый предмет, но даже тогда, когда по­является тот же самый, но быстрее или медленнее, чем они ожидали. До пяти месяцев малыши также не пытаются искать предмет: складывается впечатление, что, как только он исчезает из виду, они сразу забывают о нем. Между пятым и восьмым месяцами возникает спо­собность к сохранению на некоторое время образа отсутствующего • предмета и к организации поискового поведения. Дети этого возра­ста любят игры наподобие пряток. Однако в возрасте четырех— вось­ми месяцев ребенок находит предмет, если он закрыт платком лишь частично, и только после восьми месяцев он способен найти предмет, полностью закрытый платком.

Очень интенсивно развиваются у детей тактильные ощущения. В 10—12 месяцев ребенок может опознать предметы, опираясь только на свое осязание, т.е. прикасаясь к ним, но не рассматривая, может различить на ощупь знакомые и незнакомые предметы

В возрасте между шестым и 12-м месяцами дети начинают дей­ствовать «понарошку», особенно если старшие им подают пример: они могут изобразить знакомые им действия (как они спят, едят, пьют).

Начинается в младенчестве и речевое развитие. Выделяются следующие этапы развития собственной голосовой активности мла­денцев:

—> 2—3 месяца — возникновение первых спонтанных вокализа­ций: гуление, когда ребенок как бы играет с гласными звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье (соединение согласных звуков, подобно кряхтению — «кхх»);

-> 6—7 месяцев — появление эмоциональных возгласов, вскри­ков — коротких, эмоционально насыщенных звуков («а», «уу», «эа»);

-» 6—8 месяцев — исчезновение вокализаций в моменты рече­вого общения со взрослыми;

-> 7—8 месяцев — появляется лепет: звукосочетания, комбина­ция гласных и согласных звуков («дай-дай-дай», «та-та-та», «ма-ма-ма»);

-» 8—9 месяцев — возникает усложненный лепет — звукосоче­тания родного языка, имитирующие речь;

-> 9—12 месяцев — спонтанные вокализации сокращаются;

-> 10—12 месяцев — появление первых слов. Первые слова, как правило, основаны на звукоподражании («бах» или «га-га-га») или представляют собой особые звукосочетания, понятные только мате­ри и ребенку и употребляемые в определенной ситуации, например «ка» — картинка, «гуг» — медведь.

Процесс овладения речью является результатом сложного взаи­модействия общих когнитивных способностей ребенка, его специ­альных лингвистических способностей и речевого опыта. Имеются убедительные доказательства того, что именно ситуация социально­го взаимодействия играет важнейшую роль в формировании меха­низмов первоначального понимания речи и активного проговаривания. Именно в «сотрудничестве» со взрослым ребенок делает важ­ное открытие — о коммуникативной природе языка как средстве общения, сначала жестового, потом звукового.

К концу первого года жизни развитие механизма «совместного внимания» (тенденция матери и ребенка обращать взор на одни и те же предметы) приводит к тому, что дети начинают понимать значение указывающего жеста и могут посмотреть в указанном направлении,, если кто-то использует его, вскоре после этого они начинают сами применять такой жест, когда возникает необходи­мость направить чье-либо внимание в нужную сторону. Указатель­ный жест, являющийся уникальной человеческой способностью, счи­тается одним из важных показателей развития адресного общения, поскольку он позволяет выделить из окружающей обстановки объект, представляющий интерес как для себя, так и для партнера по обще­нию (Дж. Баттерворт, М. Харрис). Особенность первых слов состоит в том, что они носят характер указательных жестов (Л.С. Выгот­ский). Установлено, что существует взаимосвязь между способностью ребенка пользоваться указательным жестом и уровнем его речевого развития. Частота использования коммуникативных ука­зательных жестов детьми в возрасте 9—12, 5 месяцев положительно коррелирует с объемом вербального лексикона, используемого ими в течение второго года жизни.

К концу первого года ребенок обычно понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми. Считается, что, когда количество понимаемых слов достигает 20—30, ребенок начинает говорить сам. Речь младен­ца специфична по своей структуре, она состоит из обрывков слов, поэтому ее нередко называют «языком нянь», это автономная, ситуа­тивная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.

28.4. Двигательное развитие

Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связано с формированием навыка управления своим телом, табл. 2 представлена помесячная динамика формирования двигательных навыков «среднего» ребенка из «Шкалы моторных способностей детей» Р. Гриффитса.

Таблица






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.