Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации






Каждый теоретик психического развития обычно строит и свою собственную периодизацию развития ребенка.

В соответствии с постулатами психоанализа 3. Фрейд рассмат­ривает психическое развитие как последовательное перемещение эрогенных зон, связанное с биологическим созреванием индивида. Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на ка­кой-либо стадии как бы замораживает определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Несмотря на фиксацию некоторой части либидо на предыдущей стадии, переход на следующую все равно происходит вовремя, оставляя в личности черты психической незрелости, часто на всю оставшуюся жизнь.

Последователи психоанализа сохраняют те же стадии. Однако содержание стадий определяется средой обитания ребенка. В этом плане Эриксон большее значение придает культурным традициям и эталонам, существующим в обществе.

Сторонники концепции социального научения строят свою пе­риодизацию, основываясь большей частью на общностях, в которых человек получает социальный опыт в данной фазе развития. На­пример, Р. Сирс выделял первый период жизни после рождения как социализацию в диаде «мать — ребенок», происходящую на основе первичных потребностей в первые месяцы жизни. Следующая фаза основывается на научении внутри семьи, затем идет внесемейная фаза, связанная с поступлением в школу (Л.Ф. Обухова).

Не избежав влияния психоанализа, американская психология особо важным считает ранний период детства. Даже современные американские периодизации делят детство на младенчество (до двух' лет), раннее детство — от двух до шести лет, среднее — от шести, до 12, а далее следуют подростковый и юношеский возрасты, не; разделенные хронологически (Г. Крайг). Критерием периодизаций; здесь, видимо, служат те группы, в которых происходит социализация: диада, семья, школа, внешкольный широкий социум.

Исходя из своих представлений о закономерностях психического развития ребенка, Л.С. Выготский строит периодизацию детско­го развития, применяя исключительно психологические критерииделения. Для этого не годятся, по его мнению, ни биологические критерии физиологического созревания, ни внешние критерии, со­ответствующие принятым в обществе институтам социализации (например, деление на ясельный, дошкольный, младший школьный и другие возрасты).

Согласно Выготскому, возраст — относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Главное, что отделяет один возраст от другого, — это основное психологи­ческое новообразование. «Под возрастными новообразованиям! следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития данный период» (Л.С. Выготский). К началу каждого возраста скла­дывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружа­ющей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С. Выготский и назвал социальной ситуацией разви­тия в данном возрасте.

Он писал: «Выяснив социальную ситуацию развития, сложившу­юся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возни­кают и развиваются новообразования, свойственные данному воз­расту. Эти новообразования являются не предпосылкой, но резуль­татом или продуктом возрастного развития. Вот почему созрева­ние новообразований относится всегда не к началу, а к концу данного возраста».

Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем был в начале. Изменяется и социальная ситуация развития. Складывающееся новообразование разрушает, старую ситуацию социального развития и приводит к формированию новой, которая вызывает формирование другого возрастного новообразо­вания. Например, ребенок, научившийся ходить, становится относи­тельно автономен, разрушая тем самым социальную ситуацию мла­денчества, характеризующуюся полной зависимостью от взрослого, и таким образом переходит в новый возраст — раннее детство.

Д.Б. Эльконин, развивая концепцию Л.С. Выготского с учетом теории деятельности А.Н. Леонтьева, вводит понятие ведущей дея­тельности, т.е. такой деятельности, в которой формируется ос­новное новообразование данного возрастного этапа, развива­ются и совершенствуются отдельные психические процессы и дифференцируются другие виды деятельностей.

Итак, отечественная периодизация психического развития ре­бенка в качестве основных характеристик возраста выделяет: со­циальную ситуацию развития ребенка; ведущий тип деятельности в этот период; основные новообразования возраста; кризис как переломную точку, отделяющую один возраст от другого, в которой происходит смена двух первых составляющих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.