Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация психического развития ребенка, по Д.Б. Эльконину






Условные обозначения:

- развитие мотивационно-потребностной сферы;

— развитие интеллектуально-познавательной сферы;

 

—переходы от эпохи к эпохе;

— переходы от периода к периоду

В периодизации Эльконина уделено место и кризисам, как пере­ломным точкам, где отмечается наибольшее расхождение в уровне развития различных сторон личности ребенка (потребностной и операциональной). Причем, с точки зрения автора, наиболее резкие измененияиболее выраженные кризисы встречаются там, где раз­витие мотивационно-потребностной стороны личности отстает от развития ее операциональных возможностей (например, кризисы в три года и в 11 лет).Именно в этих случаях должны более резко изменяться и социальная позиция ребенка, его положение в обще­стве и отношение общества к нему.

Итак, Д.Б. Эльконин разбил весь период развития ребенка до 18 лет на три эпохи психического развития: раннее детство, детство и подростничество. Каждая эпоха включает два периода. В раннем детстве это младенчество, где ведущим для психического развития оказывается непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым (1-й тип); и собственно раннее детство, где ведущая дея­тельность предметно-манипулятивная, в которой ребенок при не­пременном руководстве взрослого осваивает способы употребле­ния орудий и речи (2-й тип). Эпоха детства делится на дошкольное развитие с ведущей сюжетно-ролевой игрой (1-й тип) и младшее школьное с ведущей учебной деятельностью (2-й тип). В младшем подростничестве ведущей деятельностью Д.Б. Эльконин считал интимно-личностное общение подростка со сверстниками (1-й тип), а в старшем — учебно-профессиональную деятельность (2-й-тип). Д.Б. Эльконин развивает концепцию Л.С. Выготского, соединяет культурно-историческую концепцию и деятельностный подход.

Выделяются следующие основные понятия: идеальная форма, событийность и посредничество, образ совершенного действия, способ его явления — «встречи» с наличным поведением, поиск, и построение этого способа.

Идеальная форма, по Л.С. Выготскому, существует как культура, работает как стимул-средство или знак, т.е. элемент культуры, по­средством которого реконструируются и объективируются натураль­ные, как бы вне действующего человека сложившиеся формы по­ведения. Человек овладевает своим поведением, заново его по­рождая. Порождающий свое поведение человек становится его субъектом. Возникновение субъекта поведения происходит в точ­ке встречи реальной и идеальной форм.

Переход «натуральное — культурное» понимается Выготским как преодоление натуральной формы, причем достаточно энергичное. Это не постепенный эволюционный процесс, а именно сдвиг и ска­чок, происходящий через конфликты и коллизии. Согласно Л.С. Вы­готскому, переживание усилий, сопровождающее произвольное вни­мание, проистекает из работы овладения вниманием.

«Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно вы­работанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в зна­чениях представлена преобразованная и свернутая в материи язы­ка идеальная форма существования предметного мира, его свойств связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практи­кой», — писал А.Н. Леонтьев.

То, что отображено в знаке, является результатом не договора о связи между ним и реальными вещами, а определенного действия — видения наличной ситуации с определенной позиции, причем не просто видения, а определенного способа видения.

Согласно Д.Б. Эльконину, идеальная форма всегда задана как проблема и никогда не дана как сущность. Идеальной формой он называет отношение идеи и ее предметности, т.е. выраженную, воплощенную идею. Соответственно элементы идеальной формы называются идеей и ее реалией.

Идеальная форма есть то, что, по сути, не может пребывать, а может лишь сбываться — открываться и являться. Событие иде­альной формы — это всеобщий способ ее существования. Акт развития и событиесинонимы.

Событие не есть продолжение каких-либо причинных или нача­ло целевых детерминаций, не есть следствие и последствие чего бы то ни было. Идеальная форма является не вследствие стечения обстоятельств, а вопреки ему. В этом смысле событиеособая переходная форма жизни.

Культурным способом и образцом «жизни на переходе» и, соот­ветственно, способом осуществления событийности выступает обрядово-мифологическая (обрядово-символическая) форма. В обря­де и ритуале содержится взаимосвязь двух переходов, составля­ющих структуру события.

Посредничество — это поиск способа инициации поиска. Про­блема посредничества задана несвязанностью, несоотнесенностью двух позиций, а задача состоит в поиске того, что может их связать и взаимообратить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.