Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психогенетический подход к психическому развитию в отечественной психологии






Основной особенностью психогенетического подхода к изуче­нию психического развития ребенка является настойчивый поиск движущих это развитие внутренних противоречий. Иногда неявно, а иногда явно предполагается существование таких движущих сил психического развития, не сводимых ни к биологическим законам, ни к накоплению опыта.

Результат развития, происходящего за счет борьбы противопо­ложностей, невозможно предсказать. Он зависит от хода и исхода этой борьбы, в которой не последнюю роль играет активность самого субъекта развития. Психическое развитие происходит по своим за­конам, за счет собственных внутренних противоречий, оно состоит из ряда качественных преобразований, т.е. субъект развития изменяет­ся качественно, в основных свойствах, а не только количественно.

Отсюда следует особое внимание к моментам переходов от од­ного качественно своеобразного возраста к другому: возникает кон­цепция о закономерных возрастных кризисах в психическом раз­витии.

Л.С. Выготский видит источник психического развития ребенка в идеальных формах бытия взрослого, задаваемых окружающей со­циальной средой. Согласно Выготскому, человеческое развитие про­исходит через взаимодействие реальных и идеальных форм в виде их усвоения.

Наряду с детерминированностью сверху (от общества) пси­хическое развитие имеет еще две черты, определяющие его своеоб­разие. Это непреформированность процесса и возможность субъекта развития влиять на его результат.

Все известные виды развития Выготский разделил на два типа: преформированное и непреформированное. К первому типу отно­сится, например, развитие растения из зерна, когда уже в самом зародыше содержатся все свойства будущего растения и заданы заранее все стадии и метаморфозы, которые ему предстоит пройти. Развитие второго типа (непреформированное), к которому относит­ся развитие Галактики, Земли, общества и ребенка, протекает за счет нарастания и разрешения внутренних противоречий, т.е. опре­деляется самим ходом развития, а не заложенной генетической программой.

Итак, специфика психического развития ребенка, согласно Л.С. Вы­готскому, заключается:

- в непреформированности, незаданности самого хода развития;

- в том, что источник развития находится вне организма (детер­минированность от общества);

- в том, что субъект развития способен влиять на его ход и результат;

-в наличии сензитивных периодов для развития каждой сторо­ны детской психики.

Психическое развитие и деятельность. Концепция Д.Б. Эльконина. Соглашаясь с Л.С. Выготским в том, что психическое раз­витие ребенка есть освоение идеальных форм бытия взрослого, су­ществующих в социальной среде Д.Б. Эльконин выделил, что такое освоение (или присвоение) происходит лишь в процессе активной деятельности самого ребенка. Деятельность при этом понимается в соответствии с теорией А.Н. Леонтьева и оказывается способной порождать не только познавательные структуры, как у Пиаже, но и мотивы, формирующие личность ребенка. Таким образом, именно деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие. Д.Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, специфичной для каждого возрастного периода. Эмпирические наблюдения убе­дили его в том, что все виды деятельности ребенка могут быть условно поделены на два типа: один — деятельность в системе ребенок — взрослый, в которой формируется в основном мотивационно-потребностная сфера личности ребенка, второй — деятельность в системе ребенок — общественный предмет, когда ребенок осваи­вает способы действий с объектами культуры, развивая при этом свои операционально-технические возможности. Согласно Д.Б. Эльконину, на протяжении развития ребенка то один, то другой тип деятельности играет ведущую роль, т.е. происходит чередование ведущих типов деятельности, в соответствии с чем и была построе­на периодизация психического развития ребенка, остающаяся наи­более популярной в настоящее время в отечественной психологии (см. схему).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.