Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности познавательной деятельности взрослых

Ананьев.

Фронтальный прогресс в развитии функций.

Специализация психофизиологических функций.

Гетерохронность развития психических процессов, которая со временем нарастает (после 25 лет).

 

 

  Уровень образования психических процессов зависит от участия человека в образовательной деятельности. ВНИМАНИЕ. Пик – 35 лет. В 40 – небольшое снижение. ПАМЯТЬ. Пик – 30 лет, затем постепенный спад. МЫШЛЕНИЕ. Возрастает практическое мышление, образное и логическое ухудшается. Интенсивность старения ИНТЕЛЛЕКТуальных процессов зависит от образования. Неравномерность и гетерохронность развития взрослого человека Чем старше, тем более заметна гетерохронность. 3 периода в развитии психических функций: - 18-25: частые смены; - 26-35: умеренные изменения; - 36-46: умеренные изменения. Роль обучения в зрелом возрасте Включается по собственному решению, избирательное обучение. Внутренняя мотивация деятельности (понимание значимости). Зависит от здоровья. Жизненный и профессиональный опыт имеют значение. Фактор времени (его наличие для обучения). Кризисы 1. Нормативные/возрастные кризисы – связаны с логикой онтогенетического развития. 1) Кризис перехода к взрослой жизни (21–22 года) – меняется деятельность: от учебно-профессиональной к трудовой деятельности => очень резкая смена системы ценностей: целей жизни и приоритетов. + изменение режима жизни. 2) Кризис середины жизни (30 – 35-37 лет) – его сущность в переосмыслении (др. назв. = страх смерти – «пол жизни прожито и что?»). Аналогичен подростковому кризису. 3) Кризис 45 лет – переосмысление системы социальных отношений и внутренних связей, жизненных ситуаций. 4) Кризис подготовки к пенсионному возрасту – осмысление себя в непрофессиональной роли. 2. Биографические кризисы – связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека. Ахмеров: 1) Кризис нереализованности: когда социальное окружение не признает достижения данного человека, несмотря на то, что он достигает каких-то достаточно высоких вершин, или когда поставленные ранее цели обесцениваются, или человек понимает, что он их не достиг. 2) Кризис опустошенности – возникает в ситуации, когда человек понимает, что он чего-то уже достиг и эти достижения вызывали сильную мобилизацию à после – возникает ощущение того, что полностью исчерпал себя. 3) Кризис бесперспективности – когда у человека настоящее, прошлое и будущее не связаны друг с другом. Когда человек не видит перспектив своего развития. Семейные и профессиональные кризисы 3. Кризисы семейной системы: - переход к семейному быту; - поиск альтернативы; - оптимальное соотношение между семейными и профессиональными интересами; - желание перемен (измены); - уход из семьи детей (кризис «пустого гнезда») 4. Профессиональные кризисы (Зеер Э.Ф): - кризис учебно-профессиональной ориентации - профессионального выбора - профессиональных экспектаций - профессионального роста - карьеры - социально-профессиональной самоактуализации - утраты профессиональной деятельности - социально-профессиональной адекватности Учебная деятельность. Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная, т.е. в этой деятельности человек осуществляет одну из базовых задач: подготовка к выбору профессиональной деятельности. Строится на логическом мышлении, более активна. Меняется отношение к УД, становится более осознанным, УД рассматривается как ступень к благополучию во взрослой жизни. Меняется отношение к учебным предметам – появляется избирательность, деление на нужные и ненужные для той сферы деятельности, которую человек выбирает. Нужный предмет – определенное к нему отношение. Опосредованное отношение к учебным предметам. Меняется отношение к оценкам. В юношеском возрасте за оценкой видят знания и ориентация идет на знания. Увеличивается серьезное отношение к учебе. УД определяется мотивами будущего. Левитов: иерархия мотивов к предмету: 1. Практический мотив – связь с профессией. 2. Общественное значение предмета – оценка предметов в контексте современного состояния общества. 3. Познавательное значение. 4. Мотив интересного преподавания. Снижение интересов к учению (отмечают педагоги): 1. Проявляется избирательность. 2. Не все старшеклассники ориентируются на вуз. 3. Широкая конкуренция современных методов получения знаний со школьным обучением. 4. Ориентация учителя на средний уровень учеников. Познавательные процессы. 1. увеличение произвольности процессов. 2. совершенствуется умение управлять своими психич. процессами. 3. интеллектуализация познавательных процессов. Ощущение, восприятие – развивается наблюдательность. Наблюдение становится целенаправленным. Память – смысловое запоминание (словесно-логическая память), пренебрежение механическими формами запоминания. Дифференцированная установка на запоминание, выделение в тексте частей, которые надо заучить, а какие надо понять. Внимание – ведущий тип – послепроизвольное. Мышление – высокий уровень обобщения и абстрагирования, развивается критичность мышления, формируется теоретическое мышление, понижается уровень практического мышления, приоритет логического мышления, поиск оболочки мысли (своеобразная игра). На основе мышления формируется мировоззрение. Общение со взрослыми. * с родителями. Потребность в независимости. Типы автономий: –поведенческая (задача подросткового возраста); –автономия в чувствах и привязанностях (начинает формироваться в конце подросткового и первой половине юношеского возраста); –автономия во взглядах/мировоззренческая – взгляды, отношения к различным событиям (II половина юношеского возраста и начало взрослости). В юношеском возрасте продолжается конфликт с родителями, если он не исчерпан в подростковом возрасте. * отношения с учителями. В юношеском возрасте оценка по личным качествам, как у подростков, остается, но появляется еще уровень знаний этого человека, его компетентность. Они конкурируют. Общение со сверстниками. (Товарищеские или групповые, дружеские, с противополож. полом) * Товарищеские отношения. Ранняя юность – коллективный возраст
подросток юноша
Большое кол-во групп Одна группа
Легки вход и выход Трудный вход(опред.ритуалы посвящения)
Непобедимое стадное чув-во Признание своих челов-х ценностей
Заслужить уважение и любовь равных Чрезвычайно высокая конформность

* Дружеские отношения.

«Дружба – это первое чув-во, к кот. восприимчив заботливый, воспитанный юноша»Ж-Ж. Руссо.

3 варианта дружеских отношений:

1. когда друг рассматривается как отражение себя самого;

2. я сам сливаюсь с другом, вплоть до потери своей индивидуальности. Один – в друге проигрывает все ситуации, живет своими интерес.; а другой – начинает жить интересами друга;

3. друг рассматривается как дополнение.

Дружба отличается повышенной эмоциональностью. Дружеские отношения – репетиция будущей любви по своей эмоциональности.

Дружеские отношения возможны только с людьми своего пола, т.к. часто отношения с людьми противоположного пола являются маскировкой или скрытой стадией любви.

* взаимоотношения полов.

Юношесая любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и включает в себя дружбу.

Усиливается потребность в смешанной дружбе, но отношение полов несколько напряженное.

Причины напряжения:

1. Дифференциация полов – разные игры, половые стереотипы, разное восприятие.

2. Половое созревание – различие в темпах полового созревания. Девочки входят в марафон половых отношений раньше на 1–2 года. Они старше своих сверстников физиологически и психологически. Мальчики входят позднее, но их вхождение более бурное.

2 характеристики сексуальности:

1. Физиологическая; 2. Психологическая.

Мужская сексуальность – на I план выходит физиологическая.

Женская сексуальность – на первом месте психологический фактор.

Пик женской сексуальности – 27–30 лет.

Пик мужской сексуальности – 23–24 года.

Виды взрослости по Драгуновой: Подражание внешним видам взрослости.(курение, употребление алкоголя, игра в карты...) Социальная взрослость. (возникает в условиях сотрудничества взрослого и ребенка, где подросток занимает место помощника. Обычно это замечается в семьях где есть трудности.) Интеллектуальная взрослость (выражается в стремлении подростка что-то знать и что-то уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.) Чувство взрослости позволяет развиваться личности,, но по какому пути будет зависеть от взрослого. Взаимоотношения подростка со взрослыми и со сверстниками.Общение со взрослыми отступает на второй план. Взрослый перестаёт быть непререкаемым авторитетом. Подросток уважает того, кто уважает его самого. Возможность сравнивать учителей - клички. Интерес к предмету определяется качествами учителя. Ведущая деятельность - общение со сверстниками. Важна учебная мотивация. Подростки ценят в сверстниках - умение дружить, хранить тайну, помощь в беде. Часто не задумываются о мотивах поведения. Характерны полярные оценки (чёрное и белое). В классе возникают группировки, бурные выяснения отношений. В общении - дифференциация по половому признаку. Сообщество сверстников - источник норм и ценностей. Общение решает задачи социальной адаптации: -освоение гендерных ролей; -освоение моделей взаимоотношений с представителями противоположного пола; -освоение социальных норм и ценностей. Принадлежность к группе - удовлетворение школьных потребностей: -возможность разделить с друзьями общие интересы; -возможность найти сопереживание, сочувствие; Две противоположные тенденции: -стремление к индивидуализации; -принадлежность к группе. Потребность в дружбе проявляется. Чёткое различие товарища и друга (на основе личностных качеств). Активный поиск друга. Общение со сверстниками - источник переживаний. Обида приводит к страшным последствиям. Открытие своего внутреннего мира, начало духовной жизни. обеспечивает эмоциональную поддержку. Учебная деят-ть. Изменяются особенности социальной перцепции: обращает внимание не только на ближнее окружение, но и на других людей. Завершается общее формирование сенситивной организации личности. Это сензитивный возраст для развития логического (абстрактного) мышления. Абстрактное мышление в значительной степени опирается на образы (в школе при изучении материала важна наглядность). Подросток чаще прибегает к логическому запоминанию (иная организация материала при запоминании). Формирование способов познавательной деятельности: -решение задачи должно быть не только правильным, но и рациональным; -важно умение учиться; --формируются критичность, логичность, широта ума. В значительной степени развивается воображение. Фантазии более реалистичны, в них подросток снимает напряжение. Учебная деятельность выходит на второй план. Добавляется проблема адаптации к средней школе. На первый план выходят мотивы, которые связаны с мировоззрением. Учитель для подростков не является авторитетом. Развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Личность и самопознание подростка. Развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. В связи с развитием самосознания - подростки начинают заниматься самовоспитанием, часто воспитанием воли - подражают волевым людям, думая, что воля проявляется в грандиозных событиях. Рука над свечой - взрослые должны помочь ребёнку выработать способность достигать цели; Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка низкая и неустойчивая. выделяют виды направленности личности подростка: -гуманитическая направленность(отношение к себе и к обществу положительны) -эгоистическая. -депрессивная (сам для себя ценности не представляет, к обществу вобщем-то положительная) -суицидальная(ни общество, ни он сам ценности не представляет для себя). Переход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, приобретается в ходе самопознания. Основная форма самопознания сравнение себя с другими со взрослыми, со сверстниками. Влюбленность: - у мл. подростков – задирание; У старших – собственно влюбленность.
  Вопрос 10. Пожилой и старческий возраст. В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации: -Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины; -Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины; -Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины. начало старости: Пифагор – 60 лет, китайские ученые – 70 лет, в японии выход на пенсию в 70 лет, в Норвегии в 67 лет, у нас 55-60 Тернер и Хелмс делят старение на биологическое, психологическое, социологическое. Существует 2 концепции старости: - Традиционная, старость – доживание, полный упадок всех сфер жизнедеятельности - Прогрессивная Э.Эриксон, старость это не упадок сил, а развитие личности, вторая зрелость Грейс Крайг: 1. Стохастические теории старения на старение влияют внешние факторы; 2. Генетические теории запрограммированное старение Геронтология – наука о старении, изучает нормальный процесс старения человека, его основные направления и факторы, влияющие на характер, темпы и интенсивность старческих изменений. Геронтопсихология изучает особенности взаимосвязи общего физиологического процесса старения и психологического состояния человека в период преклонного возраста. Один из основных предметов изучения геронтопсих. – личностный сдвиг человека после изменения привычного характера деятельности, вызванного природным старением организма. Существуют несколько периодизаций старения Д. Бромлей: 1. Удаление от дел 65-70 лет нарушение жизненного стереотипа, повышается потребность в общении 2. Старость 70 лет и более увядание, подготовка к смерти 3. дряхлость, болезненная старость и смерть — до 110 лет. Пряжников НС: 1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию); 2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса); 3) период собственно старости (стабильная старость до момента серьезного ухудшения здоровья); 4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения здоровья; 5) долгожительство при относительно хорошем здоровье (после 75—80-ти лет). В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. типология Ф.Гизе. 3типа стариков и старости: 1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменения положения в семье); 3) интровертированный тип, остро переживающий процесс постарения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом – реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов, стремление к покою. типы старости И.С.Кона, на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: 1) активная, творческая старость, 2) старость с хорошей социальной и психологич.приспособленостю 3) «женский» тип старения – в этом случае приложение сил старика находится в семье 4) старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) – в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням, и его сознание отличается повышенной тревожностью. Эти 4 типа И.С.Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости.: 1.старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. 2. разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными. Д.Б.Бромлей: 1)Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. 2) Отношение зависимости. Зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий от профессиональной среды. 3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от др. люд 4) Отношение враждебности к окружающим. 5) Отношение враждебности человека к самому себе Каскадная Теория старения(Биррон): Первичный процесс уменьшается объем интеллектуальных процессов Вторичный процесс когнитивное засыпание (ухудшается логика рассуждений), терминальное старение (страдает весь интеллект) Анатомо-физиологические особенности: Старение – процесс универсальный и неизбежный, представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определен-ными возрастными изменениями в организме. Ему подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и средовых условиях. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Внешность: морщины, уменьшается количество подкожно-жировой клетчатки    
      Сенсорная система: ухудшается слух, зрение, обоняние, ослаблении чувства равновесия Костная система: кости становятся хрупкими, ломкими, уменьшается рост ССС: ухудшается деятельность ССС, тромбоцитоз НС: снижается работоспособность, меняется тип ВНД, Увеличивается слабость и неуравновешенность НС, дальше процесс адаптации к внешним факторам геронтогенез происходят неравномерно и гетерохронно. Познавательные процессы: Память -ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Основной объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память. Внимание: уменьшается объем внимания Интеллект: в норме сохранность интеллекта, если не связано с какими-либо заболеваниями Личность Синдром выученной беспомощности - человек под влияние социальных стереотипов теряет себя Стратегии старения: 1. Сохранение себя как личности – поддержание и развитие социальных связей; 2. Сохранение себя как индивида – обособление, индивидуализация и «выживание» как индивида Кризисы старческого возраста Э.Эриксон: I Психологический конфликт «Целостность против отчаяния»: -> 1 чувство личной целостности -> мудрость -> 2 отчаяние -> возможны суициды Мудрость: когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно - обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека, новообразование Критерии мудрости по Балтес: 1. Богатое знание 2. Контекстуализм, знание о разных жизнен. контекстах в дан. об-ве 3. Релятивизм знание о существование разных систем ценностей, гибкая система ценностей и целей 4. Признание неопределенности жизни и умение действовать в неопределенности Удовлетворенность жизнью связано с: -оценкой смысла своей жизни для других; -наличие жизненной цели; -временные перспективы II предпенсионный кризис. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние ≪ шока отставки≫. Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы. III кризис идентичности, внутриличностный кризис. Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия ≪ неизменности≫ самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Профилактика развития психических заболеваний -поддержание активности -стимуляция потенциальных психических возможностей и творческих способностей - проведение специальных упражнений и обучения навыкам, компенсирующим возрастные изменения Важное значение в поддержание жизнедеятельности имеет общение, активная общественная и творческая деятельность, увеличение и подержание интересов Отрицательно влияет: ограничение общения, одиночество, сужение интересов Характерные черты нормальной (физиологической) старости: - сохранность интеллекта, -интересов к внешним событиям, -поздний уход на пенсию, -стремление к активной общественно-полезной деятельности -наличие компенсаторных механизмов. Новообразования возраста: — Принятие своей жизни — Жизненная мудрость — Счастливая старость — Интегрированность, цельность Отношение человека к смерти 1.Определяется направленностью личности А)Гедонистическая удовольствие от жизни – молчаливость, задумчивость, страх смер Б)Эгоистическая – страх смерти, нраственные страдания В) Духовно-нравственная осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти 2. Кюблер – Росс 5 стадий отношения к собственной смерти А) Отрицание (сохраняется надежда на ошибочность диангоза) Б)Гнев (крушение надежд и планов, фрустрация) В) Торг (поиск возможностей продлить жизнь «купить») Г) Депрессия (чувство безнадежности) Д) Принятие (смирение и ожидание смерти) Религия формирует щадящее отношение к собственной смерти
           

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поздняя взрослость | ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Программа курса и методические указания для студентов специальности




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.