Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности эмоциональной сферы ребенка






Развитие аффективной сферы ребенка начинается еще до рождения. Осознанное желание родителей иметь ребенка является одним из главных моментов в формировании психоэмоциональной структуры личности буду­щего ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих людей складывается у желанного ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. Ребенок, в необходимости появления которого на свет родители долго сомневались, существенно отличается от желанного.

Эмоции в жизни маленького ребенка играют особенную роль. Они явля­ются первой формой связи ребенка с окружающим миром. Эмоции служат выражением отношения ребенка к предметному миру, толкают к позна­нию, тем самым способствуя всестороннему развитию малыша, они пред­ставляют собой одно из средств общения ребенка со взрослыми и детьми.

Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте — непосред­ственное эмоциональное общение с окружающими. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные дейст­вия.

Важным новообразованием этого возраста является формирование у ре­бенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на психическое развитие малыша.

Комплекс оживления как реакция на появление взрослого в поле зре­ния ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмо­ций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.

Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенад­цати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологически напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались как спон­танные и рефлекторные. Собствен­но улыбка возникала на лице мла­денца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые сти­мулы, в том числе в ответ на высо­кий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе че­ловеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки на­чинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид челове­ческого лица.

На втором и третьем месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражители. Наиболее универсальным сти­мулом для улыбки можно считать вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, переби­рает ножками, появляются голосовые реакции.

Эта реакция получила название «комплекс оживления».

Некоторые психологи детства считают именно это новообразование ос­новным показателем завершения периода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момен­та у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его обще­ния со взрослыми».

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления.

Было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на четвертом-пятом меся­це ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теп­лых, нежных отношений между матерью и ребенком.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмо­ции — плач.

В первый год жизни у ребенка активно развивается способность к эмпатии.

Только на втором году жизни начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе эмоций страха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.