Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел






Мотивация является центральным понятием в психоло­гии. Выше (§ 2 главы 1) было показано, что жизнь как совокупная деятельность и, следовательно, все психичес­кие явления и процессы, как неотъемлемая часть структу­ры деятельности обусловлены именно мотивацией.

Мотив обычно понимается как побуждение, направля­ющее деятельность. В психологической теории деятельнос­ти А.Н. Леонтьева мотивом, как отмечалось выше, высту­пает предмет потребности — «то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность как на побуждающее ее». А.Н. Ле­онтьев подчеркивал, что «о потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Даже об их динамике (степени их напряженности, мере насыщения, угасания) мы можем судить лишь по силам («векторам» или «валент­ности») мотивов. Курт Левин был первым, кто в изучении потребностей человека пошел по этому пути и открыл в психологии побудительную силу объектов».

В представлениях А.Н. Леонтьева четко различаются сама потребность как внутреннее «состояние организма» и мо­тив, придающий деятельности определенную направленность. То, что является единственным побуждением направлен­ной деятельности, есть не сама по себе потребность, а пред­мет, отвечающий данной потребности». Методологическое значение этого различения для анализа деятельности прежде всего состоит в том, что она побуждается не «переживани­ем потребности», а «побудительной силой объектов». Актуализация потребности, как было показано выше (глава 2), определяет лишь поисковую фазу деятельности, в резуль­тате которой потребность находит свой предмет. Собственно активная, направленная фаза деятельности определяется уже предметом потребности, мотивом. Существенным мо­ментом является также то, что одна и та же потребность может быть реализована посредством различных мотивов (от­вечающих ей предметов) и соответственно посредством различных деятельностей.

Вместе с тем четкое различение потребности и мотива проводится не всеми исследователями (А. Маслоу, Ж. Ньюттен, К. Левин и др.). Так, в работах К. Левина, посвящен­ных именно динамике «побудительной силы объектов» упот­ребляется термин «потребности», которые, как отмечает X. Хекхаузен, имеют статус мотивов.

Понимание мотива как предмета потребности, в кото­ром потребность «конкретизируется в данных условиях», представляется нам наиболее емким. Помимо возможности более полного анализа различных деятельностей, такое по­нимание подчеркивает тождественность жизни и деятель­ности, неразрывную связь индивида и среды, мира (см. § 2 главы 1). В то же время трактовка мотива как объекта внеш­него мира, на который направлена деятельность, отнюдь не исключает выделение его внутренней стороны, определяе­мой пристрастным, эмоциональным отношением субъекта. Пристрастность к предмету потребности, как было показа­но выше, интериоризирует отвечающий потребности объект внешнего мира и экстериоризирует саму потребность.

По степени действенности — отношению к осуществля­емым или возможным деятельностям — А.Н. Леонтьев раз­делил мотивы на «реально действующие», «знаемые» («по­нимаемые») и потенциальные.

Реально действующие мотивы побуждают все деятельнос­ти, реально осуществляемые индивидом. «Знаемые» (пони­маемые) мотивы определяют понимание человеком необ­ходимости осуществления соответствующих деятельностей, но не имеют для их реального осуществления побудитель­ной силы. Данное обстоятельство связано с разрывом между собственно знанием и информацией (см. § 5 главы 2). «Знае­мые» мотивы представляют собой те или иные ценности общественного сознания, не ставшие реально действующи­ми мотивами индивида как раз в силу отсутствия у него соответствующей этим ценностям жизненной практики. А.Н.Леонтьев отмечал, что «знаемые» мотивы «при опре­деленных условиях становятся действенными мотивами». Эти условия — собственная жизненная практика человека, по­зволяющая ему принять ценность общественного сознания как свою собственную, как свое собственное знание.

Потенциальные мотивы — мотивы, которые обладают по­будительной силой, но вследствие тех или иных внешних ус­ловий и обстоятельств не могут быть реализованы. Если вне­шние условия и обстоятельства меняются в благоприятную сторону, потенциальные мотивы становятся реально действу­ющими. В.К. Вилюнас подчеркивает, что потенциальные мо­тивы, как и реально действующие, являются характеристи­кой личности и составляют очень значимую ее сторону.

Среди реально действующих мотивов А.Н. Леонтьев вы­деляет смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Смыслообразующие мотивы отражают те или иные стороны лич­ности человека, в связи с чем придают деятельности лич­ностный смысл. Мотивы-стимулы выполняют роль допол­нительных побудительных факторов (они могут быть как положительными, так и отрицательными). Например, вы­полняя любимую работу или занимаясь каким-либо дру­гим интересным для него делом, человек делает это ради самого процесса деятельности, но дополнительным побу­дительным фактором может выступать зарплата (улов на рыбалке, охотничья добыча и т.п.).

Понятие мотивации обычно употребляется в двух значе­ниях. В первом, более узком значении оно включает совокуп­ность побуждений, направляющих какую-либо конкретную деятельность. От понятия мотива в этом значении понятие мотивации отличается тем, что включает дополнительные реально действующие мотивы (если деятельность полимотивирована), а также цели, ведущие к достижению мотива (мотивов), если они с ними не совпадают. В последнем слу­чае в совокупности побуждений данной деятельности уча­ствуют и волевые процессы, т.е. сфера призвольности.

Второе, широкое значение понятия мотивации объеди­няет все устойчивые мотивы человека, определяющие его совокупную деятельность, т.е. жизнь в целом. Для широко­го значения понятия мотивации часто применяется тер­мин «мотивационная или мотивационно-потребностная сфера». Мотивационная сфера является «ядром личности» (А.Н. Леонтьев), определяющим ее основные свойства, прежде всего направленность и главные ценности.

Помимо устойчивых реально действующих мотивов мо­тивационная сфера включает личностно значимые потен­циальные мотивы, а также дальние устойчиво сохраняющиеся цели. Последние могут быть связаны как с личност­но значимыми реально действующими или потенциальны­ми мотивами, так и с понимаемыми («знаемыми») мотивами, если имеет место дефицит ценностей, обретенных в результате собственной жизненной практики (имеющих статус собственно знания).

Как было отмечено, для достижения целей (как ближ­них, так и дальних), не совпадающих с мотивами, в каче­стве непосредственной побудительной силы выступают во­левые процессы (сфера произвольности). К. Левин связы­вал действия, направленные на достижение целей, имен­но с волевыми процессами. Действительно, если за целью стоит реально действующий, но не совпадающий с ней мотив, ее достижение обусловлено проявлением сферы про­извольности. Если же цель связана с каким-либо «знаемым» мотивом, не имеющим собственной побудительной силы, то ее достижение целиком и полностью определяется сфе­рой произвольности.

Итак, мотивационная сфера человека как ядро, стер­жень его личности включает личностно значимые (следо­вательно, устойчивые) реально действующие и потенци­альные мотивы, дальние устойчиво сохраняющиеся цели, в том числе связанные с понимаемыми мотивами, а также сферу произвольности, выполняющую функцию побужде­ния в достижении целей.

Среди дальних целей, преследуемых человеком, особое место занимают цели, направленные на реализацию выб­ранного им жизненного пути. Они одновременно являются и главнейшими компонентами мотивационной сферы, показателем направленности личности, и той «генераль­ной линией», в соответствии с которой человек воплоща­ет в жизнь выбранные им ценности. Пользуясь выражени­ем Ф.Е. Василюка, совокупность целей, направленных на реализацию жизненного выбора, можно назвать «замыс­лом человека о себе, о своей жизни», или, более коротко, жизненным замыслом.

Первоначальное становление жизненного замысла про­исходит в юности, в форме личностного (морального) и профессионального самоопределения. Более полно мотивационный аспект понятия жизненного замысла будет рас­крыт ниже.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.