Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I






Абрамова Г.С.

А 16 Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. —

М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. —

624 с. — (Gaudeamus).

 

ISBN 5-8291-0071-1 («Академический проект»)

ISBN 5-88687-087-3 («Деловая книга»)

В книге излагается материал по разделу общей психологии, изучающему закономерности развития психики человека на протяжении жизни: становление личности, ее социализацию, адаптацию к миру, способность к внутренним коррекциям.

Курс " Возрастная психология" ориентирован на студентов-психологов, социологов, философов, культурологов. Книга адресована также всем интересующимся современной психологической теорией и практикой.

 

 

Книга выпущена при участии ЗАО «Академия-Центр»

 

© Абрамова Г С, 2000

ISBN 5-8291-0071-1 © Академический Проект оригинал макет, оформление, 2000

ISBN 5-8S687-087-3 © Деловая книга, 2000

Моим маме и папе

с любовью посвящаю

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Интерес человека к самому себе естественен и обоснован. Интерес к другим людям часто имеет совсем другие причины, и разнообразие их столь же велико, как и разнообразие человеческих судеб. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки. Результаты их работы позволяют увидеть в едином потоке человеческих жизней те уникальные, воспроизводящие жизнь человека как человека факты, законы и закономерности, увидеть и понять, что каждый человек воспроизводит в своей судьбе человеческое и создает своей жизнью свое, расширяющее, уточняющее, дополняющее представление, знание о том, что есть человек.

Жизнь устроена так, что рано или поздно любой из нас сталкивается с жизненной ситуацией, которая заставляет обсуждать, ставить, формулировать вопросы: " Что со мной происходит? Почему это со мной происходит? " Так человек встречается с необходимостью нового знания о самом себе. Но! Где эти знания взять? Здесь и приходит на помощь наука, предлагающая обобщенное знание, в котором можно (думаю, что нужно) найти ответ на вопросы о том, что происходит со мной.

Ответы могут быть самые разные, но все они будут отнесены к тому периоду жизни, который человек переживает, а периоды могут быть разные — критические, сензитивные, стабильные. Каждый период имеет свое происхождение и, в известном смысле, может быть предсказан даже самим человеком, если он умеет (научился, захотел научиться) анализировать свою жизнь.

Такую возможность анализа своей и чужой жизни дает возрастная психология, одна из самых сложных и интересных отраслей современной психологии.

Без знания о периодах жизни человека нельзя работать учителю в школе, воспитателю в детском саду, врачу в больнице, адвокату в суде, психотерапевту в клинике... Без этого знания трудно быть мамой, папой, дедушкой, бабушкой и... даже ребенком (особенно взрослым ребенком).

Слушатели и студенты, которым я читала и читаю курс «Возрастная психология» и спецкурсы по разным его разделам, всегда с интересом относились к фактическому материалу и с большим трудом воспринимали теорию психологии. Но проходили годы, и, встречаясь с повзрослевшими студентами — уже учителями, психологами, мамами и папами, слышала от них слова о том, что важно «какое-то общее знание о жизни».

Наверное, похожего знания когда-то я искала сама. Для меня это стало своего рода читательским заданием. Его я и попробовала выполнить в этой книге.

Я бесконечно благодарна всем читателям моих книг, кто нашел в себе силы и время на то, чтобы поговорить со мной о них.

Еще раз выражаю свою бесконечную любовь своей семье за помощь и поддержку в моей работе.

 

Январь 1999г.

ГЛАВА I






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.