Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое пространство и время.






Пространство представляет собой такую форму бытия мира, которая выражает протяженность и структур­ность любых объектов и систем (пространство - философская категория, выражающая сосуществование и отдаленность вещей и явлений относительно друг друга).

Время - это такая форма бытия материи мира, которая выражает длительность существования любых объ­ектов и систем (время - философская категория, выражающая длительность существования материальных сис­тем). В истории философии науки сложилось два подхода к характеристике пространства и времени.

Субстанциальный подход. Пространство и время существуют самостоятельно наряду с материей как ее пустые вместилища. Этот взгляд впервые высказал Демокрит: " В действительности же существуют только атомы и пустота". Этот подход получил свое развитие у Ньютона (1643-1727) в классической физике. В своей работе " Математические начала натуральной философии" он выдвинул абстракции, ранее не употреблявшиеся в фило­софии и физики, абсолютное время и абсолютное пространство (абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью). " Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным". Такое понимание позволяет сделать вы­вод, что чистое вместилище всех вещей существует само по себе как некий ящик, в который можно уложить зем­лю, планеты, звезды. Следовательно, любая его фиксированная точка может стать точкой отсчета для определения абсолютного движения, т.е. все материальные объекты, исследуемые механикой, оказа­лись расположенными в пространстве и времени и в этой системе существуют в качестве независимых, никак не влияющих друг на друга составных элементов. Подобный подход господствовал до начала 20 века.

Конец 19 - начало 20 века стал временем крутой ломки представления о мире - временем, когда была пре­одолена механическая мира, господствующая в естествознании в течение двух столетий.

2. Реляционная концепция пространства и времени. Берет начало от Аристотеля, сформулирована Лейбни­цем и доказана современными научными открытиями. О0гласно реляционной концепции, пространство и время - это сово­купность свойств и отношений материальных объектов и сменяющих друг друга их состояний, т.е. пространство и время самостоятельного существования не имеют без материальных носителей. Н.И Лобачевский (1792-1856) и Б. Риман (1726-1866) показали, что свойство пространства зависит от " наполняющего" его материального содержания, от его физических свойств. К такому выводу они пришли при интерпретации открытых новых клас­сов геометрии - геометрии изогнутого пространства и геометрии выпуклого пространства. Конкретная связь пространства и времени с движущейся материей была установлена в специальной (1905 г.) и общей теории относительности (1916 г.), созданных А. Эйнштейном. Выводы этих теорий имеют философское значение.

Специальная теория относительности доказала, что пространственные и временные промежутки относи­тельны, ибо меняются в зависимости от движения объектов (300 тыс. км. в сек.). Время в движущейся системе за­медляется по сравнению с неподвижной, а все пространственные размеры сокращаются в направлении движения. Например, ракета на Земле 40 м, а затем с Земли определить размер той же ракеты, но движущейся с большой скоростью относительно Земли, то окажется, что результат будет меньше 40 м. А если измерить время, текущее на Земле и на ракете, то окажется, что показания часов будут различными. На движущейся с большой скоростью ракете время по отношению к земному будет протекать медленнее и тем медленнее, чем выше скорость ракеты, чем больше она будет приближаться к скорости света. Отсюда следует некоторые отношения, которые с нашей практической точки зрения являются парадоксальными.

Итак, по земным часам прошло 30 лет, а по часам космонавта только 5. Значит, время не течет одинаково во Вселенной. Его изменения зависят от взаимодействия движущихся систем. Это один из главных выводов теории относительности.

Общая теория относительности установила физическую связь между материальными массами, пространст­вом и временем. Она показала, что наличие гравитации отличает геометрию пространства от эвклидовой геомет­рии. Такой вывод общей теории относительности стал той основой, на которой в дальнейшем стали строить мо­дели нашей Вселенной.

Таким образом, теория относительности исключила из науки понятие абсолютного пространства и времени и обнаружила несостоятельность субстанциональной концепции; показала зависимость свойств пространства и времени от характера движения и взаимодействия материальных систем и подтвердила принцип развития и взаи­мосвязи. Теория относительности показала, что пространство и время не самостоятельные сущности, а формы существования материи.

Человеческие представления о пространстве и времени изменяются, но изменчивость научных знаний не опровергает того факта, что пространство и время существует объективно и носит всеобщий характер.

Специфическими свойствами пространства и времени обладают и биологические системы. Наука установи­ла, что пространственные формы живых организмов своеобразны. На этой основе морфологи и систематики сво­дят все разнообразие живых существ в царства, типы, классы, используя для классификации именно это своеоб­разие пространственных форм и строений. Биологическое пространство испытывало изменения и развитие благо­даря внутренне присущему организмам обмену веществ и воздействию среды. В процессе приспособления к ус­ловиям среды путем пространственной ориентации в наследственной организации животных в анатомическом строении закреплялись свойства пространственной симметрии и асимметрии как фундаментальные свойства фундаментального мира. Например, организмы, возникшие в водной среде, имеют сферическую форму симмет­рии. У человека по принципу билатеральной симметрии (двусторонней по отношению к одной плоскости) распо­ложены такие рецепторы, как глаза, уши, а также тактильные и мышечные рецепторы, соответствующие мозго­вые центры в правом и левом полушарии (правое полушарие ответственно за формирование чувства пространства и времени, левое - формирует понятие пространства и времени). Парный характер анатомического строения и мозговых центров есть закрепленное эволюцией отражение пространственной симметрии физических условий существования животных и человека.

Живые организмы обладают биологическим временем, т.е. живые организмы в результате эволюционного развития выработали способность весьма тонко и точно координировать важнейшие биологические процессы с астрономическим временем. Известно, что более 400 физиологических процессов протекают в суточных ритмах (циркадные ритмы). Циркадные ритмы являются приспособлением организма к суточному вращению Земли. Признание биологического пространства и времени имеет не только теоретическое, но и научное и практическое значение.

Биологическое время (биоритмы) - это регулярное изменение характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям передается по наследству и практически обнаруживается у всех жи­вых организмов.

Наука, изучающая биоритмы - хронобиология - отмечает:

  1. Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы и это наиболее общие свойства живых систем.
  2. Биоритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функции организма, который обеспечи­вает гомеостаз, динамическое равновесие и адаптацию. С одной стороны, биоритмы имеют эндо­генную природу и генетическую регуляцию, с другой - их осуществление тесно связано с изменяющимися факторами внешней среды или так называемые датчики времени. Эта связь во мно­гом определяет экономические закономерности.
  3. Биоритмы чувствительны к действию химических факторов (лекарственных средств) и физиче­ской природе. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. применение лекарств должно происходить с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функциони­рования организма, от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болез­ни.
  4. Закономерности биологических ритмов учитываются при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.

Пространство и время в общественной жизни нельзя отождествлять ни с физическим пространством, ни с календарным временем, которые не в состоянии объяснить сущность общественных процессов (например, Сто­летнюю войну во Франции, перестройку в СССР).

Наличие социального времени непосредственно связано с деятельностью людей, т.е. сознательная деятель­ность людей по целенаправленному преобразованию среды и самого себя является фактором, определяющим ход социального времени. Поэтому календарь, основанный на природных процессах, безучастен к переменам, проис­ходящим в обществе, т.к. он фиксирует возможность точного количественного исчисления промежутков времени, хорошо известных любому школьнику. Общественное время - это исчисление длительности социальных процес­сов, и здесь человек пользуется такими единицами, как эпоха, эра, семестр, сессия.

Живя в общественном времени, человек творит свое личностное время. Личностное время - это длитель­ность самосознания. Оно субъективно, но одновременно связано с социальным временем. Личностное время ис­пользуется непосредственно при определении многих ценностей человеческой жизни. В психотерапии есть одно важное правило - настроиться на ход времени пациента, ибо у пациента, погрузившегося в свои переживания и мысли, ход времени обычно отличается от общепринятого. Поэтому врач должен уметь выслушивать пациента.

Социальное пространство формируется посредством проектирования и сооружения материальных объек­тов.

Характерными признаками социального пространства являются:

1. перемещение в пространстве;

2. потреб­ность в очеловечивании пространства;

3. автономия пространства (например, в одежде);

4. " суверенитет" тела, дома, комнаты.

Американский философ-психоаналитик Э. Фромм обратил внимание, что личностное пространст­во зависит от того, чем данный человек обладает (он пришел к выводу: чем большим человек владеет, тем мень­ше его личностное пространство и тем теснее чувствует он себя в нем).

Существует уединение как форма автономии личностного пространства. Его рассматривают как простран­ство самосознания, т.е. чем выше самосознание, тем больше потребность в уединении и одновременно в избира­тельном общении (одиночество - это экстремальный пример суженного до минимума социального пространства).

Важное место в научной картине мира занимает представление о единстве и многообразии мира.

Научная картина мира - это результат философского синтеза конкретно-научных знаний. Эти знания убеди­тельно доказывают, что организованность, структурность присущи всем многообразным явлениям микромира, макромира и мегамира. Например, если раньше взгляд на Вселенную замыкался галактикой, затем расширился до системы галактик, то теперь изучается метагалактика как особая система со специфическими законами или пред­ставление о структурности мира шагнуло до масштабов, превышающих 10 в 28 см.

В науке широко используется представление о структурных уровнях организации мира, которое находит свое выражение в конкретных формах движения. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющи­ми их элементами. Критерием для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки: про­странственно-временные масштабы; совокупность важнейших свойств и законов изменения; степень относитель­ной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.

Неорганическая природа предстает перед человеком как имеющая такую последовательность структурных уровней: субмикроэлементарный - микроэлементарный - ядерный - атомарный - молекулярный - уровень макро­скопических тел различной величины - планеты - звездно-планетные комплексы - галактики - метагалактики.

Живая природа также структурирована. В ней выделяют уровни: биологических макромолекул - клеточный уровень - микроорганизменный - органов и тканей - организма в целом - популяционный - биоценозный - био­сферный.

Социальная действительность в структурном аспекте представлена уровнями: индивидов - различных кол­лективов - социальных групп - классов - национальностей и наций - государств и системы государств - общества в целом. Структурные уровни социальной действительности находятся вне однозначно линейных связях между собой, переплетение различных уровней в рамках общества порождает представление о господстве случайностей и хаотичности в социальной действительности. Однако внимательный анализ обнаруживает наличие в обществе фундаментальной структурности, какими являются материально производственная, социальная, политическая и духовная сферы.

Таким образом, каждая из трех областей материальной действительности образуется из ряда специфиче­ских структурных уровней, которые находятся не в беспорядочном наборе в составе той или иной области дейст­вительности, но в определенной связи упорядоченности. Сегодня наука рассматривает мир в единстве. Единство мира живого и неживого, природного и человеческого, вселенского и микроскопического корень того миропони­мания, который завоевывает все больше умы человечества, т. е. мир рассматривается как система (целое). Система - это объединение некого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которых занимают оп­ределенное место в целом. Наука разрабатывает модель универсальных взаимосвязей всего со всем. Она получи­ла свое название синергетика (сотрудничество, поддержка), которое вносит новое в мировидении и новое в пони­мании процессов развития.

Дидактический материал по теме: «Познание, его возможности и границы».

План:

1. Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм.

2. Чувственное и рациональное в познании.

3. Проблема истины в гносеологии. Критерии истины.

1. Специфика философского подхода к познанию Агностицизм.Теория познания, или гносеология, - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности. Вопрос о познании мира человеком - центральный в любом философском учении. В философии все эти вопросы решались на протяжении всего исторического пути развития философии.

Уже в античной философии были представлены все подходы к познанию, которые уточнялись, развивались на протяжении последующих веков. Термин «гносеология» происходит от греческого слова знание (гносис) и понятие (логос) – учение о знании. Сам термин «теория познания» введен в философию шотландским философом Феррером в 1854г. Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность, т.е. профессиональная, научная или художественная.

Одно из направлений связано с философией Сократа, который сводил проблему познания к познанию человека. Познай самого себя – таков главный мотив теории познания Сократа. Чтобы познать самого себя, считал Сократ, необходимо обладать диалектикой, которая в его понимании рассматривалась как метод спора с самим собой. Это позволяет выяснить внутренние противоречия в собственных воззрениях.

Философская позиция Платона в вопросе о познаваемости заключается в том, что источник познания – это припоминание бессмертной души о мире идей, который существует безотносительно к миру природных вещей. Т.о., Платон провозгласил первым понятие идеального в качестве реальности, выделив «мир идей как особый объект познания», создал предпосылки для формирования новой области познания – идеального, благодаря чему стала разрабатываться методология рационального мышления, или эпистемология, т.е. наука о подлинном знании.

Третья линия в теории познания разрабатывается Демокритом, который полагал, что душа человека является ведущим началом в теле и одновременно органом ощущения (где возникает знание, по мнению) и органом мышления (где получаем истинные знания). Демокрит считал, что копии вещей через ощущения распространяются во все стороны, проникая через кожные покровы органов чувств, т.е. от вещей отделяются тончайшие оболочки – эйдосы – материальная форма вещей, и они отпечатываются на душе, как печать на мягком воске. Чувственное познание – это темное познание, светлое познание – это познание по уму.

Четвертая позиция представлена Аристотелем в его работе «Органон», где Аристотель считает, что связи мыслей отражают объективно существующие связи между частным и общим, и на этой основе познается мир.

В философии Нового времени утверждается познаваемость мира, которая осуществляется опытом на основе интуиции и разумом. Например, Ф.Бэкон считал, что основа познания – это не авторитеты священного писания, а опытно-экспериментальное изучение природы. Ф.Бэкон разработал три общих положения, связанных с познанием мира: таблица сущности и присутствия; таблица отклонения или отсутствия; таблица сравнения.

Рационалист Р.Декарт в основу познания мира положил принцип сомнения, который заключается в следующем: чтобы достичь безусловных истин, типа аксиом, следует усомниться во всем, даже в том, что есть солнце и звезды, есть собственные ноги и руки. Но сомневаясь во всем, нельзя уйти от самого сомнения, а сомнение есть мысль, значит, она, несомненно, существует сама, а, следовательно, при построении истинной философской системы в качестве исходного пункта должен лежать тезис «я мыслю, следовательно, я существую».

Позитивно реалистическую гносеологию разрабатывал И.Кант, который в работе «Критика чистого разума» поставил проблему: «Что я могу знать». Свою позицию он оправдывает двумя тезисами: 1. В процессе познания мы имеем дело с явлениями, а сущность остается неизвестной, т.е. вещь сама по себе непознаваема. 2. При попытке решения общефилософских проблем (метафизических) разум человека сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (мир конечен и бесконечен). Это говорит о том, что душа, космос и Бог есть такие области, которые недоступны научному познанию. Такая позиция позволяет сделать вывод о том, что И.Кант занимал агностическую позицию. Агностицизм – это утверждение невозможности познания мира. Однако представление, будто агностицизм отрицает познавательность вещей, неприменима ни к одной из его распространенных форм, причем не только настоящего, но и прошлого. Наличие агностицизма свидетельствует о том, что познание есть сложное явление. На это указывали еще Протагор, софисты, скептики.

Близко к Кантовской позиции агностицизма, так называемое, учение «физиологического идеализма», представленное немецким физиологом И.Мюллером (1801-1858), который считал, что источником наших ощущений является не мир, а внутреннее состояние или «специфическая энергия органов чувств». Поэтому своеобразие ощущений определяется не особенностями внешних раздражителей, воздействующих на органы чувств человека, а специфической энергии самих органов чувств (рецепторная концепция ощущения). Отсюда вытекало, что наши ощущения отражают не свойства и качество предметов и явлений объективного мира, а состояние наших нервов, состояние самого органа чувств. С этой точки зрения получалось, что наши ощущения только субъективны и не являются образами объективного мира. Абсолютизация специфики органов чувств привела И.Мюллера к ошибочным выводам. Современная физиология показала, что: 1. Органы чувств специализированы под воздействием общеприродной и социальной среды; 2. Специализация органов чувств есть результат эволюции животного мира и совершенствование нервной системы; 3. Отражение носит адекватный характер, где каждый орган особым образом реагирует на воздействия внешней среды; 4. Органы чувств не причина качественного различия ощущения, т.е. они являются анализаторами и проводниками воздействия окружающей среды на организм. исходя из этого делается вывод, что ощущение есть психическое явление, детерминированное предметной деятельностью (рефлекторная концепция ощущений, И.М. Сеченов). Прямым продолжением теории специфической энергии является точка зрения немецкого физика и физиолога Г.Гельмгольца (1821-1894), который утверждал, что наши ощущения – это не образы, не отражение объективной реальности, а только ее символы, условные знаки и иероглифы. Г.Гельмгольц писал: «Между ощущением и раздражителем, который его вызывает, нет никакого сходства, поэтому ощущения – не копии действительных вещей, а условные знаки», следовательно, «специфическое качество ощущений определяется свойствами рецептора и выводящих нервных путей». Эти символы, обозначающие предметы и явления, не имеют никакого сходства с вещами, т.к. органы чувств не дают верного сведения о них. Поэтому мир никогда не может быть познан. Человек познает только символы, а не сами реальные вещи. Эту же позицию разделял Карл Пирсон (1857-1936, «Грамматика науки»).

На рубеже 19-20 столетия сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенцианализм (от лат. «конвенсио» - договор, соглашение). Согласно этой позиции любые научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Конвенцианилизм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания распространен в западной философии и методологии науки. Сюда следует отнести французского философа Башляра (1884-1962), который разделил мир на естественную реальность и техническую реальность. Из всего сказанного можно сделать вывод, что современная философская теория познания не расходится с агностицизмом в вопросе о познаваемости явлений (они познаваемы), но расходятся – в ответе на вопрос, можно ли познать мир целиком во всех его связях. Расхождение существует в другом – познаваема ли сущность материальных систем.

Таким образом, специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это и есть главный признак агностицизма.

2. Чувственное и рациональное в познании. Перейдем к характеристике сущности познания. Познание окружающего мира включает в себя две ступени: чувственную и рациональную. Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств, где имеется экстерорецептивная система, включающая в себя зрение, слух, вкус, кожную чувствительность, обоняние (внешняя) и интерорецептивная система, которая связана с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии (внутренняя). Развитию чувств способствует аксиологическая, мировоззренческая, социальная функции философии, которые отражают важные стороны жизни человека. Живое созерцание – это познание действительности при помощи органов чувств. К основным формам чувственного познания следует отнести ощущение, восприятие и представление.

Ощущение человека – это психическое отражение отдельных свойств объектов материальных систем. Только через ощущение человек связывается с внешним миром и, чем многообразнее будут чувственные ощущения у каждого человека, тем больше имеется возможностей для развития его духовной жизни. Человеческие ощущения – это образ материального мира и, следовательно, ощущения – это не пассивная форма познания, а активная (пример – с Ольгой Скороходовой о книге «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир»).

Восприятие – это отражение целостного образа предметов и явлений реального мира. Способность отражать мир в целом обусловлена не только особенностями субъекта, а природой самого объекта, в котором различные признаки находятся в неразрывном единстве. Говорить отдельно о восприятиях и ощущениях можно только условно, абстрагируясь от реального процесса чувственного познания.

Представление – это воспроизведенный образ предмета или явления в сознании, полученный в прошлом в ходе их непосредственного восприятия. В представлениях закрепляется информация, полученная путем ощущений и восприятий. В представлениях отражаются наиболее характерные признаки, внутренние и внешние черты, которые имеют особое значение для практической деятельности того или иного характера, т.е. представлению присущ элемент обобщения в большей степени, чем другим формам живого созерцания. Следовательно, представлению свойственен опосредованный характер познания, что является подготовкой к рациональной ступени познания.

Все три формы живого созерцания дают нам объективно верное отражение предметов и явлений внешнего мира. Если это было бы не так, то, во-первых, человек не смог бы биологически приспособиться к среде существования и, во-вторых, не смог бы активно воздействовать на внешний мир сообразно своей социальной природе. Общий вывод: природа органов чувств человека биосоциальна. Вопрос о достоверности чувственного познания, дающий нам образ объективного мира, нельзя смешивать с вопросом о естественной ограниченности органов чувств человека, ибо естественная ограниченность органов чувств не является преградой для безграничного познания мира и не может служить основанием для вывода о недостоверности чувственного познания. Сегодня диапазон чувственного познания значительно расширен. Во-первых, это связано с изготовлением и применением приборов, позволяющих воспринимать космическую радиацию, рентгеновские лучи, магнитные поля, ультрафиолетовое излучение и т.д. Во-вторых, мыслительная деятельность человека, которая пронизывает живое созерцание, по сути дела обладает неограниченными возможностями для безграничного познания объективного мира. Т.о., живое созерцание дает нам минимум первичной информации, которая оказывается необходимой, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развить дальше научное познание.

Способность человека к чувственному отражению – это способность получать непосредственную информацию об объектах в форме индивидуальных, конкретно чувственных образов, способность к ощущениям, восприятиям и представлениям.

Переход от живого созерцания к разумному абстрактному познанию представляет собой скачок, связанный с возникновением под влиянием труда второй сигнальной системы (речь, слово).

Рациональное познание характеризуется целенаправленным, абстрагированным и обобщенным отражениям в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей предметов и явлений.

Исходной ведущей формой абстрактно-мыслительного отражения является понятие. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их общих и существенных признаках. Гносеологическая функция понятия – это выражение определенного знания о вещах и процессах материального мира и отражение его в сознании человека. Всякие понятия выражаются в виде слов. Анализ понятий позволяет сделать вывод о том, что существует четыре основных класса понятий: 1. Понятие, отражающее общее в предметах. 2. Понятие, охватывающее существенные признаки предметов. 3. Понятие, раскрывающее смысл и значение предметов. 4. Понятие идеи (идеальное). Поскольку в понятиях отражаются существенные признаки объективного мира, а мир постоянно изменяется, то в процессе познания понятия углубляются, наполняются новым содержанием. Без этого они не отражали бы живой жизни. Изменчивость понятий не должна истолковываться субъективно, ибо это может привести к агностицизму. Второй формой абстрактно-мыслительной деятельности человека является суждение. Суждение – это форма мышления, где с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Гносеологическая функция суждения – это выработка отношения познающего субъекта к познаваемому объекту. Суждение выражается в языке в форме предложений. Без словесного выражения они существовать не могут. В суждениях раскрывается связь между понятиями, что имеет большое значение для познания связей между явлениями и объектами материального мира. Суждения углубляют наши знания о мире, формируя новые понятия о нем.

Более сложной формой рационального познания является умозаключение. Умозаключение – это такая форма мышления, где с помощью связи суждений мы получаем новые заключения или выводы, т.е. новые знания о вещах и связях между ними. При помощи умозаключения совершается переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других.

Существует четыре закона логического познания:

Закон тождества – всякое понятие, используемое в данном конкретном рассуждении, должно быть тождественным себе, т.е. сохранять одно и то же содержание (пример из Гегеля).

Закон противоречия - нельзя об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, одновременно высказывать две противоположные друг другу мысли А и не А.

Закон исключенного третьего – если имеются два противоречивых суждения об одном и том же, то одно истинное, другое – ложное.

Закон достаточного основания – всякое суждение, используемое нами, должно быть обоснованным.

Таким образом, если понятия отражают главное характерное в явлениях, то в суждениях раскрывается объективное содержание понятий и углубляются знания о связях явлений и объектов, а в умозаключениях нам даются новые знания о мире.

В истории гносеологии в решении вопроса о соотношении чувственного и рационального в познании можно выделить две крайних точки зрения: эмпиризм и рационализм.

Представители эмпиризма утверждали, что знание о вещах достигается только благодаря только чувственному опыту, показаниям органов чувств. Они, недооценивая роль рационального познания, были не в состоянии объяснить и установить закономерные связи между научными фактами. Рационалисты считали, что только логическое познание может быть достоверно истинным, ибо чувственное познание служит причиной заблуждений. Недооценивая роль чувственной ступени познания, рационалисты впадали в бесплодные умозаключения. Ибо факты приобретают полное значение при обобщении их разумом.

3. Проблема истины в гносеологии. Критерии истины. Смысл человеческого познания заключается в том, чтобы получить верные знания об окружающем нас мире. Поэтому проблема получения правильных знаний является центральной в истории философии познания. Познание объективной реальности – это познание истины. Имеются различные понятия истины. Истину можно понимать как соответствие знаний действительности; как опытную подтверждаемость; как полезность и эффективность знания; как соглашение между учеными. В классической концепции истины первое определение является главным. Этого подхода придерживались выдающие мыслители в истории человечества: Платон и Аристотель, Фома Аквинский, Гегель, Маркс. Разделяют это положение и многие философы XX столетия, как материалисты и идеалисты, так и теологи.

Итак, истина есть процесс отражения в сознании человека неисчерпаемой сущности бесконечного материального мира. Это общее понятие истины следует конкретизировать. Прежде всего, следует подчеркнуть, что истина содержит в себе в единстве объективную и субъективную сторону, т.е. истина есть такое содержание в человеческих знаниях, которые не зависят ни от человека, ни от человечества, что означает: объективная истина – это адекватное отражение в сознании человека, в его представлениях, понятиях объективного мира. Следовательно, если наши представления и понятия соответствуют объективному миру, то это правильное отражение мира и будет составлять объективное содержание знаний, т.е. объективную истину (например, знание этиологии, патогенеза определяется не врачами, а объектом познания). Объективная истина содержит в себе противоречие: а) истина есть результат познавательной деятельности субъекта, т.е. по форме она субъективна, так как вне сознания не существует; б) по содержанию истина объективна, так как представляет собой правильное отражение объективного мира. Отсюда следует, что объективно истинным надо считать такое содержание в познавательных образах, которое определяется не субъектом, а самой материальной действительностью. Второй характерной чертой истины является то, что истина не принадлежит вещам, предметам и явлениям. Вещи не являются ни истинными, ни ложными. Они существуют сами по себе независимо от наших оценок, которые мы им даем. Отсюда следует, что истина – это гносеологическая категория, выражающая соответствие наших знаний объективной реальности. Другими словами, объективная истина не объективная реальность сама по себе, а верное отражение в сознании объективного мира. Другое понимание истины ведет к субъективизму, где человек сам определяет истину сообразно своим личным интересам (истина – это то, что приносит пользу). В действительности, истиной является не то, что выгодно для субъекта, а только то, что соответствует объективному миру. Например, знание законов общественного развития отражает определенные стороны явлений общества и приносит пользу человеку, т.к. являются объективной истиной. Третьей характерной чертой истины является ее конкретность, т.е. истин вообще нет, истина носит конкретный характер. Конкретность истины следует понимать как соответствие конкретно чувственных и понятийных представлений объекта (учение Демокрита об атоме, вода кипит при 100оС).

Теперь важно выяснить, могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, отражать ее сразу, целиком, абсолютно или же только неполно, относительно. Решение этого вопроса приводит нас к рассмотрению соотношения абсолютной и относительной истины в процессе познания.

Способность человека правильно познавать мир, получать знания, соответствующие объективной истине, не есть нечто неизменное, раз навсегда установленное. Способность получать достоверные знания о действительности так же изменяются и развиваются, как и сама объективная реальность. Мир вечно развивается, и наше познание представляет собой развивающийся процесс бесконечного углубления знаний о материи, бытии. Из этого следует, что познание истины есть процесс, в котором содержатся моменты абсолютных и относительных знаний. Тогда можно сказать: объективная истина – есть единство абсолютной и относительной сторон в совпадении наших знаний с объективной реальностью.

Абсолютная истина – есть реальная возможность полного, исчерпывающего знания сущности и закономерностей окружающего мира, реализуемая в непрерывном и бесконечном процессе его познания как мира вечно развивающейся материи.

Данное определение абсолютной истины позволяет рассматривать ее не как окончательную «истину в последней инстанции», а как такую, которая достигается в итоге бесконечного процесса познания. Абсолютная истина в таком понимании выступает как процесс и как цель познания, к которой люди стремятся в своей практической деятельности, но в целом никогда ее не достигая. Поэтому абсолютная истина на каждом историческом этапе развития выражается в форме относительных истин.

Относительная истина означает познание отдельных сторон и отношений действительности. Она характеризуется приблизительностью знаний, определенной ступенью углубления нашего сознания в неисчерпаемую сущность вещей, отражающих исторический уровень научного познания, достигнутый в данную эпоху. В этом определении подчеркивается неполнота наших знаний о мире, добытых человеком в практической деятельности, а так же то, что здесь содержатся зернаабсолютной истины, которые постепенно накапливаются. Следовательно, объективная истина есть процесс движения мысли от приблизительно верного, неполного отражения действительности к все более полному и более верному ее отражению. Этот процесс находит свое выражение в диалектике абсолютной и относительной истины, т.е. человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин.

Познание относительной истины означает не отрицание абсолютной истины, а только то, что наше познание не является завершенным и неизменным, и то, что абсолютная истина познается не сразу, не целиком, а через знания приблизительные, неполные, т.е. через относительные истины. Следовательно, абсолютная и относительная истины не исключают друг друга, а представляют взаимное единство.

Таким образом, человеческое мышление неограниченно по своей познавательной способности, по своей исторической роли, но оно и ограниченно объективно историческими условиями, субъективно физической, духовной организации человека. Это противоречие разрешается в бесконечной преемственности смены поколений, все более точно познающих материю и ее закономерности. Но это противоречие не только лежит в природе обоих факторов, но является так же главным рычагом всего умственного прогресса и разрешается каждодневно и постоянно в бесконечном прогрессивном развитии человечества.

Вопрос о познаваемости мира – это не вопрос теории, а практический вопрос, ибо только в практической деятельности люди познают разнообразные свойства предметов, связи между предметами и явлениями и открывают законы развития бытия.

Практика – это материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов, составляющих движущую силу развития общества и познания. Практик устанавливает истину лишь для того, чтобы эта удостоверенная истина могла служить дальнейшему развитию практики. Человеческая практика имеет сложную системную организацию, включающую в себя: а) реальное преобразование внешней среды при помощи созданных орудий и средств; б) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования; в) совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания.

Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов жизнедеятельности, является материально-производственная практика. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений, является второй формой практики. Наука выступает третьим видом практики, которая сегодня включается в производственно-духовную деятельность и становится средством управления социальными процессами.

В теории познания практика выполняет две основные функции. Во-первых, практика является основой формирования знания (знать, чтобы преобразовывать), во-вторых, практика является критерием правильного познания, т.е. с помощью практики можно доказать истинность или ложность нашего познания в рамках конкретно-исторических условий. Основополагающая идея гносеологии состоит в том, что, во-первых, практика является исходным пунктом и условием на ряд теоретико-познавательных проблем. Первой такой проблемой в 60-70-е годы XX в. была проблема: Может ли машина мыслить? Компьютерное моделирование мышление, предпринятое Ботвинником, Тихомировым, породило надежда на создание в скором будущем строгих теорий мышления, однако этим надеждам не суждено сбыться, т.к. мышление качественно отличается от деятельности кибернетических машин.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.