Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Trip-hop conspiracy




Оглядываясь назад на трип-хоп, приходится сделать вывод, что он былграндиозным проектом преобразования лица и саунда поп-музыки, проектомсоздания универсальной и синтетической поп-формулы. Аналогия с эпохой 80-хочевидна: синти-поп - это синтеза-торная поп-музыка, трип-хоп - семплерная.Трип-хоп - это в первую очередь нещадно перепродюсированная музыка, многодорожечный ретро-монстр, нашпигованный звуками, как жестяная банкаселедкой. В начале 90-х новое поколение музыкантов схватилось за новоепоколение семплеров, которые значительно подешевели по сравнению с приборами80-х. А незнание удержу в применении семплера моментально приводит какустическому переполнению.Настоящую жирную, сочную и рекордно перепродюсированную кляксу в концеэпохи трип-хопного перепродюсирования поставил Трент Резнор (Nine InchNails). Его альбом " Fragile" (1999) переплюнул весь арт-рок, Queen ивплотную приблизился к " The Wall" Pink Floyd. После нескольких лет работы -сочинения, записи, компьютерного монтажа, каждый день по восемнадцать часов! - осталось четыре тысячи часов записанного студийного материала. ТрентРеснор не стирает ничего, все скидывается на DAT-кассеты и архивируется, правда, найти среди этих многих тысяч кассет уже ничего нельзя. Но, главное, все сохранено для вечности.В середине 90-х была написана и новая история современной поп-музыки.Она стала выглядеть так.В самом начале были Ямайка, даб и Ли " Скретч" Перри. Перри изобрел дабякобы уже в 68-м, а с экспериментальным регги работал уже с 62-го. Такаяранняя датировка возникновения даба была нужна для того, чтобы к моментупоявления Кула Херка в Нью-Йорке даб уже существовал и его можно было быобъявить истоком брейкбита и хип-хопа.В обиход был введен термин " даб-технология". Даб-технология якобыпредполагала склеивание магнитофонной пленки с бас-партией в кольцо, что ибыло истоком семплирования и техно-баса. Ямайка 60-х оказалась далекойродиной трип-хопа и техно.Интересный вопрос: почему именно Ли " Скретч" Перри оказался героем ипредком, а не Кинг Табби, ведь именно Кинг Табби был техником иаудио-рукодельником? Ясно и это, ведь из двоих первооткрывателей даба именноПерри записывал перепродюсированный даб.Новые тенденции продавались вместе со вновь изготовленной историеймузыки. Оказалось, что и регги - это даб-технология, и брейкбит, и эмбиент, и хаус, и техно (с его идеей ремикса), и джангл, и драм-н-бэйс, и построк, и, наконец, трип-хоп. Обеспеченный такими корнями, трип-хоп не мог бытьвыдумкой британских журналистов. Меня так и подмывает назвать это явлениетрип-хоп-заговором. Было обнаружено то обстоятельство, что история сделалаполный круг. Все началось с даба, фанка, Kraftwerk и Сап, а новые тенденциисостояли в возвращении к фанк-саунду и раннему брейкбиту, а также вприменении даб-технологии.Вся эта конструкция более чем сомнительна. Музыканты, причисленные кпостроку, согласно уверяют, что не имеют отношения ни к дабу, ни кэкспериментально-психоделическому року начала 70-х.Применяли ли Перри и Табби склеенную в кольцо пленку - неясно, похоже, что Табби использовал склеенные кольца для достижения гипертрофированногоэхо-эффекта, но это далеко не то же самое, что зацикленная бас-партия. Еевообще не надо было зацикливать - музыкальная рабсила не стоила ничего, существовали ритм-группы, специализирующиеся исключительно на бас-партиях. Аесли Табби и Перри все-таки зацикливали пленку, то об этом все равно никтоне знал - ни на Ямайке, ни тем более кто-либо за ее пределами.И не имеет это никакого особенного значения (зацикливали или нет)просто потому, что не было в этом никакого секрета.Магнитофонные пленки, склеенные в кольцо, - это традиция американскогоминимализма. В 60-х в США даже существовал такой термин - Таре Music, имелись в виду звуки, которые производили специальные магнитофоны, воспроизводящие одновременно несколько склеенных в кольцо пленок, крутящихсяна разных скоростях. Предок цифровых секвенсоров - аналоговый секвенсор.Никакого отношения к дабу эти приборы не имеют.Техно-хаус продолжил традицию диско, а диско, в свою очередь, - линиюпоп-музыки детройтского лейбла Motown. Записи Дайаны Росс и трио TheSupremes звучат как техно, изготовленное из ранних The Beatles: барабанщикявно не слышит, что поют девушки, и колотит совершенно однообразный ковровыйритм. Музыка в целом довольно живенько ухает, никаких отклонений от курса исбивок нет, ударник не отклеивается от баса. Тем же самым - только болееагрессивно и басовито - занимался и Джеймс Браун. Кстати, на его альбомахкуда больше баса, чем на оригинальных ямайских пластинках, которые частозвучат довольно плоско.А брейкбит? Ранний брейкбит был на самом деле взят из музыки ДжеймсаБрауна, это в чистом виде фанк-бит.Что же касается пресловутой " идеи ремикса", то я вовсе не уверен, чтоэта идея вообще имеет отношение к техно. В 80-х идея ремикса вполнеобходилась без техно-хауса. Типичный ремикс 80-х - это, скажем, песняDepeche Mode, в середину которой вклеен десятиминутный стук ритм-машины. Этостандартная практика диско-эпохи - бесконечно растягивать центральный пассажпесни. Проталкивая синти-поп в дискотеки, гиганты звукоиндустрии заказывалиэти самые ремиксы; для потребителей фальсифицированной латиноамериканщиныизготавливали латиноамериканский ремикс, для R'n'B-рынка - соул-ремикс. Таже самая практика продолжилась и в техно-эпоху. Даб и здесь ни при чем. Одабе вспомнили лишь в 93-м - 94-м.

Trip hop, R. I. P. (Rest in peace - покойся с миром (англ).)

В 2000 году вдруг стало заметно, что изо всего, с чем ассоциировалисьтрип-хоп и новые тенденции, стремительно выходит воздух. Пресловутые новыетенденции не приносили концернам никакого дохода. В коммерческом отношении итрип-хоп, и драм-н-бэйс были абсолютным провалом. После успеха в СШАискусственно зачатого кроссовера и новых гитарных групп менеджеры приняли, по-видимому, единственно верное решение: пропасть между роком и технопреодолевать не нужно, потому что никакого техно нет, переводить всюпоп-музыку на рельсы трип-хопа не надо. Группы, выброшенные на рынок вследза Prodigy, оказались не интересны массовому потребителю. Их даже в Европене слушают, не говоря уже о США. А раз техно вычеркнуто из бытия, тоосталось то же самое, что было в начале 90-х: рок, хип-хоп и то, чтоболтается между ними. Иными словами, возвращается гитарный рок.2000 год оказался годом без трип-хопа, музыка, которая еще совсемнедавно росла и побеждала как на дрожжах, вдруг просто исчезла, покинуласферу мэйнстрима. После того как Chemical Brothers, Prodigy и Фэтбой Слимотвоевали плацдарм в хит-параде, а музыкальная пресса станцевала половецкиепляски вокруг Трики, Portishead и Massive Attack, должен был быть сделанследующий шаг, однако, нет, наступила пауза. Сейчас можно сказать, чтотенденция джазоватого и очень легкого (легкого в смысле easy listening)трансэмбиент-брейкбита все-таки выжила. Это безвредная смесь всех музык 90-хгодов. Нежный брейкбит, иногда ухающий, иногда подвывающий и очень частоснабженный робким пением в стиле ретро-босса-новы, устремился в трубуню-джаза. И как это часто оказывается с подземными трубами - трубапредусмотрена большая, но течет по ней пока очень немногое.Важным аспектом ню-джаза является сотрудничество продюсеров, использующих семплерно-секвенсорную технологию, и вполне живых музыкантов, то есть комбинация дигитальной технологии с, так сказать, аналоговымисполнительским мастерством.Тезис о том, что ню-джаз - это джаз без соло, мне кажется очень точным, я бы даже сказал, что многие ню-джаз-номера звучат так, как если бы не оченьловкие и умелые джазовые музыканты из консервативного лагеря вздумалиизобразить дип-хаус. И действительно, со сцены музыка ню-джаз-коллективовзвучит довольно механически, ни грува, ни вайба, ни драйва в ней нет. А сдругой стороны - не настолько механически, чтобы воспроизвести эффектнастоящих техно и хауса. Вот незадача! Похоже, ню-джаз - это не специфический стиль, а темный лабиринт, вкотором оказалось огромное количество народа. В категорию ню-джаз попадаетразнообразнейшая ретро-музыка, которую объединяет, пожалуй, лишь то, что онанеизменно воспринимается как окончательно проехавшая.Году в 99-м не было сомнений, что трип-хоп, ретро-фанк и джазоватыйбрейкбит - это магистральная линия развития поп-музыки. Грубо говоря, кончилась эпоха The Beatles как вечного образца для подражания, и началасьэпоха Херби Хенкока, Beastie Boys и Massive Attack, сменилась парадигма.Но бронепоезд поп-музыки почему-то оказался маятником и неожиданнопошел вспять или просто растворился в воздухе. А его вперед смотрящиепассажиры - кто остался сидеть на рельсах, кто бродит по окрестным полям.Вот эту ситуацию я бы и назвал новым джазом.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.