Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демонстративность






К.Леонгард рассматривал демонстративность как повышенную аномальную при акцентуации способность к вытеснению. Вытеснение – один из первых защитных механизмов, описанных З.Фрейдом, относится к активному выталкиванию из сознания болезненных воспоминаний, чувств и импульсов. Это предохраняет сознательную часть «Я» от конкурентных тенденций, угрожающих существующему образу самого себя. Механизм вытеснения является также бессознательным, как и само вытесненное. Вытесненное не разрушается, при ослаблении механизма подавления оно частично достигает уровня сознания, вызывает чувство тревоги и включение других защитных механизмов /рационализации, проекции, символизации/. В общем виде психологические защитные механизмы можно представить как специфические дискретные «маневры», способы мышления, к которым прибегает Эго, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала /А.Фрейд, 1936/.

Истоки демонстративности лежат в филогенезе как первичные защитные механизмы – двигательная буря, замирание перед лицом опасности, мимикрия. Это находит свое выражение на психологическом и психосоматическом уровнях. Двигательная буря проявляется в виде истерических припадков в условиях, вызывающих фрустрацию личности. Замирание проявляется в виде истерических параличей, как уход в болезнь, а мимикрия в виде адаптивных реакций. Мимикрия в животном мире «повседневна», тогда как двигательная буря и замирание – реакции на непосредственную угрозу. Наибольшая выраженность действия архаического механизма мимикрии проявляется в избыточно адаптивных реакциях на поведенческом уровне при эффективном устранении тревоги за счет вытеснения.

Это приводит к возникновению новых ролей и задач – «однообразная пестрота». Отрицательные сигналы из окружения при выраженном вытеснении игнорируются, что позволяет сохранить высокую самооценку. При неотреагировании своих желаний возникает либо их реализация в снах и фантазиях (сон как исполнение желаний), либо они приводят к псевдологии, в которую личность свято верит.

Исходя из сказанного можно заключить, что блок свойств, определяемый понятием «демонстративность», выполняет роль амортизатора между вытесненными психосексуальными тенденциями с одной стороны и социумом с другой. Низкая демностративность характерна для людей с недостаточной психологической гибкостью, склонностью к интроверсии, скептицизму, недостаточной спонтанностью в социальных контактах.

Развитие истерических проявлений зависит от взаимодействия генетически обусловленных свойств индивида и социальной среды, условий воспитания. Наследственные корни демонстративности как аномальной способности к вытеснению лежат, по-видимому, в семейном бессознательном, расположенном, согласно Сонди, между индивидуальным и коллективным. Семейное бессознательное в этом случае понимается как набор генетически детерминированных свойств, черт, характерных для определенной «династии», семьи, рода. Достаточно известны актерские династии, в которых демонстративность является профессионально важным качеством.

Направление и форма проявлений демонстративности зависит от ряда факторов, в том числе от стиля мышления, уровня развития интеллекта, который при достаточном развитии ограничивает грубые проявления демонстративности, в том числе конверсионную симптоматику, делает возможным сублимацию.

 

ПЕДАНТИЧНОСТЬ или «альтруизм»

Педантизм в отличие от демонстративности отличается исключительно малым вытеснением. Если демонстративность характеризует высокий уровень эгоцентризма, то педантичность можно охарактеризовать определенным уровнем альтруизма. В данном случае понятие «альтруизм» связано с действием по социально одобряемому пути. Альтруизм проявляется в виде явной или скрытой социофобии. «Сделай все как велит социум и ты обретешь спокойствие», - говорит альтруизм личности. Педантизм, по мнению К.Леонгарда, лежит в той же сфере, что и демонстративность – сфере интересов и склонностей.

Альтруизм, на наш взгляд, несовместим с естественным отбором, он развивается совместно с цивилизованным гуманизмом. Гуманизм заложен в природе человека априорно. Сонди считал, что гуманизм сходен с религиозностью, которая изначально заложена в семейном бессознательном. Ни одна шкала теста «Акцент» не является настолько прогностичной в отношении психосоматической патологии, как шкала педантичности. В этом случае психосоматика развивается как результат блокады внутренних грубых агрессивных аффектов, торможения внешней агрессии, которая трансформируется в собственные страдания, вместо страдания другого. Это можно представить как Авеля, удерживающего руку своего брата Каина, которая вместо прямого отреагирования давит нервную систему, сердечно-сосудистую, пищеварительную.

Педантичность можно рассматривать как инстанцию совести, диктующую нормы поведения и не допускающая свободы реализации агрессивных тенденций. Энергия агрессии может быть направлена на «катексис» - застой энергии в виде системы ритуалов, свойственных педантам.

Рассмотрим более тщательно понятие «катексис». Катексис – это процесс помещения либидозной или противоположной ей (мортидо) энергии в различные сферы психической жизни, в идеи или действия. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам. Оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его. Если представить либидо как определенную сумму денег, то катексис – процесс покупки, вкладывания денег в ценности. Чем больше денег вложено в одни ценности, тем меньше их остается для покупки других.

Энергия, противоположная энергии либидо – энергия мортидо, может также катектироваться. Тогда ритуал предназначается для связывания мортидо. Иллюстрацией к этому могут послужить контрпульсивные желания. Так, например, при возникновении у матери навязчивого желания ткнуть в глаза вилкой любимому ребенку возникает защитный ритуал в прятании всех острых предметов и формировании чувства вины.

Педантичность, определяемая тестом «Акцент», может указывать лишь на склонность а акцентуации, повышенную рефлексию, чувствительность к нарушению моральных норм, склонность к морализации. С возрастом это принимает вид склонности к навязчиво-моральным наставлениям, проецируя при этом на субъекта наставлений свою внутреннюю неосознаваемую борьбу между желанием и запретом.

Повышенный уровень педантичности, отмечаемый в юношеских графиках теста «Акцент», можно рассматривать как попытку представить себя в лучшем свете, используя при этом социально-приемлемые категории – аккуратность, добросовестность – свойственные педантичным личностям. Такие показатели, если они сочетаются с высоким уровнем демонстративности, гипертимности можно рассматривать как склонность к вытеснению, проявлению псевдологии. Сочетание высоких значений педантизма и интроверсии может говорить в пользу элементов навязчивости, проявляемых на поведенческом уровне. Пик педантичности с одновременным подъемом профиля по шкалам тревожности и циклотимности указывает на меланхолический стиль реагирования, фиксацию тревоги и ограничительное поведение, особенно при снижении при этом уровня гипертимности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.