Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логистический подход к функционированию складского хозяйства






Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:

- снабжение запасами;

- контроль за поставками;

- разгрузку и приемку грузов;

- внутри складскую транспортировку и перевалку грузов;

- складирование и хранение грузов;

- комплектацию (комиссиопирование) заказов клиентов и отгрузку;

- транспортировку и экспедицию заказов;

- сбор и доставку порожних товароносителей;

- контроль за выполнением заказов;

- информационное обслуживание склада;

- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Схематично данный процесс представлен на рисунке 3.

Условно весь процесс можно разделить на три части:

1. Операции, направленные на координацию службы закупки.

2. Операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией.

3. Операции, направленные на координацию службы продаж.

 

 

    С Л У Ж Б А     З А К У П О К   1 Снабжение запасами       С Л У Ж Б А     П Р О Д А Ж
     
  2 Контроль за поставками  
     
  3 Разгрузка и приемка грузов  
     
  4 Внутрискладская транспортировка и перевалка грузов  
     
  5 Складирование и хранение грузов  
     
  6 Комплектация (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузка  
     
  7 Транспортировка и экспедиция заказов  
     
  8 Сбор и доставка порожних товароносителей  
     
  9 контроль за выполнением заказов  
     
  10 Информационное обслуживание склада  
     
  11 Обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг)  

Рисунок 3 - Схема логистического процесса на складе

Рассмотрим весь процесс подробнее.

Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности и закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.

Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить срок хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.

Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операци необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственно подготавлива­ются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на раз­грузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения. Проводимые на данном этапе операции включают:

- разгрузку транспортных средств;

- контроль документального и физического соответствия заказов поставки;

- документальное оформление прибывшего груза через информационную систему;

- формирование складской грузовой единицы.

Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования - эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, по с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (грузразмещается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс складирования и хранения включает:

- закладку груза на хранение;

- хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий;

- контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемые через информационную систему.

Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:

- получение заказа клиента (отборочный лист);

- отбор товара каждого наименования по заказу клиента;

- комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;

- подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);

- документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;

- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;

- отгрузку грузов в транспортное средство.

Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требования к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).

Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запас потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складов. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.

Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график их обмена с потребителями.

Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизирован­ной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает:

- обработку входящей документации;

- предложения по заказам поставщиков;

- оформление заказов поставщиков;

- управление приемом и отправкой;

- контроль наличия товаров на складе;

- прием заказов потребителей;

- оформление документации отправки;

- диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;

- обработку счетов клиентов;

- обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;

- различную статистическую информацию.

Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:

- сортировку товаров;

- полную проверку качества поставляемых товаров;

- фасовку и упаковку;

- замену заказанного товара (изменение заказа);

- экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;

- информационные услуги;

- заключение договоров с транспортными агентствами.

Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции:

- установку изделий;

- гарантийное обслуживание;

- обеспечение запасными частями;

- временную замену товаров;

- прием дефектной продукции и замену ее.

Рациональное осуществление логистического процесса на складе - залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:

- рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

- эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;

- использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;

- минимизации маршрутов внутри складе ко и перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

- осуществления унитизации партии отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

- максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, и т. д.

Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа - использоваться для улучшения организации логистического процесса.

Учитывая потенциальное значение складского хозяйства, логистическая система рассматривает проблемы стратегического размещения материальных ресурсов и изучает следующие вопросы:

1. Какой уровень материальных ресурсов следует иметь на каждом транспортно-складском комплексе для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей?

2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем материальных ресурсов в системе логистики?

3. Если продукция размещается между стадиями, или эшелонами, где одна стадия пополняет другую (в многоэшелонной системе), какие стадии какими ресурсами должны располагать?

4. Должна ли продукция отгружаться непосредственно с предприятия?

5. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и материальными запасами?

6. Каковы общие уровни материальных запасов на фирме, связанные со специфическим уровнем обслуживания?

7. Как и где следует размещать страховые запасы?

8. Как меняются затраты на содержание продукции в зависимости от количества складов?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.