Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкалы для определения психических и соматоформных расстройств






 

В качестве не специфических для пожилого возраста методов (но хорошо зарекомендовавших для диагностики пожилых людей) используются: «Шкала душевного состояния» (Befindlichkeitsskala; см. Zerssen), «Фрайбургский перечень нарушений» (Freiburger Beschwerden-Liste; см.: Fahrenberg), «Опросник совладания со стрессом» (Stressverarbeitungsfragebogen; см.: Jahnke), «Опросник для оценки психосоматических болезней» (Fragebogen zur Abschä tzung Psychosomatischen Krankheitsgeschehens; см.: Koch). В качестве метода, разработанного специально для пожилых людей, можно предложить «Опросник психических и соматических нарушений у пожилых людей» (Fragebogen psychischer und somatischer Beschwerden ä lterer Menschen; Hautzinger, 1984) (прим. 40.1.2).

 

Примечание 40.1.2. Опросник психических и соматических нарушений у пожилых людей (Hautzinger, 1984)

Наименование, автор

Опросник психических и соматических нарушений у пожилых людей (Fragebogen zur Erfassung psychischer und somatischer Beschwerden bei ä lteren Menschen; Hautzinger; 1984)

Область применения

Психические и соматические нарушения у пожилых людей. Пригоден для эпидемиологических исследований среди пожилых людей, а также в клинической сфере.

Структура метода

Речь идет об опроснике, основанном на собственной оценке; если пожилые пациенты не могут заполнять его сами, то сформулированные вопросы могут быть использованы как основа для интервью. 46 пунктов охватывают различные психические, социальные и соматические проблемы. Вопросы предусматривают альтернативные ответы, т. е. на них можно ответить либо положительно, либо отрицательно. Например: «Я чувствовал(а) себя разбитым(ой)»; «Я чувствовал(а) себя одиноким(ой)»; «Я целый день был(а) как будто в оцепенении»; «Я чувствовал(а) себя напряженным(ой), скованным(ой)»; «Я не мог(ла) собраться с мыслями». Опросник регистрирует следующие 8 сфер: 1) депрессия, 2) тревога, 3) когнитивные нарушения, 4) соматические нарушения, 5) социальные проблемы, 6) расстройства сна, 7) психотические переживания, 8) сексуальные нарушения.

Критерии качества

- Надежность: значения внутренней согласованности восьми факторов лежат между 0, 73 (социальные проблемы) и 0, 87 (депрессия).

- Валидность: основу для опросника составили три часто используемых и хорошо оцененных метода измерений: «Шкала депрессии центра эпидемиологии Национального института психического здоровья» (Depressionsskala des Center for Epidemiology des National Institute of Mental Health; CES-D); «Шкала психических и соматических нарушений» (Inventar psychischer und somatischer Beschwerden; IPSC); «Сокращенный перечень симптомов Хопкинса» (Kurzform der Hopkins-Symptomliste; BSI).

- Выборка. Стандартизация проводилась на основе стандартизированной выборки из 2419 пожилых людей (средний возраст 61, 8 года, стандартное отклонение 7, 7 года).

---

 

Литература

 

Brunner, C. & Spiegel, R. (1990). Eine Validierungsstudie mit der NOSGER (Nurses' Observation Scale for Geriatric Patients), einem neuen Beurteilungsinstrument fü r die Psychogeriatrie. Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, 19, 211-229.

Bullinger, M. (1996). Lebensqualitä t — ein Ziel- und Bewertungskriterium medizinischen Handelns. In H. J. Mö ller, R. R., Engel & P. Hoff (Hrsg.). Befunderhebung in der Psychiatrie: Lebensqualitä t, Negativsymptomatik und andere aktuelle Entwicklungen (S. 13-29) Berlin: Springer.

Closs, Ch. & Kempe, P. (1986). Eine differenzierende Betrachtung und Validierung des Konstruktes Lebenszufriedenheit. Zeitschrift fü r Gerontologie, 19, 47-55.

Cooper, B. (1989). Epidemiologie psychischer Erkrankungen im Alter. In D. Platt & K. Oesterreich (Hrsg.), Handbuch der Gerontologie (Band V: Neurologie, Psychiatrie, S. 73-90). Stuttgart: Fischer.

Folstein, M. F., Folstein, S. E. & McHugh, P. R. (1990). MMST. Mini-Mental-Status-Test (Deutschsprachige Fassung von J. Kessler, S. E. Folstein, P. Denzler). Weinheim: Beltz.

Hä fner, H. (1992). Psychiatrie des hö heren Lebensalters. In P. B. Baltes & J. Mittelstraß (Hrsg.), Zukunft des Alterns und gesellschaftliche Entwicklung (S. 151-179). Berlin: de Gruyter.

Hautzinger, M. (1984). Ein Fragebogen zur Erfassung psychischer und somatischer Beschwerden bei ä lteren Menschen. Zeitschrift fü r Gerontologie, 17, 223-226.

Herrmann, C. & Buss, U. (1994). Vorstellung und Validierung einer deutschen Version der «Hospital Anxiety and Depression Scale» (HAD-Skala). Diagnostica, 40, 143-154.

Ihl, R. & Weyerer, G. (1993). Alzheimer's Disease Assessment Scale (ADAS). (deutschsprachige Bearbeitung der Alzheimer's Disease Assessment Scale von Richard Mohs et al.). Testmappe. Weinheim: Beltz.

Kraak, B. & Nord-Rü diger, D. (1989). Der Fragebogen zu Lebenszielen und zur Lebenszufriedenheit (FLL). Handanweisung. Gö ttingen: Hogrefe.

Krampen, G. (1991). Fragebogen zu Kompetenz- und Kontrollü berzeugungen (FKK). Gö ttingen: Hogrefe.

Kruse, A. (1989a). Psychologie des Alters. In K. P. Kisker, H. Lauter, J. E. Meyer, C. Mü ller & E. Strö mgren (Hrsg.), Psychiatrie der Gegenwart, Band 8: Alterspsychiatrie (S. 1-58). Heidelberg: Springer.

Lawton, M. P. (1975). The Philadelphia Geriatric Center Morale Scale: A revision. Journal of Gerontology, 30, 85-89.

Lawton, M. P. (1972). The dimensions of morale. In D. Kent, R. Kastenbaum & S. Sherwood (Eds.), Research, planning, and action for the elderly (pp. 144-165). New York: Behavioral Publications.

Lehrl, S., Gallwitz, A., Blaha, L & Fischer, B. (1992). Theorie und Messung der biologischen Intelligenz mit dem Kurztest KAI. Ebersberg: Vless.

Lehrl, S., Grä ssel, E., Cameron, S., Fischer, B., Wö lk, H. & Hü bner, R. (1990). Ist eine klinische Differenzierung der Multiinfarktdemenz (MID) und der Demenz vom Alzheimer-Typ (DAT) mö glich? Geriatrie & Rehabilitation, 3, 21-34.

Lö hr, G. & Walter, A. (1974) Die LZ-Skala. Zur Erfassung der subjektiven Lebenszufriedenheit im Alter. Diagnostica, 20, 80-91.

Merten, T. (1990). Die Carroll Rating Scale for Depression — deutsche Fassung und Validierung. Psychiatrie, Neurologie und Medizinische Psychologie, 42, 340-347.

Muthny, F. A. & Tausch, B. (1994). Adaptation der Multidimensional Health Locus of Control Scales (MHLC) fü r den deutschen Sprachraum. Zeitschrift fü r Differentielle und Diagnostische Psychologie, 15, 3-15.

Noser, A., Schö nenberger, P. M. & Wettstein, A. (1988). Vergleichsuntersuchung zwischen dem «Mini-Mental-State» nach Folstein und dessen Zü rcher Variante bei dementen und nicht dementen Patienten. Schweizer Archiv fü r Neurologie und Psychiatrie, 139, 69-77.

Oesterreich, K. (1993). Gerontopsychiatrie. Berlin: Quintessenz.

Oswald, W. D. & Fleischmann, U. M. (1994). Nü rnberger Altersinventar (NAI). Bern: Huber.

Radebold, H. (1992). Psychodynamik und Psychotherapie Ä lterer. Heidelberg: Springer.

Reisberg, B., Ferris, S. H., DeLeon, M. J. & Crook, T. (1982). Die Reisberg-Skalen (GDS, BCRS, FAST). Gö ttingen: Hogrefe.

Volk, S., Wurtz, R., Sommerfeldt, D., Kä ndler, S. & Pflug, B. (1993). Depressivitä t und kognitive Beeinträ chtigung im hö heren Lebensalter — Die standardisierte Erfassung des depressiven Syndroms mit dem Cornell-Fragebogen. Zeitschrift fü r Gerontopsychologie und -psychiatrie, 6, 167-173.

Weyerer, S., Platz, S., Eichhorn, S., Mann, A., Ames, D. & Graham, N. (1988). Die deutsche Version des Brief Assessment Interviews (BAI): Ein Instrument zur Erfassung von Demenz und Depression. Zeitschrift fü r Gerontopsychologie und -psychiatrie, 1, 147-152.

Zaudig, M. & Hiller, W. (1996). SIDAM — Strukturiertes Interview fü r die Diagnose der Demenz vom Alzheimer-Typ, der Multi-Infarkt-Demenz und Demenzen anderer Ä tiologie nach dem DSM-III-R, DSM-IV und ICD-10. Bern: Huber.

 

 

40.2. Расстройства в пожилом возрасте: интервенция

Андреас Крузе

 

1. Измененный взгляд на старость: сильные и слабые стороны пожилого возраста

 

Общественное мнение о старости долгое время исходило из предположения, что в преклонном возрасте человека ожидают потери во всех сферах и что эти потери касаются в равной мере всех пожилых людей. Вытекающие из этого предположения «дефицитарные модели» образовывали ядро негативного стереотипа пожилого возраста, в соответствии с которым в пожилом возрасте начинается обусловленный старением «распад» личности, снижаются физические и когнитивные способности, а также адаптационная способность. Эти негативные обобщения никоим образом не подтверждены эмпирически, равно как и позитивные обобщения, которые связывают старость исключительно с ростом опыта, мудрости и спокойствия (см. Lehr, 1996; Thomae, 1983).

Последнее время дефицитарные модели постепенно вытесняет дифференцированный взгляд на старость, который исходит как из преимуществ, так и недостатков этого жизненного периода. Представление о сосуществовании сильных и слабых сторон старости можно получить, если учесть многоаспектность развития в пожилом возрасте (см. Baltes, 1990).

Под физиологическим старением понимаются изменения общей витальности, адаптационных и компенсаторных резервов организма, отдельных органов и сенсорных функций. Несмотря на то что каждый возрастной период имеет свои нормы для названных признаков, возможны значительные индивидуальные отклонения от этих норм; это справедливо также и для старых, и для очень старых людей. Физиологическая старость — по сравнению с другими, более молодыми возрастными периодами — характеризуется многими недостатками, но нельзя упускать из виду и то, что пожилые люди значительно отличаются друг от друга (см. Steinhagen-Thiessen, Gerok & Borchelt, 1992).

Под психологическим старением понимается развитие способностей и навыков человека в когнитивной, повседневно-практической и социальной сферах. Особенность психического развития в пожилом возрасте заключается в одновременном появлении преимуществ и недостатков (ср. раздел 2.2). Преимущества прежде всего проявляются в сфере опыта и знаний (кристаллизованный (cristullized) и практический интеллект), а недостатки — в тех сферах, которые связаны с нейропсихологическими функциями и процессами (например, с текучим (fluid) интеллектом и оперативной памятью). Далее, психологическое старение сопряжено с необходимостью решать специфические задачи развития в пожилом возрасте. Эти задачи понимаются как результат взаимодействия а) биологического развития, б) общественных норм и эталонов («Какие ожидания общество связывает с каждым возрастом?») и в) индивидуальных потребностей и склонностей (Havighurst, 1972). Такое понимание показывает, что психологическое старение подвержено, с одной стороны, влиянию биологических и социальных факторов, а с другой стороны, влиянию ценностей отдельного человека и его (зависимых в том числе и от биологических и социальных факторов) возможностей реализации этих ценностей.

Результаты медицинского и психологического исследования указывают на большое значение для физиологического и психологического старения процессов развития, имевших место в молодые годы. Соотношение преимуществ и недостатков пожилого возраста зависит от того, какие способности и навыки были развиты у индивида ранее. Точно так же зависит от биографического развития индивида его установка по отношению к жизни, его способность и готовность сознательно и ответственно справляться с задачами развития в пожилом возрасте. Поэтому сегодня необходимо выработать новый взгляд на старость, который соединил бы долговременную и ситуативную перспективы, т. е. рассматривал старость как в контексте биографического развития, так и в контексте ситуативных требований (см. Kruse, 1995). Пример такого понимания старения — важного в равной степени для фундаментального исследования и для прикладной геронтологии — приведен в табл. 40.2.1.

 

Таблица 40.2.1. Долговременные и ситуативные факторы влияния на пожилой возраст

A) Развитие в течение жизни:

- уровень образования, наличие привычки и потребности учиться;

- способности и навыки, сформированные в течение жизни;

- стиль жизни и привычки, сформированные в течение жизни;

- интересы, сформированные в течение жизни;

- социальная активность и вовлеченность в социальную жизнь.

Б) Психические ситуации в настоящее время:

- мотивация к реализации интересов и активной деятельности;

- субъективная оценка собственных способностей и навыков (образ Я);

- применение навыков и их тренинг;

- степень удовлетворенности ситуацией;

- частота переживаемых стрессов;

- чувство соответствия между ожиданиями и достигнутыми результатами;

- воспринимаемые и используемые ситуативные стимулы.

B) Перспективы на будущее:

- опыт переживания изменчивости ситуации и возможности активного влияния на нее (убеждения);

- установка по отношению к собственному будущему.

Г) Субъективное и объективное состояние здоровья:

- объективное состояние здоровья (соматические и психические заболевания);

- вид и степень нарушения(й);

- субъективное состояние здоровья;

- «здоровое» поведение (что предпринимает индивид для своего здоровья?).

 

Под социальным старением понимаются изменения социальных ролей и функций, возникающих при достижении определенного возраста. Общество ожидает от каждого возраста наличия специфических способностей и навыков, а также форм жизни. В существующем до сих пор общественном образе пожилого человека доминируют процессы распада и возникновения недостаточности в различных сферах: предполагается, что пожилой возраст означает прежде всего болезни и беспомощность и пожилые люди демонстрируют устаревшие представления, мешающие общественному прогрессу. Однако взгляды постепенно изменяются: во-первых, нельзя не видеть, что большинство пожилых людей ведут самостоятельную жизнь. Далее, все чаще принимается во внимание тот факт, что способности и навыки, а также опыт пожилых людей могут послужить на пользу обществу. Примером этого измененного образа пожилого человека является более активное участие в политической жизни, к которой побуждаются пожилые люди, или дискуссия о потенциале пожилых людей, могущем реализоваться в общественной жизни (Kohli, 1992; Rosenmayr, 1990).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.