Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключительные замечания. Многие из распространенных сегодня психотерапевтических подходов возникли не в связи со знаниями психологии






 

Многие из распространенных сегодня психотерапевтических подходов возникли не в связи со знаниями психологии, а с идеями, ничего общего с наукой не имеющими, и поэтому довольно трудно представить и разобрать современные методы клинико-психологической интервенции. В настоящем учебнике мы уделим большее внимание тем подходам, которые опираются на психологическое исследование. Что же касается тех психотерапевтических методов, представители которых предпочитают опираться на теории, имеющие мало отношения к психологии, то мы попытаемся, если о них зайдет речь, найти их связь с психологией. Это прежде всего относится к интервенциям, ориентированным на психоанализ, поскольку их воздействие базируется все-таки на психологических закономерностях, которые психология должна исследовать, даже если приверженцы этих методов и придерживаются других каузальных атрибуций для объяснения их воздействия.

Критерием, положенным в основу классификации подходов клинико-психологического лечения в нашем учебнике, является их первичное «место интервенции». Чтобы добиться терапевтических изменений, разные психотерапевтические подходы выбирают «психологические» в разной степени ориентации; при некоторых методах в центре терапевтической работы стоят отношения психотерапевт—пациент, при других — целенаправленное изменение дисфункциональных паттернов поведения и переживаний пациента, третьи, в свою очередь, работают над изменением структуры и качества взаимодействия между значимыми лицами. Коль скоро человеческое поведение и эмоции организуются в рамках и интра-, и интериндивидуальной системы, вполне «психологично» предполагать, что одних и тех же или похожих целей можно достичь различными путями, например, смягчить депрессивное расстройство можно как путем целенаправленного влияния на дисфункциональные когниции и способы поведения, так и путем реорганизации образа Я посредством структурированного опыта терапевтических отношений. В качестве терапевтических подходов, где главным для терапии являются отношения психотерапевт—пациент, мы рассмотрим психоанализ (глава 22.2) и разговорную терапию (глава 22.3). В этих видах терапии опыт терапевтических отношений основывается в существенной мере на базе анализа переноса и контрпереноса и соответственно осуществления основных переменных терапии. В поведенческой терапии (включая когнитивные подходы, глава 22.4) непосредственно обращаются к дисфункциональному поведению пациентов, а также планируют и осуществляют организацию научения, помогающую пациентам более адекватно справляться с их проблемами. Назовем здесь и еще одну точку приложения для психотерапии — работа с телом; однако в этом учебнике мы отказались от того, чтобы разбирать подобные подходы (за исключением биологической обратной связи), поскольку их научный фундамент в настоящее время недостаточен. Другую плоскость представляют межличностные системы, особенно партнерские отношения или семья, которые обсуждаются в главе 22.5.

Методы будут описываться по единой систематике:

- введение, включающее в том числе концепцию здоровья и болезни и терапевтические цели,

- техники интервенции,

- плоскости интервенции,

- эффективность и показания, а также

- объяснение эффективности для соответствующего подхода.

Исходя из истории предмета нам представляется невозможным обойтись без конкретных описаний отдельных теоретических подходов, хотя будущее методов психологической интервенции, скорее всего, связывается не с подходами различных школ, а с концепциями, которые укоренились в психологии на исследовательской базе независимо от их происхождения. Тем не менее те, кто изучает клиническую психологию, должны разбираться в применяемых сегодня методах и представлять себе лежащие в их основе идеи.

В последние десятилетия были проведены эмпирические исследования процесса терапии и воздействий всех этих форм терапии, хотя и в разном объеме. Мы исходим из того, что научное развитие клинико-психологических методов в будущем будет сильнее ориентироваться на развитие различных частных областей психологии, чем на отдельные исторические авторитеты. Поскольку еще не для всех расстройств у нас имеется достаточное количество данных, мы можем в настоящее время только в ограниченной мере использовать строгую дифференцированную модель показаний (ср. главы 3 и 4) и имеем следствием то, что психотерапевты стоят перед совершенно особыми научными и практическими задачами. Мы полагаем, что необходимо более тесно связывать психотерапию с фундаментальными науками (см. главу 19), если мы хотим, чтобы она все далее развивалась и получала все более веское научное обоснование.

 

Литература

 

Antaki, Ch. & Brewin, Ch. (1982). Attributions and psychological change. London: Academic Press.

Ambü hl, H. & Grawe, K. (1988). Die Wirkungen von Psychotherapie als Ergebnisse der Wechselwirkung zwischen therapeutischem Angebot und Aufnahmebereitschaft der Klient/inn/en. Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, Psychopathologie und Psychotherapie, 36, 308-327.

Arkowitz, H. (1992). Integrative theories of therapy. In D. K. Freedheim (Ed.), History of psychotherapy (pp. 261-303). Washington: American Psychological Association.

Bandura, A. (1987). Perceived self-efficacy: exercise of control through self-belief. In J. P. Dauwalder, M. Perrez & V. Hobi (Eds.), Controversial issues in behavior modification (pp. 27-59). Amsterdam: Swets & Zeitlinger.

Bankoff, E. A. & Howard, K. I. (1992). The social network of the psychotherapy patient and effective psychotherapeutic process. Journal of Psychotherapy Integration, 2, 273-294.

Bastine, R. (1988). Psychotherapeutische Prozesse — von der Verlegenheit, psychotherapeutische Verä nderungen zu erklä ren. Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, Psychopathologie und Psychotherapie, 36, 296-307.

Baumann, U. (1986). Zum Placebo-Konzept in der Psychotherapie. In H. Hippius, K. Ü berla, G. Laakmann & J. Hasford (Hrsg.), Das Placebo-Problem (S. 97-105). Stuttgart: Fischer.

Baumann, U. (Hrsg.). (1987). Soziales Netzwerk - Soziale Unterstü tzung (Themenheft). Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, 16, 4.

Baumann, U. (1996). Wissenschaftliche Psychotherapie auf der Basis der wissenschaftlichen Psychologie. Report Psychologie, 21, 9, 686-699.

Baumann, U. & von Wedel, B. (1981). Stellenwert der Indikationsfrage im Psychotherapiebereich. In U. Baumann (Hrsg.), Indikation zur Psychotherapie (S. 1-36). Mü nchen: Urban & Schwarzenberg.

Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1983). Kognitive Therapie der Depression. Mü nchen: Urban & Schwarzenberg.

Beitman, B. D., Goldfried, M. R., Norcross, J. C. (1989). The movement toward integrating the psychotherapies: An overview. American Journal of Psychiatry, 146, 138-147.

Benjamin, L. S. (1987). Use of structural analysis of social behavior (SASB) to define and measure confrontation in psychotherapy. In W. Huber (Ed.), Progress in psychotherapy research (pp. 469-495). Louvain-la-Neuve: Presses Universitaires de Louvain.

Bergin A. E & Garfield S. L. (Eds.). (1994). Handbook of psychotherapy and behavior change (4th ed.) New York: Wiley.

Beutler, L E., Machado, P. P. P. & Neufeldt, S. A. (1994). Therapist variables. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 229-269). New York: Wiley.

Beutler, L. E., Williams, R. E., Wakenfield, P. J. & Entwistle, St. R. (1995). Bridging scientist and practitioner perspectives in clinical psychology. American Psychologist, 50, 984-994.

Blaser, A. (1985). Diagnose und Indikation in der Psychotherapie. Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, Psychopathologie und Psychotherapie, 4, 294-304.

Bower, G. H. & Hilgard, E. R. (1981). Theorien des Lernens I. Stuttgart: Klett-Cotta.

Brehm, S. S. & Smith, T. W. (1986 3). Social psychological approaches to psychotherapy and behavior change. In S. L. Garfield & A. Bergin (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 69-116). New York: Wiley.

Brewin, C. R. (1988). Cognitive foundations of clinical psychology. London: Erlbaum.

Caspar, F. (1995). Hypothesenbildungsprozesse in psychotherapeutischen Erstgesprä chen. Probleme und Mö glichkeiten des empirischen Zuganges (Habilitationsschrift). Bern: Universitä t Bern.

Caspar, F. (1997). What goes on in a psychotherapist's mind? Psychotherapy Research, 7, 105-125.

Christensen, A. & Jacobson, N. S. (1994). Who (or what) can do psychoterapy: The Status and challenge of nonprofessional therapies. Psychological Science, 5, 8-14.

Dsubanko-Obermayr, K. & Baumann, U. (1998). Informed consent in psychotherapy: demands and reality. Psychotherapy research, 8, 321-247.

Fiegenbaum, W. & Tuschen, B. (1996). Reizkonfrontation. In J. Margraf (Hrsg.), Lehrbuch der Verhaltenstherapie, Bd. 1 (S. 301-313). Berlin: Springer.

Fietkau, H.-J. (1977). Die Einstellung in der Psychotherapie. Salzburg: Otto Mü ller.

Frank, J. D. (1989). Non-specific aspects of treatment: The view of a psychotherapist. In M. Shepherd & N. Sartorins (Eds.), Non-specific aspects of treatment (pp. 95-114). Toronto: Hans Huber Publishers.

Garfield, S. L. (1994). Research on client variables in psychotherapy. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 190-228). New York: Wiley.

Gaston, L. Marmar. C. R., Thompson L. W. & Gallagher, D. (1988). Relation of patient pretreatment characteristics to the therapeutic alliance in diverse psychotherapies. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 56, 483-489.

Goldfried, M. R. (1987). The challenge of psychotherapy integration. In W. Huber (Ed.), Progress in psychotherapy research (pp. 801-823). Louvain-La-Neuve: Presses Universitaires de Louvain.

Grawe, K. (1981a). Ü berlegungen zu mö glichen Strategien der Indikationsforschung. In U. Baumann (Hrsg.), Indikation zur Psychotherapie (S. 221-236). Mü nchen: Urban & Schwarzenberg.

Grawe, K. (1981b). Vergleichende Psychotherapieforschung. In W.-R. Minsel & R. Scheller (Hrsg.), Psychotherapie (S. 149-183). Mü nchen: Kö sel.

Grawe, K. (1987). Psychotherapie als Entwicklungsstimulation von Schemata — ein Prozeß mit nicht voraussehbarem Ausgang. In F. Caspar (Hrsg.), Problemanalyse in der Psychotherapie (S. 72-87). Tü bingen: DGVT.

Grawe, K. (1997). Research-informed psychotherapy. Psychotherapy Research, 7, 1-19.

Grawe, K., Caspar, F. & Ambü hl, H. (1990). Die Berner Therapievergleichsstudie. Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, 19 (4).

Greenberg, L. S. (1986). Change process research. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 54, 4-9.

Greenberg, L. S., Rice, L. & Elliott, R. (1993). Facilitating emotional change: The moment to moment process. New York: Guilford Press.

Greve, W. (1993). Ziele therapeutischer Intervention: Probleme der Bestimmung, Ansä tze der Beschreibung, Mö glichkeiten der Begrü ndung und Kritik. Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, 22, 347-373.

Halder, P. (1977). Verhaltenstherapie und Patientenerwartung. Bern: Huber.

Heigl, F. S. & Triebel, A. (1977). Lernvorgä nge in psychoanalytischen Therapien. Die Technik der Bestä tigung. Eine empirische Untersuchung. Bern: Huber.

Helm, J. (1980). Gesprä chspsychotherapie. Darmstadt: Steinkopff Verlag.

Herschbach, P., Klinger, A. & Odefey, S. (1980). Die Therapeut-Klient-Beziehung. Salzburg: Otto Mü ller.

Howald, K. I., Lueger, R. J. Maling, M. S. & Martinovich, Z. (1992). A phase model of psychotherapy outcome: Causal mediation of change. Paper presented at the 23rd Annual Meeting of the Society for Psychotherapy Research, Berkeley, CA.

Huber, W. (1987). La Psychologie clinique aujourd'hui. Bruxelles: Pierre Mardaga.

Huber, W. (1992). Probleme, Ä ngste, Depressionen. Beratung und Therapie bei psychischen Stö rungen. Bern: Huber.

Huber, W. (1998). Entwicklung der integrativen Therapie. In W. Senf & M. Broda (Hrsg.), Praxis der Psychotherapie. Ein integratives Lehrbuch fü r Psychoanalyse und Verhaltenstherapie. (2. Aufl., S. 228-230). Stuttgart: Thieme.

Hutzli, E. & Schneeberger, E. (1995). Die Psychotherapeutische Versorgung in der Schweiz. Eine Umfrage bei psychotherapeutisch tä tigen Personen. Unverö ff. Lizentiatsarbeit. Universitä t Bern.

Ischi, N. (1985). Zur Erklä rung der Wirksamkeit der differentiellen Beachtung. Unverö ff. Diss., Universitä t, Bern.

Kanfer, F. H. & Grimm, L. G. (1980). Managing clinical change. A process model of therapy. Behavior Modification, 4, 419-444.

Kanfer, F. H., Reinecker, H. & Schmelzer, D. (1991). Selbstmanagement-Therapie. Berlin: Springer.

Karasu, T. B. (1977). Psychotherapies: An overview. American Journal of Psychiatry, 124, 833-874.

Kazdin, A. E. (1994). Methodology, design, and evaluation in psychotherapy research. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 19-71). New York: Wiley.

Kessler, B. H. & Roth, W. L. (1980). Verhaltenstherapie: Strategien, Wirkfaktoren und Ergebnisse. In W. Wittling (Hrsg.) Handbuch der Klinischen Psychologie (Bd. 2) (S. 246-287). Hamburg: Hoffmann und Campe.

Kiesler, D. J. (1966). Some myths of psychotherapy research and the search for a paradigm. Psychological Bulletin, 65, 110-136.

Korchin, S. (1976). Modern clinical psychology. New York: Basic Books.

Koss, M. P. & Shiang, J. (1994). Research on brief psychotherapy. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 664-700). New York: Wiley.

Krasner, L. (1962). The therapist as a social reinforcement machine. In H. H. Strupp & L. Luborsky (Eds), Research in psychotherapy (Vol. II) (pp. 61-94). Washington: American Psychological Association.

Kupper, Z. (1986). Psychosoziale Versorgung (Kanton Freiburg/Schweiz). Unverö ff. Liz. Arbeit, Universitä t, Freiburg (Schweiz).

Lambert, M. J. & Bergin, A. E. (1994). The effectiveness of psychotherapy. In A. E. Bergin & S. L, Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 143-189). New York: Wiley.

Lazarus, A. A. (1984). In support of technical eclecticism. Psychological Report, 21, 415-416.

Leuzinger-Bohleber, M. & Pfeifer, R. (1989). Motivations- und Emotionsstö rungen. Ein Cognitive Science Ansatz. Teil II: Interventionsstrategien. Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, Psychopathologie und Psychotherapie, 37, 195-217.

London, P. (1964). The modes and morals of psychotherapy. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Maercker, A. (1996). Operante Verfahren. In J. Margraf (Hrsg.), Lehrbuch der Verhaltenstherapie, Bd. 1 (S. 401-410). Berlin: Springer.

Mä rtens, M. & Petzold, H. (1995). Perspektiven der Psychotheapieforschung und Ansä tze fü r integrative Orientierungen (Psychotherapy research and integrative orientations). Integrative Therapie, 1, 3-7.

Margraf, J. & Baumann, V. (1986). Welche Bedeutung schreiben Psychotherapeuten der Erfahrung zu? Zeitschrift fü r Klinische Psychologie, 15, 248-253.

Marks, I. (1994). Behavior therapy as an aid to self-care. Current Directions in Psychological Science, 3, 19-22.

Martin, D. G. (1975). Gesprä chspsychotherapie als Lernprozeß. Salzburg: Otto Mü ller.

McCullough, L., Winston, A., Farber, B. A., Porter, F., Pollack, J., Laikin, M., Vingiano, W. & Trujillo, M. (1991). The relationship of patient — therapist interaction to outcome in brief psychotherapy. Psychotherapy, 28, 525-533.

Mikula, G. (1977). Interpersonale Attraktion: Ein Ü berblick ü ber den Forschungsgegenstand. In G. Mikula & W. Stroebe (Hrsg.), Sympathie, Freundschaft und Ehe (S. 13-40). Bern: Huber.

Miltner, W., Birbaumer, N. & Gerber, W. D. (Hrsg.). (1986). Verhaltensmedizin. Berlin: Springer.

Nietzel, M. T. & Fisher, S. G. (1981). Effectiveness of professional and paraprofessional helpers: A comment on Durlak. Psychological Bulletin, 89, 555-565.

Norcross, J. C. (1995). Psychotherapie-Integration in den USA. Ü berblick ü ber eine Metamorphose (Psychotherapy integration in the USA: An overview of a metamorphosis). Integrative Therapie, 1, 45-62.

Orlinsky, D. E. & Howard, K. I. (1986 3). Process and outcome in psychotherapy. In S. L. Garfield & A. E. Bergin (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 311-384). New York: Wiley.

Orlinsky, D. E. & Howard, K. I. (1987). A generic model of process in psychotherapy. In W. Huber (Ed.), Progress in psychotherapy research (pp. 445-458). Louvain-La-Neuve: Presses Universitaires de Louvain.

Orlinsky, D. E., Grawe, K. & Parks, B. K. (1994). Process and outcome in psychotherapy — noch einmal. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 270-329). New York: Wiley.

Perrez, M. (1982). Ziele der Psychotherapie. In R. Bastine, P. A. Fiedler, K. Grawe, S. Schmidtchen & G. Sommer (Hrsg.), Grundbegriffe der Psychotherapie (S. 459-463). Weinheim: Edition Psychologie.

Perrez, M. (1988). Psychologische Intervention ü ber Mediatoren (Themenheft). Heilpä dagogische Forschung, 14 (3).

Prochaska, J. O., DiClemente, C. C. & Norcross, J. C. (1992) In search of how peoples change. American Psychologist, 47, 1102-1114.

Schofield, P. T. (1964). Psychotherapy: The purchase of friendship. New York: Prentice Hall.

Seligman, M. E. (1994). What you can change and what you can't. The complete guide to successful self-improvement. New York: Knopf.

Spada, H. (1992). Lehrbuch Allgemeine Psychologie (2. Aufl.). Bern: Huber.

Stein, D. H. & Lambert, M. J. (1984). On the relationship between therapist experience and psychotherapy out-come. Clinical Psychology Review, 4, 127-142.

Stiles, W. B., Shapiro, D. A. & Elliott, R. (1986). Are all psychotherapies equivalent? American Psychologist, 41, 165-180.

Stricker, G. (1992). The relationship of research to clinical practice. American Psychologist, 47, 543-549.

Strupp, H. H. (1986). Psychotherapy. Research, Practice, and public policy. American Psychologist, 2, 120-130.

Sue, S. & Zane, N. (1987). The role of culture and cultural techniques in psychotherapy: A critique and reformulation. American Psychologist, 42, 37-45.

Weinberger, J. (1995). Common factors aren't so common: the common factors dilemma. Clinical Psychology, 2, 45-69.

Westmeyer, H. (1987). Mö glichkeiten der Begrü ndung therapeutischer Entscheidungen. In F. Caspar (Hrsg.), Problemanalyse in der Psychotherapie (S. 20-31). Mü nchen: dgvt.

Westmeyer, H. & Hoffmann, N. (1977). Verhaltenstherapie. Grundlegende Texte. Hamburg: Hoffmann & Campe.

Wills, T. A. (1982). Non-specific factors in helping relationships. In T. A. Wills (Ed.), Basic processes in helping relationships (pp. 381-404). New York: Academic Press.

Zeier, H. (1998). Biofeedback. Physiologische Grundlagen-Anwendungen in der Psychotherapie. Bern: Huber.

Zielke, M. (1979). Laienpsychotherapeuten in der klientenzentrierten Psychotherapie. Salzburg: Otto Mü ller.

Zielke, M. (Hrsg.). (1982). Diagnostik in der Psychotherapie. Stuttgart: Kohlhammer.

Zimmer, D. (1983). Empirische Ergebnisse der Therapieforschung zur Therapeut-Kient-Beziehung. In D. Zimmer (Hrsg.), Die therapeutische Beziehung (S. 12-28). Weinheim: Edition Psychologie.

 

 

22.2. Ориентация на отношения психотерапевт—пациент: психоанализ

Райнер Рихтер

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.