Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия «взрослость» и «зрелость» – не тождественны.






В теории Э.Эриксона зрелость – это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе [52]. Главные линии развития человека средних лет – это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность – стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота – добродетели зрелых людей. Если личность оказывается успокоенной в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфальтильности и самопоглощённости – в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчёркивал, что психология среднего возраста – сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает как продукт и своего рода финал индивидуально-психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости – с точки зрения её продолжительности и потенциала.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека заслуживает того, чтобы чётко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

Итак, зрелость – это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности [2].Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акмэ», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

Феномен «акмэ» используется в трёх значениях [39]:

· «акмэ» это вся ступень взрослости человека, для которой характерны его физическая, личностная и субъективная зрелость;

· «акмэ» это достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит своё выражение в максимально возможном для него и получающим материальное и духовное воплощение конкретном результате его творчества;

· «акмэ» это пики и оптимумы, которых человеку удаётся достичь в своём развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики и оптимумы в развитии называют малыми «акмэ» или «микроакмэ».

Исследователи выделяют [39]:

· содержательные характеристики «акмэ» (по каким направлениям своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития);

· величину достигнутого «акмэ»;

· время достижения «акмэ» человеком и его продолжительность.

«Акмэ» в профессиональном развитии (профессиональное «акмэ») – это психическое состояние, означающее высший для человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени [39]. Профессиональное «акмэ» – это психическое состояние, также означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).

Профессиональные «акмэ» как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина и др.

Профессиональное «акмэ» – это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека на данном отрезке жизненного пути. «Акмэ» в профессиональном развитии может не совпадать по времени с «акмэ», достигаемыми человеком как индивидом, как личностью (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев).

Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных «акмэ» разной степени общественной и личностной значимости.

Общественно и объективно значимые профессиональные «акмэ» могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора.

У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которых они достигали.

Личностные, субъективно значимые профессиональные «акмэ» – это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты. (№1) Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не признаны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.

Индивидуальные субъективно значимые профессиональные «акмэ» означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер.

Сравнение «акмэ» у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр (яркий пример «акмэ» – у Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись как учёные-энциклопедисты и одновременно как деятели искусства) [39].

Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих достижению «акмэ» человеком:

1) социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол);

2) социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, круг общения);

3) фактор саморазвития – собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира.

Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения [2]:

· Первая фаза (16 – 20 лет) – предшествует собственному самоопределению.

· Вторая фаза (с 16 – 20 лет до 25 – 30 лет) – фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т.п.). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.

· Третья фаза (с 25 – 30 до 45 – 50 лет) – пора зрелости: человек находит своё дело в жизни, обзаводится семьёй. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

· Четвёртая фаза (с 45 – 50 до 65 – 70 лет) – стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постановки целей.

· Пятая фаза (старше 70 лет) – старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Уотеринг выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека [53]:

1) 21 – 28 лет – завоевание жизненного базиса,

2) 28 – 35 лет – подтверждение и сличение найденных основ жизни,

3) 35 – 42 года – вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

4) 42 – 49 лет – маниакально-депрессивный период,

5) 49 – 56 лет – борьба с собственным закатом,

6) 56 – 63 года – мудрость,

7) 63 года – 70 лет – возможность ещё раз осознанно достичь кульминации своей жизни, возможность «второй молодости».

Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько-нибудь серьёзные эмпирические основания. Хронологические рамки периода взрослости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д.Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В.В. Бунак) и т.д.

Ещё большей неопределённостью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста, или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25 – 40 (Д.Б. Бромлей), 25 – 50 (Д. Биррен), 36 – 60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Чрезвычайно труден и вопрос дробления самой зрелости на качественно своеобразные фазы, или периоды, установления переходов и границ, например, между молодостью и средним возрастом и пожилым. Актуальна задача выделения моментов перехода – качественных преобразований как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных («критических») моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития человека.

Верхняя граница зрелости и начало старости ещё более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Гримм и большинство демографов), 75 лет (Д. Биррен).(Понятием «зрелость» здесь мы обозначаем раннюю и среднюю взрослость как стадию «вхождения» в зрелость и «кульминацию» зрелости).

Исходной для исследователей является принципиальная позиция, согласно которой достижение того или иного биологического, хронологического возраста само по себе не гарантирует ни физической, ни интеллектуальной, ни нравственной зрелости, ни высокой профессиональной квалификации [2].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.