Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы охраны городской среды. Контроль за состоянием городской среды.






Город - это сложный организм. Росту городов сопутствуют увеличение загрязнений воздушного бассейна, водных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного назначения на примыкающих территориях. В связи с этим в последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения, стала экологическая проблема.

Только 15% городских жителей России живут в регионах, где уровень загрязнения воздуха соответствует нормативам; 40% горожан существуют в условиях периодического превышения в атмосфере предельно допустимых концентраций вредных веществ в 5-10 раз; две трети водных источников в населенных пунктах страны непригодны для питья; доля загрязнения воздушного бассейна от эксплуатации автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ и достигает в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, в городах Красноярского и Приморского краев, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской, Челябинской областей до 70-80%.

На каждого жителя городских населенных пунктов приходится до 400 кг промышленных выбросов предприятий в воздух. Практически все города с населением свыше 1 млн. человек имеют недопустимо загрязненный воздух. Сегодня окружающая среда городов страдает больше всего от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, применяемых, прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.

Кроме того, следует отметить, что архитектура и городская планировка с большим трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию людей города строят из многоэтажных жилых зданий, почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. В нашей стране при значительном территориальном пространстве около 70% населения проживает в многоэтажных домах, в то время как, например, в США до 90% населения - в малоэтажных жилых помещениях. Большая плотность населения в городах, отсутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т.д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкоголизму и наркомании.

Показателем нашего экологического неблагополучия является низкая для развитой страны средняя продолжительность жизни - около 67 лет (для сравнения: в Японии - 81, Франции - 79, Великобритании и Германии - 78, США - 77 лет). Ежегодно по экологическим причинам преждевременно уходят из жизни около 350 тыс. россиян, а число погибающих преждевременно от загрязнения воздуха в крупных городах в несколько раз превышает число погибающих в автокатастрофах. Экологически зависимая заболеваемость затрагивает в современной России многие миллионы человек.

В связи с концентрацией в городах основной массы промышленных предприятий, крупных электростанций и других видов хозяйственных объектов создается дополнительная, специфически «городская» экологическая нагрузка. Город является источником экологического загрязнения для окружающих территорий, но также одновременно и сам становится главной «жертвой самоотравления». Государственная экологическая политика в нашей стране не разработана, приняты экологические программы, не основанные на достоверной информации об экологической ситуации в стране и ее регионах, непроработанные экономически, материально необеспеченные, что естественно снижает их действенность. По утверждению Президента РФ Д.А. Медведева, «существующая система охраны окружающей среды в России пока проигрывает системам всех стран».

Нет достаточного законодательного обеспечения экологических аспектов устойчивого социально-экономического развития городов. Экологическое законодательство зачастую насыщено декларативными и отсылочными нормами. Такие нормы адресованы к отсутствующим на момент вступления их в законную силу нормативным правовым актам органов исполнительной власти. Проблемы охраны окружающей среды городских населенных пунктов решаются в нормативных актах, принимаемых на разных уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Общий их недостаток состоит в том, что они регулируют частные вопросы природопользования и охраны отдельных природных объектов без учета специфики окружающей среды городских населенных пунктов. Чтобы правильно понять задачи законодательства в области охраны окружающей среды городских населенных пунктов и эффективно решать их, надо иметь четкое представление о градообразующих факторах этих административно-территориальных образований, возможностях влияния средствами права на состояние окружающей среды. Медленно идет реформа технического регулирования, что тормозит разработку обязательных экологических требований. Отсутствуют эффективные правовые механизмы возмещения экологического вреда. Неправомерные решения и действия, а равно бездействие участников экологических правоотношений только усугубляют сложную экологическую обстановку, особенно на территориях пребывания населения. Правоприменительная практика свидетельствует о фактической безнаказанности многих нарушений и даже преступлений экологического характера.

 

Отмечается постоянный рост зарегистрированных экологических преступлений, зачастую опережающий рост преступлений в целом, и увеличение их доли в общей структуре преступности. Так, за период 2000-2007 гг. число экологических преступлений выросло практически в 4, 3 раза (2000 г. - 14818; 2007 г. -41242). Аналогичные тенденции отмечаются и в других странах. При этом признается, что прошедшая во многих странах реформа уголовного и административного законодательства хотя и способствовала усилению борьбы с посягательствами на окружающую среду, но не выполнила всех поставленных целей.

Одними из основополагающих причин нарушения природоохранного законодательства в рассматриваемой сфере являются слабость и неэффективность государственного экологического контроля и надзора, частая реорганизация органов управления охраной окружающей среды. При этом до сих пор не налажен эффективный диалог по данным проблемам органов государственной власти и экологических организаций. Радикальное усовершенствование системы органов управления охраной окружающей среды в городских населенных пунктах позволит улучшить контроль за состоянием различных природных объектов городской среды.

Контроль за состоянием городской среды

Загрязнение окружающей среды создается вредными выбросами, сбросами и физическими воздействиями от всех стационарных и подвижных (передвижных) источников, расположенных на территории города, а также отходами производства и потребления. Определенный вклад вносит загрязнение, обусловленное трансграничным переносом вредных веществ воздушными и водными потоками.

Экологический контроль осуществляется за источниками загрязнения, а также за загрязнением и состоянием окружающей среды на территории города. Контроль основан на данных экологического мониторинга. Основными объектами экологического мониторинга являются выбросы и сбросы источников загрязнения (газовоздушные смеси и производственные сточные воды), атмосферный воздух жилых и рекреационных зон, поверхностные воды, почвы. Отобранные пробы выбросов и сбросов, пробы воздуха, воды и почв систематически исследуются на содержание загрязняющих веществ в аналитических лабораториях по стандартным методикам. Достоверность результатов обеспечивается, если лаборатория имеет сертификат аккредитации государственными органами стандартизации и метрологии на проведение данных анализов.

Кроме экологического контроля за загрязнением и состоянием окружающей среды города ведется государственный санитарно-эпидемиологи-ческий надзор. Он основан на данных социально-гигиенического мониторинга. Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет орган Министерства здравоохранения РФ – Городской центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГорЦГСЭН). Надзор ведется:

- за водными источниками, используемыми для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения, а также для купания, занятия спортом и отдыха населения;

- атмосферным воздухом на границе санитарно-защитной и жилой зон и др.

Контроль за загрязнением городской среды от стационарных источников. Основные стационарные источники загрязнения находятся в производственной зоне города. Кроме того, отдельные предприятия, имеющие источники загрязнения, могут быть размещены в жилых массивах. Государственный учет объектов, загрязняющих окружающую среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие, ведет территориальный орган Министерства природных ресурсов РФ – Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по Омской области.

За источниками загрязнения осуществляется производственный, муниципальный и государственный экологический контроль. Муниципальный экологический контроль в настоящее время только организуется.

На предприятии контролируются выбросы и сбросы каждого источника загрязнения и предприятия в целом. Производственный экологический контроль осуществляется самим предприятием. При этом мониторинг источников загрязнения включает систематическую количественную оценку загрязнения в выбросах и сбросах, а также оценку накопления загрязняющих веществ в почвогрунтах промплощадки. Он проводится либо производственной природоохранной службой (лабораторией) предприятия, либо лабораторией другой организации. Первичная информация о загрязнении, а также об образовании отходов систематизируется, обрабатывается и представляется в отдел ГУПР в виде годового статотчета.

Служба государственного контроля ГУПР по установленному графику проводит мониторинг источников загрязнения, на основе данных которого осуществляет государственный экологический контроль за выбросами и сбросами предприятий. Контролируется соблюдение установленных нормативов ПДВ (ВСВ) и ПДС (ВСС), а также нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

 

В соответствии с требованием СанПиН 2.1.6.1032-01 предприятие осуществляет мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной (СЗЗ) и жилой зон города. За загрязнением атмосферного воздуха на границе СЗЗ и жилой зоны осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Контроль за загрязнением городской среды от подвижных (передвижных) источников. Контроль за содержанием загрязняющих веществ в отработавших (выхлопных) газах автомобилей осуществляется по ГОСТ 17.2.2.03-87 (с изменениями №1) для автомобилей с бензиновым двигателем и по ГОСТ 21393-75 (с изменениями №2) для автомобилей с дизельным двигателем.

Выбросы автотранспортного средства (АТС) контролируются в период ежегодного технического осмотра. Кроме этого, службой ГИБДД проводится круглогодичный выборочный контроль. Для его проведения организуется сеть постов (в стационарном или мобильном исполнении) и рациональное размещение постов на дорожной сети.

Государственный экологический контроль выбросов АТС осуществляется соответствующим отделом ГУПР. На предприятиях при выезде АТС контролируется содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах с помощью газоанализаторов (например, газоанализатором «ГИАМ-29» определяется концентрация оксида углерода (II) и углеводородов). За сверхнормативные выбросы предусмотрены штрафы и (или) приостановка эксплуатации АТС (например, запрещение выезда на линию).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.