Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический мониторинг: понятие, виды, основные элементы. Посты наблюдения: стационарные, передвижные, подфакельные.






Экологический мониторинг - это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

• наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

• оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

• потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений;

• формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

• обеспечения участия РФ в международных системах экологического мониторинга.

Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга, - глобальный, национальный, региональный, локальный, от уровня измененности человеком окружающей среды - фоновый и импактный, от объекта мониторинга - собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.

1) Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека.

2) Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. В России Единая государственная система экологического мониторинга создана в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т. д. В системе национального экологического мониторинга выделяются радиационный, комплексный фоновый, космический, а также государственный мониторинг континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

3) Региональный экологический мониторинг -система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах административно-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или части такой единицы либо частей нескольких субъектов РФ, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.

4) Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).

5) Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Из 99 существующих в РФ государственных природных заповедников 22 имеют международный статус биосферных (по соответствующим сертификатам ЮНЕСКО).

6) Импактный мониторинг (от англ, impakt - воздействие, влияние) -разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

7) Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований для формирования федерального информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов учреждениями санитарно-эпидемиологической службы РФ.

8) Мониторинг животного мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидностью является отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т. п.

9) Мониторинг атмосферного воздуха -система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, санэпиднадзора, других субъектов.

10) Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.

11) Мониторинг земель - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.

12) Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности сре-дообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков. Субъекты экологического мониторинга — органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

13) Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционировала (до реформы системы федеральных органов исполнительной власти в марте 2004 г.). в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственной службы по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения РФ, а также Министерства сельского хозяйства РФ, Государственной инспекции по торговле, Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды Министерства природных ресурсов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. (СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945) ведение социально-гигиенического мониторинга и мониторинга качества и безопасности продуктов и продукции возлагается на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; мониторинга водных биоресурсов - Федеральное агентство по рыболовству; экологического мониторинга - на структуры Министерства природных ресурсов РФ и т. д. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. (СЗ РФ. 2004. №21. Ст. 2023) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды была вновь образована, и руководство ею возложено на Правительство РФ. Кроме того, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, станции и иные элементы наблюдательной сети для ведения регионального или локального мониторинга.

Объекты экологического мониторинга — это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты (например, заповедные).

Законодательством могут быть установлены порядок регистрации объектов экологического мониторинга, ведение единого Реестра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мониторинга.

Посты наблюдений за атмосферным воздухом

Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы производят на особых постах. Постом наблюденияименуется место, на котором располагают специально оборудованный павильон либо автомобиль. Есть посты наблюдений 3-х видов: стационарные, маршрутные и передвижные.

1) Стационарный пост употребляется для неизменного наблюдения за концентрацией загрязняющих веществ (ЗВ) либо для неизменного отбора проб воздуха с их следующим анализом в специальной лаборатории. Стационарные посты оборудованы павильонами, которые устанавливают в заблаговременно избранных местах. Они употребляются для длительного наблюдения за содержание главных ЗВ в атмосфере. Число стационарных постов определяется численностью населения городка, его площадью, рельефом местности, развитостью индустрии и расположением зон отдыха. Зависимо от численности населения, устанавливается: Один пост – до 50 тыс. обитателей; Два поста – 50–100 тыс.; 2–3 поста – 100–200 тыс.; 3–5 постов – 200–500 тыс.; 5–10 постов – более 500 тыс.; 10–20 постов – более Один млн. обитателей.

 

2) Маршрутный пост организуется для постоянного сбора проб, когда нецелесообразно устанавливать стационарный пост. Он устанавливается, когда необходимо детально изучить состояние воздуха в отдельных районах, к примеру в новостройках. Наблюдения на маршрутных постах осуществляются при помощи передвижной лаборатории, которая имеет все нужное оборудование и приборы. Маршрутные посты также устанавливают в заблаговременно избранных местах. Одна машина за рабочий денек может произвести замеры в 4-5 точках. Порядок объезда передвижной лаборатории маршрутных постов должен быть всегда одним и этим же, чтоб получать достоверную информацию о концентрации ЗВ с одних и тех же постов в одно и то же время.

3) Передвижной (подфакельный) пост размещается под дымовым либо газовым факелом предприятия, чтоб держать под контролем зону его воздействия как источника промышленных выбросов. Работа на подфакельных постах также производится при помощи специально оборудованных передвижных лабораторий. Передвижные посты – это точки, расположенные на определенных расстояниях от источника загрязнения в направлении факела выбросов. При подфакельных наблюдениях места сбора проб определяется таким макаром, чтоб учитывать наибольшее загрязнение на расстояниях 0, 5; 1; 2; 3,..., 10 км от источника загрязнения и границы санитарно-защитной зоны.

Как осуществляется отбор проб воздуха

Отбор проб воздуха делается способом аспирации, т.е. определенный объем воздуха прокачивается через какой-нибудь поглотительный прибор, заполненный жестким либо водянистым сорбентом, или через аэрозольный фильтр, который задерживает взвешенные в воздухе частички ЗВ.

 

Таким макаром примесь из огромного объема воздуха оказывается сконцентрированной в маленьком объеме сорбента либо на фильтре. Обычно, отбор проб воздуха и измерение концентрации разных вредных примесей делается на высоте от 1, 5 до 3, 5 метров от земли.

Стационарные посты оборудованы всеохватывающими лабораториями типа «Пост-1» и «Пост-2». К примеру, лаборатория «Пост-1» содержит в себе разные автоматические газоанализаторы, системы для сбора проб воздуха, приборы для проведения метеорологических наблюдений, систему энергоснабжения и освещения.

Лаборатория «Пост-2» употребляются для я тех же целей, что и «Пост-1», но имеет дополнительное аналитическое оборудование и автоматический метеорологический комплекс устройств.

На маршрутных и подфакельных постах для анализа свойства воздуха употребляется передвижная автолаборатория «Атмосфера II», оборудованная электроаспираторами и воздухопоглотителями.

Какие есть программки наблюдений?

На всех постах неизменное слежение за качеством воздуха осуществляется по одной из 4 программ: полной, неполной, сокращенной и дневной.

Полная программка наблюдений служит для того, чтоб иметь информацию о разовых и среднесуточных концентрациях ЗВ. Наблюдения ведутся раз в день с применением автоматических устройств регистрации либо Четыре раза в день через равные промежутки времени, в данном случае пробы отбираются в 1, 7, Тринадцать и Девятнадцать часов по местному времени. При выполнении неполной программки отбор проб проводится в 7, Тринадцать и Девятнадцать часов местного времени для того, чтоб получить информацию о разовом содержании ЗВ в воздухе.

По сокращенной программке с той же целью пробы собираются два раза в денек в Семь и Тринадцать часов. Программка дневного отбора проб создана для того, чтоб получить данные о среднесуточной концентрации. Наблюдения по этой программке производятся круглые сутки. Это не дает способности получить разовые значения концентрации ЗВ.

Но все четыре типа программ позволяют получить среднемесячные и среднегодовые значения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.