Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я группа: иллюзии ощущений – неврологические.






В эту группу входят феномены, имеющие чувственную окрас­ку, представляющие собой уже болезненные психопатологиче­ские проявления, но развивающиеся при минимальной патологии мыслительного процесса: гипер-, гип- и дизестезии, сенестопатии и парестезии иллюзорные, полиестезии и др.

Жалобы больных, у которых выявляются перечисленные фе­номены, обычно бывают обусловлены органическими нарушения­ми, т. е. основываются на конкретных причинах. В этом случае, так же как при невозможности установить такие причины, пси­хопатологическое значение имеет не столько наличие жалоб, сколько характер фиксации соответствующих ощущений в сознании больного, его эмоциональная и интеллектуальная реак­ция на них, особенности трактовки и трансформации.

К дизестезиям относятся изменения ощущений веса предме­тов (микро- и макростезии) и их объема. Они могут рассматри­ваться также в качестве частного случая сенестопатий.

Принципиально различные дизестезии показаны в наблюде­ниях 1 и 2: в первом из них имеется безусловная соматическая обусловленность феномена, а во втором – такой обусловленное сти нет и намечается паранойяльная настроенность.

1. Больная У. М., 49 лет.

Диагноз: органическое заболевание мозга (ревмоваскулит).

Больна около 3 лет, жалуется на плохое общее самочувствие, пони­женное настроение, головную боль, головокружения.

В статусе: фотопсии и преходящая диплопия; гиперестезия кожи задней поверхности шеи и грудной клетки до второго грудного позвонка, снмметричпая гипрстезмя ниже 2-го позвонка. Больная критична, синтонна. Изменение чувствительности ее не тревожит, больше обеспокоена неприятными ощуще­ниями и болями в области сердца.

2. Больная Т. М., 26 лет.

Диагноз: шизофрения, приступообразно-прогредиентная форма.

Наряду с паранойяльной симптоматикой временами ощущает понижение, а затем отсутствие болевой чувствительности отдельных участков кожи. Удив­лена и встревожена необычностью, странностью этих ощущений. Задумыва­ется, «что бы они значили». Иногда отсутствие болевой чувствительно­сти того или иного участка кожи сопровождается чувством «недействитель­ности, нереальности собственного существования».

Сенестопатиями Е. Дюпре (1907) и П. Камю (1911) назы­вают необычные соматические ощущения.

А. В. Снежневский (1970) сенестопатии относит к расстрой­ствам чувственного познания. Однако сенестопатии так же, как гипер- и гипестезии, неоднородны, и к ним нередко ошибочно причисляются явления различной природы.

Мы считаем клинически обоснованным и не противоречащим мнению большинства исследователей выделение среди сенестопатических переживаний трех видов ощущений, к которым от­носятся:

а) реальные ощущения, обычно мономорфные, обусловленные органическими изменениями, соматическим страданием, но не вполне привычные, вызывающие повышенную реакцию больного в виде тревоги, страха и не сопровождающиеся расстройством мышления. Такие сенестопатии, по нашему мнению, правильно называть простыми.

Квалификация простых сенестопатии, в отличие от после­дующих, имеющих лишь некоторое феноменологическое с ними сходство, очень важна в диагностическом отношении. Поэтому при дифференциации сенестопатии необходимо прежде всего решить вопрос о наличии или отсутствии действительных осно­ваний для подобного рода ощущений, т. е. подтвердить или ис­ключить соматическую природу заболевания. Нам известны случаи, когда диагноз «сенестопато-ипохондрический синдром (шизофрения)» ставился больным, у которых в дальнейшем выявлялась типичная диэнцефальная патология или на секции диагностировались хронический панкреатит, неоплазма желуд­ка и т. п.;

б) измененные, извращенные действительные ощущения, ча­ще мономорфные, вызывающие у больного опасения, иногда ги­перболическую трактовку, боязнь серьезного заболевания, т. е. сопровождающиеся выраженной эмоциональной реакцией и су­щественной вовлеченностью мыслительного процесса вплоть до образования навязчивых и сверхценных идей. Поскольку эти ощущения всегда базируются на реально существующих, но воспринимаемых в извращенном виде, их допустимо отожде­ствить с иллюзиями и условно назвать иллюзорными сенесто­патиями (2–3-я группы).

Иллюзорные сенестопатии могут встречаться как у больных с органическим заболеванием центральной и периферической нервной системы или внутренних органов, так и у больных шизофренией.

в) ощущения «вычурные», нелепые, обычно полиморфные, не имеющие никакой органической основы (генуинные, эссенци-альные) или совершенно не соответствующие каким-либо дей­ствительным раздражителям, вызывающие нередко опасения «сойти с ума», сопровождающиеся нарушенным мышлением, вплоть до образования паранойяльных и параноидных идей. Эти ощущения отвечают всем признакам галлюцинаций и по­тому допустимо называть их галлюцинаторными сенестопатия­ми (10-я группа).

Л.П. Лобова (1960), изучавшая сенестопатии в рамках шизофрении, под этим термином понимает всякие ощущения: боль, зуд, щекотание, жже­ние, сверление, напряжение, набухание, сжатие, хруст, сопровождающиеся сосудисто-вегетативными явлениями в виде жара, холода, познабливания. Она справедливо подчеркивает, что сенестопатии не связаны с соматическими заболеваниями, а по стойкости близки к галлюцинациям.

Серьезного внимания заслуживает исследование И. Р. Эглитиса (1977), который разделяет сенестопатии на симптоматические (вызванные соматическими, а не психическими заболеваниями) и истинные. Признаками симптоматических сенестопатии он считает полисимптомность (при паралле­лизме с соматическим страданием), наличие астенического фона и сохран­ность личности.

В противовес этому истинные сенестопатии, по его систематике, харак­теризуются тревогой, страхом, близким к опасению «сойти с ума», мыслями о большой тяжести болезни и тягостными переживаниями, расстройством мышления, слабостью вегетативной реакции, полиморфностыо приступов, аутохтонным характером возникновения, резистентностью к лечению, фантастич­ностью и вычурностью ощущений, сочетанием с ипохондрией и депрессией.

Основное феноменологическое различие между иллюзорными и галлюцинаторными сенестопатиями состоит, таким образом, в том, что при первых все ограничивается ощущениями, не имеющими содержания или нелепой трактовки. При вторых, наоборот, обычно имеется какой-либо смысл, сюжет, тенден­ция к генерализации и нарушение мышления.

Если иллюзорные сенестопатии нетипичны для шизофрении, то галлюцинаторные сенестопатии обладают относительной специфичностью для шизофрении, определяя этап, а в отдельных случаях – клиническую картину на протяжении всего этого за­болевания.

В одной группе с дизестезиями, сенестопатиями расположены близкие к ним по патогенезу и систематике парестезии.

Парестезии – тактильные, неболевые ощущения кожи: оде­ревенение, ватообразность, онемение, ползанье мурашек, леде­нение и жжение, давление, чувство гладкости и жесткости и т. п. Причиной парестезических ощущений, помимо центрального или периферического раздражения нервных стволов, может быть за­болевание сосудов кожи и самой кожи. Отнесение некоторыми авторами всех парестезии к одному из подвидов феномена психического автоматизма нельзя признать правильным в связи с различием патогенетической сущности этих двух явлений. Вместе с тем, воспринимаемые больным в виде галлюцинаций парестезические ощущения в отдельных случаях входят в струк­туру феномена психического автоматизма.

В качестве формы парестезии можно рассматривать полиестезию (когда единичное раздражение кожи воспринимается как множественное), пикрогевзии (чувство горечи во рту) и гликогевзии (чувство сладкого во рту).

Подобно сенестопатиям, парестезические ощущения могут давать основания для возникновения галлюцинаторных пережи­ваний (соматогенных галлюцинаций) и бреда.

К числу неврологических иллюзий также относятся фантом­ные переживания (псевдомелия парестетическая), выражаю­щиеся в ощущении наличия ампутированного органа и его дви­жения, представляющие собой реперцепцию, т. е. проекцию ощущений от центра на периферию.

Извращением ощущения (иллюзий зрительного рецептора) является хроматопсия – видение окрашенными в иной цвет различных предметов: в красный (эритропсия), желтый (ксантопсия) и т. д.

Таким образом, феномены 2-й группы, как было сказано, ограничиваются иллюзиями периферических ощущений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.