Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приостановление, ограничение и прекращение деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований






В вопросе классификации видов ответственности нет полного единства мнений. Кроме признания традиционных видов ответственности, высказываются предложения о необходимости интегрирования видов ответственности по водному, горному, земельному и лесному законодательству и условного рассмотрения их в рамках природоохранительной или эколого-правовой ответственности

Основанием такой ответственности служат экологические правонарушения в области природопользования. Состав данного правонарушения заключается в нарушении специальными природопользователями экологического законодательства, условий, установленных лицензией или иным специальным разрешением, договором на специальное природопользование, а также причинении существенного вреда окружающей среде или угрозе такого причинения.

Санкция данного вида ответственности имеет цель пресечения экологического правонарушения, недопущения дальнейшего ухудшения качества окружающей среды, конкретных природных объектов, восстановления нарушенного эколого-правового отношения. Она может носить временный либо постоянный характер и подразделяется на приостановление, ограничение и прекращение права специального природопользования.

Приостановление права природопользования является временным изменением правосубъектности правонарушителя в отношении его специального права на природопользование и действует до устранения причин приостановления. В случае неустранения последствий и причин экологического правонарушения данный вид санкции может перейти в необратимую форму - полное прекращение хозяйственной деятельности по использованию природного ресурса.

Ограничение права специального природопользования связано с лишением права пользования не всем природным объектом, а только его частью либо лишением конкретного права пользования, поэтому оно направлено на ограничение объема полномочий в специальном правовом статусе хозяйствующего субъекта. Применение указанной санкции основано на конкретном объеме прав по использованию природного ресурса.

Полное же прекращение права специального природопользования относится к виду необратимых санкций и выступает в системе мер государственного принуждения как самый длительный вид воздействия на правонарушителя.
Существуют различные точки зрения по поводу этого вида ответственности. Одни ученые стоят на позиции существования данного вида специальной природоохранной ответственности < *>. Отстаивающие эту точку зрения ссылаются на ст. 26 - 29 Лесного кодекса РФ, ст. 60 - 61 Водного кодекса РФ, ст. 20 Закона " О недрах", ст. 44 - 45 Земельного кодекса РФ, ст. 284 - 287 Гражданского кодекса РФ. Другие предлагают считать ответственность в виде лишения права природопользования разновидностью административной ответственности

В качестве самостоятельного вида природоохранительной ответственности, которая имеет особый порядок возникновения и способ реализации, свои принципы и специфические приемы регулирования общественных отношений, рассматривается лишение права специального природопользования В.В. Федоровым.

При этом природоохранительная ответственность представлена как правоотношение по установлению состава правонарушения и реализации санкции правовой нормы, направленной на изменение правового статуса правонарушителя и прекращение противоправного воздействия на окружающую среду. На основе обобщения результатов анализа общих и специфических признаков природоохранительной ответственности в виде лишения права специального природопользования дается следующее определение.

Лишение права специального природопользования - вид природоохранительной ответственности, применяемый уполномоченными на то государственными органами предусмотренной законом и определяемой природоохранительной (экологической) правосубъектностью правонарушителя санкции в виде лишения (ограничения, приостановления, прекращения) права специального природопользования, воздействующий на специальный правовой статус правонарушителя, содержащий государственное и общественное осуждение противоправного поведения правонарушителя и преследующий цель - пресечение экологически вредной деятельности и предупреждение подобных правонарушений в будущем

Сторонники теории наличия самостоятельного вида эколого-правовой ответственности считают, что в силу природных особенностей объектов окружающей природной среды ответственность за экологические правонарушения не ограничивается традиционными рамками и не имеет обособленной системы, как это свойственно нормам других видов ответственности. Нормы природоохранной ответственности разбросаны по различным институтам природоресурсных отраслей права. Это обстоятельство приводит отдельных авторов к выводу о том, что специальная эколого-правовая ответственность представляет собой разновидность административной ответственности < *>.

Приверженцы этой точки зрения считают, что административная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды характеризуется тем, что она наступает за совершение противоправных действий, связанных с нарушением природоохранных норм, в которых содержатся требования об охране земель, лесов, вод, недр, животного мира, рыбных запасов и других природных объектов. Это предопределяет наличие таких специфических мер административного воздействия, как, например, лишение права пользования определенными благами природы и др. < *>.

Основанием для лишения специальных прав является постановление (решение) соответствующего государственного органа. Лишение, кроме того, может осуществляться путем расторжения договоров, отобрания рыболовных, лесорубочных и других билетов, а также по факту исключения граждан из членов некоторых общественных организаций (например, обществ охотников и рыболовов)

Необходимо отметить, что в Кодексе об административных правонарушениях есть такой вид взыскания, как лишение специального права, но, во-первых: в области использования природных ресурсов речь идет только о лишении специального права в виде охоты (п. 4 ст. 3.8 КоАП РФ); во-вторых: в п. 5 ст. 3.2 КоАП РФ " Виды административных взысканий" говорится о лишении специального права, предоставленного физическому лицу. Кроме того, недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды, решен в КоАП вопрос подведомственности дел об экологических правонарушениях.

Можно выявить еще одну точку зрения на данную проблему и рассматривать ограничение, приостановление и прекращение права специального природопользования как разновидность гражданско-правовой ответственности, предупреждающей причинение вреда (ст. 1065 ГК РФ) и требующей прекращения экологически вредной деятельности (ст. 80 ФЗ " Об охране окружающей среды").

Ст. 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В ст. 56 ФЗ " Об охране окружающей среды" устанавливается, что при нарушении предусмотренных главой VII настоящего Закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 ФЗ " Об охране окружающей среды").

Подобные меры взыскания имеются и в других законах, имеющих отношение к охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов. Например, ст. 29 ФЗ " Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. относит к рассмотрению суда или арбитражного суда, в соответствии с законодательством РФ, исковые требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами.

Кроме того, в настоящее время только суд должен решать вопросы о принудительном изъятии, например, земельного участка, если последний находится на праве частной собственности (ст. 44 ЗК РФ; ст. 284 - 286 ГК РФ).
В Лесном кодексе РФ предусмотрено как ограничение и приостановление права пользования участками лесного фонда в определенной мере (ст. 26 - 27 ЛК РФ), так и прекращение права лесопользования (ст. 28 - 29 ЛК РФ). Причем принудительное прекращение права лесопользования возможно путем судебного расторжения договора (аренды, пользования, концессии) и, в случае разрешительного порядка возникновения этого права, - аннулированием разрешительного документа (лесорубочного билета, ордера, лесного билета) органами управления лесным хозяйством.

То есть предусмотрен как судебный, так и административный порядок этого процесса. Порядок наложения взыскания мы можем называть административным по органам, его осуществляющим, а правонарушение (основание ответственности) и применяемые меры воздействия (санкции) предусмотрены не в КоАП, а в земельном, лесном, горном, водном, экологическом законодательстве, что и лежит в основе теории о существовании специального самостоятельного вида природоохранной или эколого-правовой ответственности.

Необходимо отметить, что за нарушение законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды законодатель называет только традиционные виды ответственности, а правонарушения и меры воздействия за них помещены в различных главах, но не в тех, которые посвящены ответственности. Например, основания и порядок ограничения, приостановления и прекращения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, предусмотрены в главе 5 Лесного кодекса РФ " Возникновение, осуществление, ограничение, приостановление, прекращение и защита прав пользования участками лесного фонда". Статья 56 ФЗ " Об охране окружающей среды", предусматривающая меры воздействия за нарушения природоохранных требований в виде ограничения, приостановления и прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, помещена законодателем в главу " Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности".

Если обратиться к законодательству зарубежных стран, можно обнаружить такие же меры взыскания, как и в российском законодательстве. Например, в США ни на уровне Федерации США, ни на уровне штатов не существует единого нормативного акта, устанавливающего административную ответственность. Составы административных правонарушений и санкции за их совершение определяются в законах об охране окружающей природной среды, каждый применительно к своей области регулируемых отношений.

Перечень санкций стандартен и включает: предупреждение, штраф, решение об изъятии и приостановлении лицензий, приостановление и прекращение хозяйственной деятельности, изъятие незаконно используемой или добытой продукции. В арсенале административных воздействий имеется и достаточно необычная санкция - лишение предприятия права выполнения правительственных заказов. В условиях высоко конкурентной экономики США данное наказание обладает сильным стимулирующим эффектом, побуждая промышленность избегать правонарушений

Проанализировав законодательство Российской Федерации и точки зрения ученых на эту проблему, можно сделать вывод, что принудительное приостановление, ограничение и прекращение права специального природопользования, а также экологически вредной деятельности являются мерами воздействия, закрепленными в нормах природоресурсного и экологического права, за нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды. Применение этих мер воздействия к лицу, совершившему правонарушение, есть ответственность, обязывающая правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия.

 

Правовые меры охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности.

Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности.

Непосредственная цель заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель — организация безотходного производства в промышленности. Конечная цель — обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды». Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Законом установлено, что запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. При этом перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.

В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности (ст. 3). Предприятие, потребляющее природные ресурсы и размещающее в окружающей природной среде попутные продукты, приводит к ухудшению экологических и санитарно-эпидемиологических условий жизни человека.

С данной позиции экологическая экспертиза выступает как гарантия права человека на благоприятную окружающую среду.

До 2005 г. проведению обязательной государственной экспертизы подлежали технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Положительное решение экологической экспертизы представляло собой необходимую предпосылку начала любой, не запрещенной законом предпринимательской деятельности. Выводы экологической экспертизы обладали силой надведомственного нормативного акта, и были обязательны к исполнению. Начало хозяйственной деятельности без положительного заключения экологической экспертизы, как и осуществление намеченной хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, на основании которой было получено положительное решение экологической экспертизы, являлось нарушением требований экологического законодательства и преследовалось по закону. Действенной юридической гарантией соблюдения на практике ранее действовавшей нормы было наделение федерального органа, специально уполномоченного в области экологической экспертизы, правом направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения экспертной комиссии .

В настоящее время в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Выдача разрешения на строительство не требуется в установленных законодательством случаях, например для строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства. При этом объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Разрешение на строительство является документом, удостоверяющим право застройщика как на строительство, так и на реконструкцию здания, строения и сооружения, а также их ремонт. Разрешение на строительство должно выдаваться только при наличии правоудостоверяющих документов на земельные участки и при наличии утвержденной проектной документации. Как выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов, так и проекты строительства и реконструкции осуществляются и утверждаются только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 970, от 07.11.2008 г. № 821) утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Положение определяет порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы и порядок взимания этой платы.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3-х месяцев.

До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Результатом государственной экспертизы является заключение: положительное или отрицательное. Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

И, наконец, отдельно следует подчеркнуть важность вопроса о промышленной безопасности и необходимость знания соответствующей классификации опасных производственных объектов. Вопросы предупреждения аварий на относящихся к категории опасных производственных объектах регулирует и, следовательно, способствует предупреждению экологических преступлений Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Кроме того, в законе приведены критерии категорий опасных объектов на основании Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий, подписанной в ООН еще в 1992 г. 72 странами, в том числе и Россией.

Опасные производственные объекты определяются по наличию на них опасных веществ в определенном количестве, а также использованию сложных технических устройств, ведению горных работ и работ в подземных условиях. Критерии отнесения объектов к опасным представлены в приложениях к закону.

В законе отмечается, что одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности является лицензирование деятельности. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида промышленной деятельности. Для выдачи лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель должен представить акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.

Для категории наиболее опасных объектов, определенных законом, информация об их технических и организационных особенностях, об анализе опасностей и принятых предпринимателем мер по предотвращению аварий на них представляется в виде декларации промышленной безопасности. В декларации характеризуется степень безопасности промышленного производства на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Помимо этого декларация должна содержать информационный лист безопасности о предприятии и об опасностях, которые оно представляет для населения и окружающей природной среды. Право получить этот информационный лист, а в случае необходимости и декларацию безопасности, имеет каждый.

Существует порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов. Она разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. После этого декларация проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Она утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Он же несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.

Декларация промышленной безопасности представляется органам государственной власти (в первую очередь, в МЧС России) и органу местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Первый экземпляр декларации хранится в организации, утвердившей декларацию.

При этом проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Не менее важными принципами регулирования промышленной безопасности, содержащимися в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», являются требования сертификации оборудования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.