Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический мониторинг






Государственный экологический мониторинг — это наблюдение за состоянием окружающей среды, осуществляемое органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Организация государственного экологического мониторинга определена в гл. X Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая включает в себя одну статью — ст. 63. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

· Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

· Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

· Федеральное агентство по рыболовству и другие органы исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:

· формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;

· взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

· осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

· координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга;

· согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;

· обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

· наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

· оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

· обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:

· разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

· разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

· осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

· прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

· подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

· организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

· оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

· информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;

· формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

· обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга взаимодействуют:

· с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации — в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;

· с Федеральным космическим агентством — при предоставлении и использовании методов и средств дистанционного зондирования Земли в интересах обеспечения экологического мониторинга.

 

26. Экологический контроль: понятие, виды, цели.

Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Различаются следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный, муниципальный.

Экологический контроль можно рассматривать в двух уровнях.

Во-первых, экологический контроль - это функция государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды. В этом смысле он представляет собой самостоятельный вид деятельности, в содержание которой входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача для принятия управленческих решений в заранее определенных целях.. Данный контроль будет рассмотрен в пункте.

Но можно взглянуть на экологический контроль и иначе, как на элемент механизма управления качеством окружающей природной среды. Этот срез экологического контроля позволяет рассматривать его в качестве гарантии выполнения природоохранительных мероприятий и реализации регулирующих эти мероприятия правовых норм, способа обеспечения законности в государственном управлении охраной природы. Контроль в таком понимании будет рассмотрен в пункте.

Задачи(цели) экологического контроля:

наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

проверка выполнения планов и мероприятий по охране приро­ды, рациональному использованию природных ресурсов,

оздо­ровлению окружающей природной среды, соблюдения требо­ваний природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Государственный экологический контроль в РФ осуществляется Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, правитель­ствами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и республик в составе Рос­сийской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Производственный экологический контроль осуществляется эко­логической службой предприятий, учреждений, организаций.

Задачи производственного экологического контроля состоят в проверке:

выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздо­ровлению окружающей среды;

рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

соблюдения нормативов качества окружающей природной среды;

выполнения требований природоохранительного законодательства. Предприятия, учреждения, организации утверждают положения, регулирующие порядок проведения производственного экологиче­ского контроля.

Муниципальный экологический контроль в области охраны окру­жающей среды на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления или уполно­моченные ими органы.

Общественный экологический контроль в области охраны окружаю­щей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общест­венный контроль осуществляют общественные и иные некоммер­ческие объединения в соответствии с их уставами, а также гражда­не в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружаю­щей среды (общественного экологического контроля), представ­ленные в органы государственной власти, органы местного само­управления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, ус­тановленным законодательством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.