Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек, или социальная форма материи






Закономерный характер появления человека. На вопрос: какие причины обусловили появление человека? — обычно дают ответ: человека создал труд. Включая боль­шую долю правды, этот ответ является далеко не полным и лишь частично выражает марксистскую концепцию возникновения человека в бесконечном материальном мире. Более того, этот ответ парадоксален: способность к труду — важнейший признак человека и поэтому ска­зать, что человека создал труд — значит утверждать, что причиной по­
явления человека в мире является... сам человек.

Замечательной особенностью марксистской концепции челове­ка, в отличие от ходячих ее имитаций, является то, что она затрагива­ет фундаментальнейшие стороны мироздания, выясняет — опираясь на данные всей системы наук — отношение человека к самой природе бесконечного мира, его место в едином закономерном мировом про­цессе, раскрывает сущность человека как части бесконечного мира, как микрокосма, своеобразно выражающего собой бесконечный кос­мос, и на этой основе стремится понять смысл и перспективы челове­ческого существования в мире.

В современной науке, включая философию, широко распространено представление о случайности появления человека в ходе биологической эволюции, развитии природы, или, иначе, о случайности человека по отношению к природе мира в целом. Некоторые ученые утверждают, что появление человека — это “болезнь умирающей Вселенной”, жизнь — всего лишь “благородная ржавчина Земли”. С точки зрения известного генетика Ж. Моно, человек — результат случайной генетической ошибки. “Вселенная, — утверждает Моно, — не была чревата жизнью, как и биосфера — человеком. Наш номер выпал в монте-карловой рулетке”.

Тезис о случайности человека по отношению к эволюции при­роды и к миру в целом отстаивается и рядом советских естествоиспы­тателей и философов. Последние нередко уверяют, что идея случайно­го человека следует из сути марксистской философии. Утверждение о случайности человека по отношению к миру означает, что человек находится в поверхностном, “внешнем”
(случайном) отношении к миру, к его сущности, возникает не на “ма­гистрали”, а на “задворках” мирового развития. Он обладает, следова­тельно, случайным, несущественным содержанием, природой и, следовательно,.. не может с достоверностью судить о природе мира!

С позиций “случайного человека” природа мира оказывается непознаваемой, достоверное мировоззрение — невозможным. Более того, не нахо­дясь в отношении к самой сущности мира, обладая случайным содержанием и случайной сущностью, человек не мо­жет судить и о своей случайности или необходимости. Только чело­век, несущий в себе, в своей сущности необходимое и случайное, “не­обходимый человек” может судить о своей необходимой или случай­ной сущности. Можно сказать и так: поскольку человек способен зада­вать вопрос о своей случайности, постольку он является не случайным существом.

Тезис о “случайном человеке”, ничтожном атоме в бескрайних просторах Вселенной, оказывается в сущности скрытой формой пара­докса лжеца. Парадокс лжеца (сформулированный Парменидом), вы­раженный в сильной форме, содержится в утверждении: “Высказыва­ние, которое я сейчас произношу, ложно”. Парадокс состоит здесь в том, что высказываемое утверждение о ложности обращено само на себя и, принимая это утверждение за истинное, мы тем самым призна­ем его ложным, что делает его истинным и т. д. Утверждение о слу­чайности человека в скрытом виде содержит ту же логику: если верно, что человек случаен, то такой человек не может судить о своей слу­чайности или необходимости.

Концепция случайности человека по отношению к миру, его сущности, с необходимостью приводит к заключению о бессодержательно­сти и бессмысленности человеческого сущес­твования, ибо случайное и есть бессодержательное и, следовательно,
бессмысленное. “Случайный человек” не имеет глубоких корней в ми­ре, является случайной флуктуацией мировых процессов (“вероятност­ный мир”!), ошибкой в транскрипции или трансляции информации,
внезапно вспыхнувшей в мире искрой, которая так же внезапно, как и приличествует случайности, должна угаснуть, не оставив никакого следа во Вселенной. Такую “концепцию” человека некоторые философы пытаются выдать за “единственно научную” и “единственно мате­риалистическую”!

Некоторые ученые полагают, что неизбежная деградация “слу­чайного человека” уже началась. Одни связывают ее с исчерпанием случайно сконцентрированных в человеке ограниченных возможно­стей развития, другие — с истощением ресурсов Земли и ее глобаль­ным загрязнением, третьи — с вырождением биологической природы человека (с начавшимся ухудшением его генетического качества), чет­вертые — с самоубийственной тенденцией к войне. Наконец, всякая религиозная философия связывает неизбежный конец человека с его ограниченной материальной природой. Религиозная философия исхо­дит из древнего и наивного, сколь и предвзятого, представления о ма­териальном как косном, простом, конечном. Выражая философию “ко­нечного человека”, Э. Фромм писал, что если смыслом XIX в. было утверждение Ницше “бог умер”, то смыслом XX в. оказывается исчер­пание человеческой сущности: “человек умер”.

Таким образом, если исследовать основания и смысл утвержде­ния о случайности человека по отношению к бесконечному мировому целому, мы неизбежно приходим к выводу, что это утверждение про­тиворечит самому себе и поэтому лишено смысла.

В марксизме концепция человека (что оказалось почти полнос­тью упущенным в учебной и “академической” советской философской литературе) определена применительно к основам мироздания, едино­му бесконечному мировому процессу, или, словами Энгельса, к “са­мой природе материи”.

В марксистской философии концепция человека имеет много­уровневый и многоаспектный характер, ибо входит, как непременный элемент, во все философские науки. В рамках единой концепции чело­века можно различить прежде всего два уровня, которые с некоторой условностью можно назвать всеобщей и особенной концепциями чело­века. Первая концепция входит в состав наиболее общей философской науки — диалектического материализма и представляет собой описа­ние человека во всеобщих категориях, т. е. применительно ко всеоб­щим сторонам мира — материи, развитию, необходимости, случайно­сти и т. д. Этот план теории человека можно также условно обозна­чить “человек в мире”. Вторая концепция представляет собой описа­ние человека в категориях особенного — социологии, или историчес­кого материализма — общества, производительных сил и производс­твенных отношений, классов, наций и т. д. (“человек в обществе”). Эти части или уровни концепции человека могут существовать только в органическом единстве друг с другом, так как, например, нельзя выяснить отношение человека к сущности бесконечного мира, не учиты­вая при этом социальной природы человека, социальных отношений и т. д. Однако мы можем рассматривать эти концепции, пользуясь “пра­вом абстракции”, в их относительной самостоятельности.

С позиций научной философии возникновение человека (об­щества), как высшей формы материи, вызвано тремя группами факто­ров или причин: всеобщими, особенными и единичными. К всеобщим относится природа (сущность) бесконечного мира. Возможность и необходимость появления человека заложена в самой природе мате­рии. Энгельс утверждал, что человек возникает в силу “железной не­обходимости”, которая заложена в “самой природе материи”. Призна­ние необходимого - по отношению к самой сущности материи - харак­тера возникновения человека Энгельс рассматривал как один из важ­нейших теоретических элементов, отличающих научный материализм от метафизического и механистического. “Для него (метафизического материализма. - В.О.) тот факт, - писал Энгельс, - что материя развива­ет из себя мыслящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит. В действительности же материя приходит к развитию мыслящих су­ществ в силу самой своей природы, а потому это с необходимостью и происходит во всех тех случаях, когда имеются налицо соответству­ющие условия (не обязательно везде и всегда одни и те же)”.

К особенным причинам появления человека необходимо отне­сти прежде всего эволюцию биологической формы материи, законо­мерно порождающую высшую форму жизни — мыслящие существа. Биологическая эволюция движется противоречием в самой сущности жизни — между тенденцией жизни к самосохранению и всегда огра­ниченными биологическими средствами ее реализации путем приспо­собления. Тенденция самосохранения возникает вместе с первичной живой материей и развивается в ходе эволюции живого. Известный советский биолог Э.С. Бауэр глубоко подметил, что эволюция жизни заключается в интенсификации всех свойств живого, а М.М. Камшилов интерпретировал эволюцию как процесс, в котором живое стано­вится все более живым. Вместе с тем тенденция самосохранения из­начально возникает как выражение фундаментальной всеобщей тенденции материи к развитию и имеет в этом смысле абсолютный харак­тер. В то же время формы приспособления живого к среде, как средс­тво выживания живого, всегда имеют ограниченный, относительный характер.

Противоречие жизни выражается в интегральном показателе эволюции — выживаемости организмов. Известно, что выжива­емость одноклеточных организмов чудовищно мала. Многие рыбы ме­чут миллионы икринок, из которых выживает и выводится ничтожно малое количество взрослых рыб. Выживаемость высших животных не превышает 10-30%.

Абсолютная тенденция живого к самосохранению является, по нашему мнению, фундаментальнейшей основой прогрессивного, в ко­нечном счете, развития живой материи. Такая интерпретация сущностной тенденции жизни включает весьма важный и необходимый тео­ретический компонент — философскую концепцию абсолютной тен­денции материи к развитию, движению от низшего к высшему. Без этого философского компонента, как нам представляется, нельзя ре­шить коренные проблемы теории биологической эволюции.

Абсолютная тенденция жизни к самосохранению закономерно приводит к появлению более эффективного и радикального способа существования, спо­соба выживания, чем приспособление к среде. Таким новым способом выжива­ния может стать только преобразование среды и, на этой основе, преобразование самого живого, т. е. производство жизни.

Производство самого себя на основе преобразования среды — новый, высший способ существования и развития человека, социаль­ной формы материи. Жизнь, таким образом, в силу своего внутреннего противоречия, закономерно выходит за свои собственные пределы, порождая социальную жизнь, человеческое общество.

Среди факторов, названных нами особенными, весьма важное место принадлежит труду. В работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в че­ловека” Энгельс, опираясь на материалистическое понимание истории, в общих чертах сформулировал новую концепцию антропосоциогенеза, которая вошла в число важнейших концепций современной науки и представляет собой еще один случай глубокого сочетания продуктивного философского и естественнонаучного подходов. Ос­новная идея этой концепции заключается в том, что труд, как процесс преобразования природы и самого человека, с момента своего зарож­дения и в процессе дальнейшего формирования служил вначале актив­ным, а затем — определяющим фактором формирования человека. “...Мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого чело­
века”', — писал Энгельс.

Определение роли труда как средства формирования человека отнюдь не исключает действия других факторов — всеобщих, биоло­гических, географических и других Огромную роль в формировании человека сыграли биологические факторы, включая естественный от­бор Зарождающийся и формирующийся труд мог привести к возни­кновению человека лишь становясь в то же время и биологическим фактором — фактором естественного отбора.

Следует выделить также единичные факторы возникновения че­ловека, к которым можно отнести локальные условия Земли, опреде­лившие специфические черты земного человечества Человек, пред­ставитель космического “типа” мыслящих существ, обладает как об­щими для них, так и специфическими чертами, связанными с конкрет­ными условиями Земли. Однако различить эти общие и специфичес­кие черты человека мы сможем лишь тогда, когда обнаружим косми­ческих “братьев по разуму”

Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущ­ность человека можно определить через способ его существования. Человек — это существо, которое производит само себя, cede бытие и сущность. П реобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могли возникнуть в природе, или, иными слова­ми, человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать.

Главное в человеческом способе существования — производство самого себя, своего собственного бытия и своей сущности Произ­водство предметов (материальных благ) — средство существования человека, его бытия и сущности.

Человек, человечество — высшая форма материи, обладающая наиболее сложным способом существования и развития, “высший цвет материи”. Если все предшествующие формы материи существу­ют непосредственно, или, в лучшем случае, путем приспособления к окружающей среде, то человек живет универсальным способом — пу­тем преобразования среды, создания “второй природы” (Маркс) и своей собственной сущности.

Двумя важными сторонами человеческой сущности являются родовое и индивидуальное Понятие рода в философии имеет два вза­имосвязанных смысла человек вообще и человечество в цепом Родо­вое в человеке — все то, что свойственно каждому человеку, человеку вообще. П од родовыми свойствами человека понимается также все присущие человечеству как совокупности людей Родовые черты су­ществуют только через реальных индивидов Индивидуальное — не внешнее выражение человеческой сущности, а необходимый момент или черта человеческой сущности. В сущности человека заложено быть индивидуальностью, несущей в себе все черты человеческого рода. Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми Совокупность человеческих индивидов, или человеческий род, образует общество Последнее — не механический агрегат индивидов и не “совокупность связей” между людьми, а сложно организованный коллектив людей, находящихся в социальных отношениях друг к другу Человек, таким образом, есть социальное существо.

Производящий способ существования человека как высшей формы материи определяет возникновение другой сущностной черты человека — сознания. Поскольку человек производит свое бытие, по­следнее должно возникать первоначально в виде мысленного прооб­раза. Человек поэтому — производящее и сознающее существо.

Сущность человека, социальной формы материи — сложнейшая и неисчерпаемая проблема. Человеческая сущность может быть рас­крыта поэтому только рядом последовательных приближений, или “кругов”. Ленин отмечал, что познание мира и человека происходит последовательными кругами, когда каждый последующий круг пред­ставляет собой понимание новых, все более глубоких уровней мира и человеческой сущности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.