Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности подростка






Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива.

В подростковом возрасте интенсивно формируется:
а) Мировоззрение. Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших — учителей и родителей, — либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

б) Нравственное сознание. Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника.

В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. В мечтах подростки как бы проектируют свою будущую жизнь и деятельность. В мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Большие дела и люди героических профессий, люди науки и труда занимают умы и души наших подростков.

Ошибки в формировании моральных понятий и убеждений. Однако многочисленные исследования показали, что моральные понятия и убеждения подростка, формирующиеся стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых могут быть ошибочными, незрелыми. Подросток в этих случаях может заблуждаться, иногда следовать чуждым нам по духу моральным принципам и установкам.
Примеры ошибочных высказываний подростков разного возраста.

· «Чуткость — это свойство слабых и слабовольных людей, а настоящий мужественный человек должен быть прямым, холодным, непреклонным, грубоватым и резким». (Заметим, что подростки изо всех сил стараются быть настоящими мужественными людьми.)

· Подростки-мальчики склонны к проявлению молодечества, лихачества, что ведет иногда к нарушениям дисциплины, даже серьезным. Они считают: «Мужество или смелость — это действие с риском для жизни, когда человек идет на самое опасное дело, все равно, ради чего. Важно, что не боится. Пусть ненужная смелость, а все-таки смелость. Глупая смелость лучше, чем умная трусость»; «Показная и ненужная смелость — это исконно русская лихость и удальство, молодецкая удаль, когда человек ничего не боится и ни с чем не считается. Сам Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню!»;

· Весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности — качествах, очень ценимых подростками.
«Упрямство — это на глупых делах закалять волю» (12 лет); «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу» (14 лет); «Пусть упрямый часто и неправ, но сегодня он настоит на своем, хотя неправ, а завтра настоит, будучи правым. Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках» (15 лет). На замечание старшего: «Это верно, что волю надо воспитывать на малых делах, но ведь и эти дела могут быть разумными, почему не закалять волю на них?» — тот же подросток ответил: «Да, можно, но это много скучнее, да и нет сознания, что борешься и побеждаешь чужую волю». Другой подросток продолжил эту мысль: «Для меня дело не Оказывается, все дело в стремлении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. в том, кто прав, а кто настоит на своем!»

 

В работе с подростками главным, конечно, остается организация правильного нравственного опыта подростка, в процессе которого он убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать им в повседневной жизни.

Задание: Как вы думаете, что может способствовать формированию нравственных качеств личности подростков в условиях лагеря? Перечислите мероприятия, игры, упражнения. Предложите формы деятельности.

 

в) Самосознание. Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода в мир внутренних переживаний, не является проявлением своеобразного стремления к самопознанию и самокопанию, бесконечному и бесплодному самоанализу. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых ему требований.

В лагере работа с ребятами организуется таким образом, чтобы подростки могли реализовать эту потребность в самосознании. Прежде всего, это упражнения (тренинг), веревочный курс и пр. С данными методами работы вы познакомитесь на последующих занятиях семинара.

г) «Я-концепция». Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является резкий скачок в процессе формирования Я-концепции. В основном это связано с развитием самосознания. В этот период оно обогащается таким важным открытием, как открытие подростком своего внутреннего мира. Это открытие вносит большой переполох в доселе размеренную и спокойную сознательную часть духовной жизни ребенка

Очевидна необходимость со стороны взрослых пробуждать у подростков стремление к самовоспитанию. Надо убедить подростков, что это возможно, помочь им правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.

Исходя из личностных особенностей работа с подростками направлена на:

· Способствуем формированию нравственного сознания подростков (через деятельность, собственный пример, приобщение к культуре)

· Способствуем формированию самосознания. Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Поэтому очень важно быть синзетивным к динамике отношений в группе. Важно быть хорошим наблюдателем, понимать, чувствовать состояние каждого участника. Эта информация дает «пищу для размышления» инструктору и играет определяющую роль в выборе форм работы, организации жизнедеятельности, управлении группой, выборе стратегии поведения.

· Воспитание через коллектив. На стадии подросткового возраста дружба по своей структуре и функциям представляет новый уровень развития этой формы взаимоотношений, служит взаимодополнению и обогащению личности друзей, осознанию качеств своей личности, самовоспитанию и в итоге — нравственному развитию подростков. Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать активное участие в жизни коллектива имеет для него огромное значение. Приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности. В коллективе разбивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять, когда это нужно, личные интересы интересам коллектива. Для подростка очень важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поступков и поведения.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — один из путей формирования его личности. В воспитательной работе с подростками особенно надо стремиться к тому, чтобы прямое педагогическое воздействие постепенно перерастало в косвенное педагогическое воздействие через коллектив. Организация здорового, единого, целеустремленного коллектива и правильных взаимоотношений в нем, здорового общественного мнения, включение подростка в жизнь такого коллектива — важнейший путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте.

· Формирование волевых качеств. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. А это, в свою очередь, способствует формированию волевых качеств личности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.