Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 42. Кризис молодости (21 год). Жизненные сценарии. Общая характеристика периода молодости. Учебно-трудовая деятельность. Карьера






Период молодости занимает возрастной промежуток от 20 до 30 лет. Именно с этим периодом связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д.

Самими представителями молодого поколения их возраст часто воспринимается как переходный, а именно:

· как своеобразный «аванс» жизни на будущее;

· как право на ошибки;

· как возраст разрешённого недомыслия («пробы пера»).

Отсюда у молодых людей часто занижены требования к себе, неразвитое чувство ответственности за себя и свои поступки, а тем более нежелание принимать ответственность за других. В этих эмоциональных оценках раскрывается примечательная особенность молодости – ее противоречивость и амбивалентность, характер «ожидания взрослости».

Разграничение молодости сложно, как с одной, так и с другой стороны (от юности и от взрослости).

Ряд авторов считают, что молодость – это одна из трех фаз переходного периода от детства к взрослости (эти три фазы – отрочество, юность и молодость).

Нижней границей молодости является кризис 21-ого года. Кризису 21 года присуща стабилизация жизненных ценностей, когда практически завершается первичное взросление как наиболее болезненный процесс в достижении роли взрослого. В целом период 21-23 лет для девушек есть наиболее благоприятным для составления брачных отношений: они, как и раньше, стремятся к романтичности, но вместе с тем способны реально, рационально оценить личностные качества собственного избранника.

Кризис 21-ого года проявляется в выборе своего жизненного пути, искании своего «Я». Молодые люди задают вопросы: «Кто я? Где правда?», «Как мне воплотить свои мечты?», «Какой путь выбрать для начала?». Происходит важная вещь - выработка моделей поведения и понимание границ своего «Я» во взрослом мире и отделение себя от родительской семьи. В этом возрасте человек пытается доказать свою уникальность, свое право на мечту. И эта первая «конструкция» испытывается жизнью, насколько она реальна или иллюзорна. На этот период часто не обращают должного внимания, хотя он очень важен для человека, так как на этот возраст приходится сразу несколько целей, которые предстоит реализовать. Выбрать дело жизни, найти наставника, создать семью и все это происходит в определенной последовательности. Одно из заблуждений этого возраста, в том, что выбор, который сделан – окончательный. В большинстве случаев изменения в выборе неизбежны. По статистике многие молодые люди меняют профессию, доучиваются, переучиваются.

В этом возрасте очень важна социальная активность и возможность проб и ошибок. Но искания себя не должны переходить в затянувшиеся метания при встрече с трудностями. Это возраст становления личности и самоопределения, в котором важно сформировать свои жизненные цели в соответствии со своим мировоззрением. От молодых людей в этом возрасте часто можно услышать выражение – «Я должен», так как общество и родители оказывают значительное давление, и это подталкивает к принятию взрослой доли ответственности. С другой стороны это возраст экспериментов и поиска, развития «ищущего я» через новые знакомства, перескакивания с одной работы на другую и т.д. И когда человек находит баланс между этими двумя состояниями «Я должен» и «Я ищу, экспериментирую», тогда можно говорить о том, что человек преодолевает кризис переходного периода от юности к взрослости.

Молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоящийся характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Например, приходя в профессию, многие молодые специалисты обуреваемы стремлением произвести в ней революцию, побороться с косностью и консерватизмом «старших товарищей», заявить о себе, но вместе с тем оптимизм и «максимализм» часто не подкреплены знанием, опытом, умениями, статусными позициями, ориентациями на реалии окружающей жизни, что вынуждает их жить скромной жизнью ученика.

Двойственность усугубляется одной из известных особенностей этой фазы – выраженным инфантилизмом молодежи, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам.

От предыдущего юношеского периода молодость отличается тем, что в ней заканчивается общесоматическое развитие, достигают своего оптиума физическое и половое развитие. Во многих странах возраст в 21 год (совершеннолетие) считается возрастом обретения самостоятельности и ответственности за себя и собственные поступки. Многие авторы отмечают, что юность, молодость и взрослость постепенно проникают друг в друга: если сначала в молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости.

Молодость - это для большинства молодых людей и студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, умственные, нравственные, волевые. Далеко не все они на первых порах умеют рассчитывать свои собственные силы, рационально организовывать свою работу. Сказывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов. Поэтому очень важны, особенно на младших курсах, организация систематического контроля за их учебной деятельностью, проведение индивидуальных консультаций, работа кураторов и т.д. Регулируемая интеллектуальная нагрузка (а не безмерная перегрузка), осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне, является важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи.

Молодость - важный этап развития умственных способностей. Существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.). Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

В период молодости человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода. Обнаруживается стремление к личностной экспансии, к самовыражению. В первую очередь эта тенденция проявляется в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной карьеры. Для мужчин основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры – главнейшие задачи возраста. Для женщин на первое место часто выходит ответственность за создание собственного окружения – партнера, семьи, детей, хотя карьерные устремления свойственны современным женщинам не меньше, чем мужчинам. Если решение этих задач замедляется или фрустрируется, то внутренне это переживается как дефицит, недостаток, и человек бросает все силы, чтобы от него избавиться. Это требует от возраста развития творческих способностей.

Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни – условия для выработки своего собственного жизненного стиля. В молодости формируется и выстраивается жизненная стратегия, которая опирается на временную жизненную перспективу.

Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Сценарий предполагает:

· родительские указания;

· подходящее личностное развитие;

· решение в детском возрасте;

· действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;

· убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

Существует множество сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое внутренним «голосом», который древние звали «демоном»; конструктивное родительское программирование, подталкиваемое течением жизни, с давних времен именуемой physis (природа); внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления, которым древние не дали человеческого имени, поскольку они были привилегией богов и королей. Продуктом действия этих сил и оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому.

Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда.

Молодость — это возраст, когда большинство молодых людей мечутся от сценария к антисценарию и обратно. Человек может стараться исполнять родительские предписания, но потом восставать против них и в результате обнаружить, что он следует сценарной программе. Осознав тщетность своих попыток освободиться, он снова старается жить, как предписано. К окончанию колледжа или, например, к концу армейской службы он может принять определенное решение: либо строго следовать родительским предписаниям, либо избрать свой сценарный путь. Чаще всего люди следуют предписаниям. Но годам к сорока может наступить период метаний. Если до сих пор человек подчинялся предписаниям, то теперь может попробовать «вырваться» — например, развестись, бросить работу, изменить профессию и т. п.

Молодость — это время, когда человек впервые ощущает возможность самостоятельного выбора. К сожалению, эта самостоятельность очень часто оказывается частью иллюзии, так как на самом деле выбор может быть между директивами Родителя его отца и матери и провокациями их же Ребенка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.