Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Город и камаз






 

В начале 1960-х гг. в городе началось строительство завода ячеистого бетона,

Нижнекамской ГЭС,

кирпичного завода.

 

В 1964 году на базе 3 строительно-монтажных управлений создано управление строительства «Камгэсэнергострой».

 

Население к 1969 году составило 35, 5 тысяч человек.

 

Район оставался сельскохозяйственным.

 

14 июля 1969 г. в Набережные Челны приезжает госкомиссия для утверждения окончательного варианта строительной площадки под КамАЗ.

 

В это же время у старой Мензелинской дороги был заложен бетонный прямоугольник с надписью «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр».

 

 

13 декабря 1969 года Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство КамАЗа.

 

Генеральным проектировщиком города Набережные Челны приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР № 28 от 10.03.1970 года в связи со строительством КамАЗа был назначен Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭПжилище).

 

Главным инженером проекта по Набережным Челнам был назначен крупнейший специалист-градостроитель Р. К. Патеев. Непосредственное участие в проектировании города принимал директор института, архитектор с мировым именем Б. Р. Рубаненко, в честь которого сегодня названа улица в первом жилом районе города. Под его руководством был разработан первый Генплан города Набережные Челны. За его разработку и участие в создании города Рубаненко был награждён орденом Ленина.

 

Проектирование старой части города (поселков ГЭС, ЗЯБ и др.) осуществлял институт Татгражданпроект.

 

Со строительством КамАЗа Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года «О мерах по строительству города Набережные Челны» началось и строительство нового города на берегу реки Кама. Первенец КамАЗа — РИЗ — вступил в строй в 1973 году.

 

16 февраля 1976 год заработала первая нитка главного конвейера автомобильного завода в пуско-наладочном режиме. Был сдан КамАЗ 0000001 модель 5320 «седельный тягач». 8 августа 1978 год — с главного конвейера сошёл 50-тысячный автомобиль. 10 июня 1979 года — КамАЗ № 100000. 18 октября 1988 год — собран миллионный автомобиль. 10 августа 1993 год — выпущен полуторамиллионный «КамАЗ».

 

В конце февраля 1974 г. был поднят и закреплен последний 50-тонный блок автомобильного завода. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 инофирм: американские «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт»; германские «Буш», «Хюллер»; итальянские «Морандо», «Фата»; французский «Рено»; шведский «Сандвик»; японские «Камацу», «Хитачи».

 

[править] Административное деление[править] Районы городаВ соответствии со статьёй 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 40 Устава муниципального образования город Набережные Челны, в структуру Исполнительного комитета входят его территориальные органы:

 

исполнительный комитет Автозаводского района,

исполнительный комитет Центрального района,

исполнительный комитет Комсомольского района,

Границы районов муниципального образования города Набережные Челны определены согласно решению Городского Совета Муниципального образования города Набережные Челны «О делении территории города Набережные Челны на территориальные единицы и установлении границ районов города».

 

В Комсомольский район входят посёлки ГЭС, ЗЯБ, Сидоровка, Орловка, Элеваторная гора. Район «Замелекесье», Суровка, 32 и 62 комплексы, БСИ, Энергорайон;

 

В Центральный район входят 1-19, 31, 36-45, 55, 56, 58, 59 комплексы, Медгородок, промышленные и коммунальные объекты, расположенные к юго-западу от автодороги № 2;

 

В Автозаводский район входят 20-30, 46-54 комплексы, 50А, 65, 67А, 68, 70А, 71 районы малоэтажной жилой застройки, промышленные и коммунальные объекты, расположенные к северо-востоку от автодороги № 2, Тогаевский карьер;

 

Граница между Комсомольским и Центральным районами проходят по автодороге № 4 до транспортной развязки «Орловское кольцо», далее по автодороге № 1 до улицы Королёва, далее по улице Королёва до проспекта Чулман, далее на юго-запад по продолжению проспекта Чулман до продолжения улицы Нариманова, далее по продолжению улицы Нариманова в сторону реки Кама;

 

Граница между Автозаводским и Центральным районами проходят по автодороге № 2, далее по проспекту Х. Туфана до Московского проспекта, далее по Московскому проспекту до проспекта Вахитова, далее по проспекту Вахитова до реки Кама.

 

[править] Комплексы в разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка стоит на статье с 6 апреля 2012 года

 

По устоявшейся традиции в Набережных Челнах жилые микрорайоны называются[кем? ] комплексами (на Яндекс. Картах ошибочно[источник? ] обозначены как кварталы[9]). В городе на данный момент действует двойная адресация: каждый дом имеет номер по улице (этот адрес записывается в графе регистрации в паспорте) и так называемый строительный адрес («адрес по комплексу»). Это название сохранилось со времени строительства, когда каждым микрорайоном занималась отдельная строительная бригада, строившая одновременно несколько жилых домов и зданий бытового назначения — школу, детский сад, магазин, — то есть полноценный жилой комплекс. Жители города пользуются строительными адресами (по комплексу), не редкость, когда человек вовсе не знает своего адреса по улице.[источник? ]

 

Однако в Комсомольском районе и Центральном есть комплексы с одинаковыми номерами, поэтому во избежание почтовых коллизий надо либо использовать адрес по улице, либо дополнительно указывать район города.

 

Например: г. Набережные Челны, ГЭС, д. 1/11, кв. 39.

 

Для части домов в Новом Городе (неофициальное название Центрального и Автозаводского районов) применяется «дописывание» ноля в адрес: Например: г. Набережные Челны, д. 8/01, кв. 19.[источник? ]

 

Использование альтернативной адресации является своего рода уникальным явлением и чаще всего объясняется стремительным ростом города в эпоху социализма, а также большим количеством среди населения строителей, использующих в обиходе более компактные строительные обозначения объектов.[источник? ]

 

Также особенностью Набережных Челнов является наличие в улично-дорожной сети большого количества проспектов, бульваров (особенно в Новом Городе), двух трактов.[источник? ]

 

[править] Экономика[править] Промышленность

Производственный корпус КАМАЗаНабережные Челны — крупный промышленный центр на Каме. Основные отрасли — машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность. Ключевым (градообразующим) предприятием города является Камский автомобильный завод, на долю которого приходится почти три четверти объёма промышленной продукции, произведенной в Челнах. Исходя из этих показателей, Набережные Челны является моногородом.

 

Объём промышленной продукции предприятий города составляет около 20 % от общего объёма выпуска Татарстана. Объём отгруженных товаров собственного производства и выполненных собственными силами работ и услуг в 2011 году составил 181, 66 млрд руб. (2009 − 95, 9 млрд руб., в том числе, производство транспортных средств и оборудования — 95, 3 млрд руб). В структуре промышленного производства города на 1 января 2010 года машиностроение и металлообработка занимали 89 % (в 1995 — 62, 69 %)[источник? ].

 

Лёгкая промышленность представлена, прежде всего, Набережночелнинским картонно-бумажным комбинатом, являющимся единственным производителем бумаги в Татарстане. Набережные Челны — исторически один из крупнейших центров пищевой промышленности. В промышленной зоне города находятся Набережночелнинский мясокомбинат и Набережночелнинский молочный комбинат. А продукция птицефабрики «Тукаевская», шампиньонного комплекса в совхозе «Весенний» и хладокомбината вывозится за пределы города и республики[10].

 

 

Набережночелнинская ТЭЦ

Технопарк «КАМАЗ-Мастер»Энергетическую отрасль представляет Набережночелнинская теплоэлектроцентраль и Нижнекамская гидроэлектростанция, а также организации, обслуживающие тепловые, электрические и инженерные коммуникации. Объём отгруженных товаров собственного производства 2010-14, 6 млрд руб. Основные организации:

 

Группа компаний «КАМАЗ»

ОАО «Генерирующая компания» (в составе холдинга Татэнерго), которой принадлежит Нижнекамская ГЭС[12] и Набережночелнинская ТЭЦ[13]

ОАО «Завод ячеистых бетонов»[14]

ОАО «Камгэсэнергострой»

ОАО «Трест КамДорСтрой»

ОАО «Камский трест инженерно-строительных изысканий»

ЗАО «Народное Предприятие „Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат“»[15]

ОАО «Набережночелнинский крановый завод»[16]

ЗАО «Седан»: завод по производству фильтров и фильтрующих элементов для автомобильной техники.[17]

ОАО «Соллерс» 11 февраля 2010 года было подписано соглашение о создании на базе завода «Sollers-Набережные Челны» совместного предприятия по разработке и производству автомобилей между «Соллерсом» и итальянской компанией Fiat. Планируется, что в случае максимальной загрузки предприятие будет выпускать до 500 тыс. автомобилей различных классов в год.

ООО «РЭСАП»[18]

ЗАО «Татпроф»[19]

Холдинговая компания ОАО «Татэлектромаш»[20]:

ООО «Набережночелнинский трубный завод»[21]

ЗАО " Набережночелнинский завод металлоконструкций «ТЭМПО»[22]

ЗАО " Производственная компания «Технотрон»[23]

ЗАО " Производственная компания «Завод транспортного электрооборудования».

Группа Компаний ООО «Единый Центр Снабжения Волжско-Камского Региона»[24]

СП ООО «Орелкомпрессормаш»

Производственная компания ООО «Скорпионс»[25]

Агропромышленная компания «Биобендум»

ООО «Промвентиляция»[26]

Пищевая промышленность представлена 6 крупными предприятиями:

 

ОАО «Булгарпиво»[27]

Филиал ОАО «ВАМИН Татарстан» «Набережночелнинский молочный комбинат»[28]

ООО «Челны-Бройлер»[29], которому принадлежит Набережночелнинская и Нижнекамская птицефабрики[30]

ООО «Челны-Мясо».

ОАО «Челны-хлеб»

ОАО «Челны-Холод»[31]

OOO «Сатурн» и ООО «ДиЕв»[32]

[править] Транспорт

Одна из магистралей к корпусам КАМАЗа[править] Междугородный транспортНабережные Челны — крупный железнодорожный, автотранспортный и авиационный узел, известный на Каме речной порт.

 

В городе имеется структурное подразделение Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» — Камское отделение КБШ ЖД, которое осуществляет оперативное руководство перевозками в Прикамском регионе (железная дорога Агрыз-Акбаш). Непосредственно город Набережные Челны обслуживают две железнодорожные станции.

Во-первых, это станция Круглое поле с 28 станционными путями для приемо-отправления поездов, грузовым двором для погрузки-разгрузки вагонов, сортировочной горкой для формирования и расформирования поездов.

 

Во вторых, это грузо-пассажирская станция Набережные Челны. Здесь производятся погрузка и выгрузка вагонов, подаваемых по подъездным путям на оптовые базы и перерабатывающие предприятия. На территории станции построен современный объединенный железнодорожный и автобусный вокзал с одновременным приемом 1500 пассажиров. Со станции Набережные Челны поезда дальнего следования следуют прямым сообщением в Москву, Уфу, Казань, Ульяновск, Ижевск, Бугульму, а в летнее время и в Адлер. Местное железнодорожное сообщение представлено рейсами рельсовых автобусов до Менделеевска и Бугульмы.

 

Кроме того, в городе имеются ведомственные железнодорожные хозяйства, принадлежащие ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Камгэсэнергострой», способные обрабатывать до 1200 вагонов в сутки.

 

Речной порт Набережных Челнов позволяет принимать под обработку сухогрузные и пассажирские суда смешанного типа плавания «река-море». Здесь оборудован причал для переработки, хранения тарно-штучных грузов и контейнеров. Длина его — 217 погонных метров, проектные возможности по перевозке грузов до 112 тысяч тонн за навигацию. В порту есть и пассажирский речной вокзал, где одновременно могут пришвартоваться четыре судна. Инфраструктура вокзала позволяет обслужить до 200 тысяч пассажиров за навигацию.

Международный аэропорт Бегишево обслуживает города и районы Нижнекамской агломерации и Нижнекамского ТПК.

Автомобильные дороги

Город — крупный узел автомобильных дорог, имеет автовокзал с многочисленными пригородными и междугородними автобусными маршрутами.[33]

Проходит федеральная автомагистраль «Волга» M7 E 22 Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Набережные Челны — Уфа (подъезды к городам Ижевск и Пермь).

подъезды на другие федеральные трассы (через города Альметьевск и Бугульму):

М5 || E 30 Урал || Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа

Р239 Казань — Оренбург

 

[править] Городской транспортГородской транспорт представлен 11 маршрутами трамвая, более 30 маршрутами автобуса и маршрутного такси, такси (в том числе т. н. социальным такси, перевозящим по несколько пассажиров по стоимости проезда в маршрутных такси).

 

Подробная история города Набережные Челны с фотографиями::...
Набережные Челны (Яр Чаллы тат. яз.) - город с богатым историческим прошлым. Как показывают археологические раскопки, первые поселения, здесь появились, в эпоху бронзы. Это примерно, середина третьего тысячелетия до нашей эры. Первые письменные упоминания, о городе Набережные Челны, относятся к более позднему периоду. Свод булгарских летописей Бахши Имана " Джагфар Тарихы" от 1680 года, сообщает об основании города Яр Чаллы в 1172 году и о превращении его в XIV-XV веках, в крупный булгарский город, тогда же он становится, центром Ярской области, Булгарского царства. Булгария - древнее название Республики Татарстан. Для определения более точной даты основания города, требуется проведение ряда экспертиз. По документам, сохранившимся в государственных архивах, город Набережные Челны, в русских летописях, впервые упоминается в 1626 году. По переписи 1647 года выявляется, что вокруг Набережных Челнов, сформировалась целая группа поселений, таких как: Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и других, всего 10 населённых пунктов. Вместе взятые, они имели 296 дворов - крестьянских и 55 дворов - бобылевских, в них проживало 683 крестьянина и бобылей мужского пола. Бобыль
  • Одинокий бессемейный человек.
  • Одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный.
Cлободы Мыс и Бережная, с первых десятилетий своего существования, стали торгово-ремесленными поселениями. Здесь люди занимались рыболовством, переработкой дерева, пушным промыслом, бурлачили на купеческих речных караванах. Слобода - Большое село с некрепостным населением, в России, до отмены крепостного права. Во второй половине XIX века Набережные Челны постепенно превращаются в торговый и деловой центр на Нижней Каме. Села и деревни, находившиеся на месте нынешнего города, располагались по берегам небольших речек таких как - Челнинка, Мелекес, Шильна. Кстати, вы знате, чем отличается село от деревни? В селе есть цековь, а в деревне её нет! В долине Камы в прошлом располагались замечательные пойменные луга. К сожалению, уже в наше время почти все эти луга оказались затопленными, из-за создания " Нижнекамского водохранилища". Пойменный (заливной) луг - Луг, расположенный в пойме(долине) реки, ежегодно затопляемый весенними водами. Богата была местность озерами, на многих из них водилась промысловая дичь и большое количество рыбы. В Настоящее время, большинство озер либо попали в зону затопления Нижнекамского водохранилища, либо засыпаны грунтом и застроены различными жилыми и административными объектами. Огромным богатством был лес, в XVI-XVII вв., оба берега реки Кама были сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли, сосновые леса - Большой и Малый Бор, что под городом Елабуга, а также так называемые корабельные рощи, встречавшиеся по обеим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII-XIX вв., заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в городах Казань, Астрахань и других. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от села Боровецкого и деревни Малая Шильна. Разработкой леса и его охраной до 60-х гг. XIX века занималось " Морское министерство", поэтому корабельные рощи хотя бы частично, сохранились и до наших дней. В настоящее время, на месте Боровецкой рощи, находится лесной массив, Кызыл-Тау (Красная гора). Он известен прежде всего тем, что это единственное в Татарстане и вообще в Среднем Поволжье место, где тайга в результате изменения русла реки " перешагнула" на левый - лесостепной, берег Камы. Поэтому главная достопримечательность Кзыл-Тау это - " красавица пихта". Большой Бор и Кзыл-Тау в настоящее время являются памятниками природы республиканского значения и входят в состав государственного природного национального парка " Нижняя Кама". В начале ХХ века, Набережные Челны, представляют собой большое и богатое торговое село, где наиболее важной частью его, была улица Дворянская. Она имела большую функциональную нагрузку, являясь почтовым трактом из Елабуги в Мензелинск. Дома на Дворянской улице были деревянные и каменные в 2 этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями. Также в ней располагались конторы крупнейших пароходств Волжско-Камского бассейна и наиболее влиятельных хлебных торговцев. К этому времени в Набережных Челнах, находилась самая крупная пристань на реке Кама, а также были, Никольская церковь, училище, мельница, 18 лавок. Население в 1847г. составляло 1726 человек. Основным населением Набережных Челнов были булгары (татары) и русские. В селе были правильные ряды хлебных амбаров. Набережные Челны вели активную торговлю хлебом. Наивысший размах хлебная торговля приобрела в начале ХХ века. Около 80% хлеба из Челнов отправлялось в Рыбинск. Наиболее крупные обороты имели торговые дома " И.Г.Стахеев и сыновья", " Братья Халфины", " Наследники" В.Г.Стахеева, " Бушмакин с сыновьями", " Камско-Вятское торговое товарищество". Символом города, стал крупнейший в России речной элеватор емкостью 2 млн. пудов хлеба. Построен был под руководством иностранных фирм и специалистов, в 1914-1917 гг. на средства государственного банка России. В эксплуатацию объект был принят в 1917 году. Построенное на крутом речном откосе, здание словно стекает величественными объемами к реке. И ныне продолжающий действовать Набережночелнинский элеватор является памятником истории и архитектуры. На берегу реки Камы, в сосновом бору, сохранилась дача купца Д.И.Стахеева с кумысолечебницей, построенная в 1908-1909гг. Здесь находится санаторий, принадлежавший Бондюжскому заводу, позже Татарскому совету профсоюзов, затем автомобильному заводу КамАЗ. В конце 1991 года, на здании административного корпуса противотуберкулезного санатория открыт мемориальный знак. В соответствии с законом РСФСР " Об охране и использовании памятников истории и культуры" решением исполкома Комсомольского райсовета от 22 августа 1990 года санаторий " Тарловский" отнесен к категории недвижимых памятников истории местного значения. С 1921-1930 гг. Набережные Челны были кантонным и одновременно волостным центром. Затем кантон был преобразован в Челнинский район. Постановлением ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9 300 человек. Из промышленных предприятий были: 31 мельница, различные артели, лесозавод " Республиканец", действовали артели " Победа", " Красная заря", " Металлист". В годы Великой Отечественной войны Челнинский район находился в тылу. Около 14 тысяч челнинцев ушли на фронт, из них 8, 5 тысяч погибли сражаясь за Родину. В первые годы войны в город было эвакуировано 8 детских домов, 4 из них остались в городе, 4 распределили по району. На базе Тарловского санатория был развернут эвакогоспиталь №4089. Из Вышнего Волочка эвакуирован ткацкий комбинат. За годы Великой Отечественой войны 12 наших земляков были удостоены званиями " Герой Советского Союза", а один человек стал полным кавалером Ордена Славы. Около 3000 человек были награждены орденами и медалями. В начале 1960-х гг. в городе началось строительство Завода Ячеистых Бетонов(ЗЯБ), Нижнекамской ГЭС и кирпичного завода. В 1964 году на базе 3 строительно-монтажных управлений создано управление строительства " КамГэсЭнергоСтрой". Население к 1969 году составляло 35, 5 тысяч человек. Район оставался сельскохозяйственным. 14 июля 1969 года в Набережные Челны приезжает государственная комиссия для утверждения окончательного варианта строительной площадки под завод КамАЗ. В это же время у старой Мензелинской дороги был заложен бетонный прямоугольник с надписью " Здесь будет построен Камский автомобильный батыр". 13 декабря 1969 года Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство автогиганта КамАЗ. Со строительством КамАЗа, Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года " О мерах по строительству города Набережные Челны" началось и строительство " Нового Города" на берегу реки Кама. Первенец КамАЗа - РИЗ - вступил в строй в 1973 году. 16 февраля 1976 года, заработала первая нитка главного конвейера автомобильного завода в пуско-наладочном режиме. Был сдан КамАЗ 0000001, модель 5320 " седельный тягач", 8 августа 1978 год - с главного конвейера сошел 50-тысячный автомобиль, 10 июня 1979 года - КамАЗ № 100-тысячный, 18 октября 1988 год - собран миллионный автомобиль, 10 августа 1993 год - выпущен полуторамиллионный " КамАЗ", В конце февраля 1974 года был поднят и закреплен последний 50-тонный блок автомобильного завода. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм: американские " Свинделл-Дреслер", " Холкрофт", германские " Буш", " Хюллер", итальянские " Морандо", " Фата" французский " Рено", шведский " Сандвик", японские " Камацу", " Хитачи".

 

Набережные Челны известны всему миру
Один из крупнейших промышленных и культурных центров Республики Татарстан город Набережные Челны. Набережные Челны известны всему миру, ведь здесь по-богатырски расправил плечи КамАЗ, крупнейший производственный комплекс большегрузных автомобилей и дизельных двигателей. Как чудесный корабль выплывают Челны, Парусами взметнув свои белые башни. Он прекраснее всех, город нашей судьбы. Здесь причал всех надежд и любви светлой нашей. Город находится в великолепной оправе шишкинских лесов. Для сохранения уникальных лесов, воспетых выдающимся художником-живописцем, нашим земляком, Иван Ивановичем Шишкиным, в 1991 году был создан Государственный национальный парк «Нижняя Кама». Профессор Казанского университета А.И.Фирсов в 1910 году писал «У села Бережные Челны… дремучие вековые леса смотрятся в тихие воды Камы… Пошла настоящая хвалённая камская краса!..». Особым украшением и богатством города являются не только леса, но и воды. Город вырос в нижнем течении Камы и раскинулся на 25 километров по её левому берегу. Старинная река свой исток берёт близ удмуртского села Корпушаты. Удмурты Каму называли «Баджимкам», что в переводе с финно-угорского означает «большая, долгая река», действительно её протяжённость 1805 м. С древнейших времен за Камой закрепилась слава торговой дороги. В бассейне Камы ещё до н.э. происходил обмен южных товаров из торговых центров Великого Шёлкового пути на северные. Кама играет огромную роль и в экономике республике. Нижняя и Средняя Кама сегодня – это почти каскад продолжающих друг друга водохранилищ: Куйбышевского, Нижнекамского, Воткинского, Камского. Строительство в городе Нижнекамской ГЭС году позволило Нижнему Прикамью стать одним из самых энергообеспеченных районов на планете. Набережные Челны расположены на северо-востоке Республики Татарстан, в 225 километрах от её столицы – города Казани, занимает территорию 171 кв.км., с населением 507 тысяч жителей. В Челнах проживают люди 80 национальностей. В иерархии городов Российской Федерации занимает 31 строчку. Набережные Челны имеют три даты рождения: в 1626 году – появился как средневековой починок на берегу красавицы Камы, в 1930 году село Бережные Челны получили статус города и в 1969 году – как город КамАЗа. На экскурсии можно познакомиться с историей города, с его достопримечательностями, узнать о перспективах развития Набережных Челнов. Украшением города является совмещённый железнодорожно-автобусный вокзал, спроектированный архитектурным институтом «Мосгипротранс»; площадь перед ДК «Энергетик» с памятником в честь легендарного строителя города Героя Социалистического Труда, руководителя концерна «КамГЭСэнергострой» Евгения Никаноровича Батенчука; сквер с памятником заслуженного архитектора России Владимира Нестеренко, в честь Раиса Киямовича Беляева, возглавившего строительство и развитие города и КамАЗа; площадь с памятником поэту, актёру, артисту Владимира Высоцкого. Мемориальной зоной является сквер Героя Советского Союза Мусы Джалиля с памятником, символизирующим раскрытую моабитскую тетрадь, скульптор Лидия Зимина; мемориальный комплекс «Родина-мать», открытый к 30-летию великой победы над фашисткой Германией с монументальной скульптурной композицией Ильдара Ханова. Музейно-заповедной зоной считается старая улица города – Центральная, которая раньше называлась – Дворянская. Улица воспроизводит купеческую атмосферу 19 века. Исторической визитной карточкой стал речной элеватор, когда-то считавшийся вторым по величине в России; однопрестольный храм Косьмы и Дамиана, самое стариной здание города, построенное на благотворительные средства одного из известных и могущественных купцов-миллионеров Прикамья И.И.Стахеева, а также собор Вознесения. Органично вписались в архитектурный облик и современные культовые сооружения - мечеть «Таубэ», каменная мечеть «Ихляс», православный храм Серафима Соровского; памятником национального зодчества является родник «Дружбы народов». В последнее время в городе всё больше строят здания по индивидуальным проектам, пример жилые районы Междуречье, Замелекесье, Яшлек, Радужный и другие; 14-этажное здание трёхзвёздочного отель «Татарстан», «Планета-Фитнесс», «Транстехсервис», «Форт – Диалог», «Автоградбанк», городской администрации, местная пейзанская башня, в народе прозванная «Тюбетейкой» - современный бизнес-центр. Самая нарядная улица нашего города - пешеходный бульвар Энтузиастов, с фонтанами и скульптурными композициями из смальты и камня. Интересна для обзора и панорама производственной площадки ОАО «КАМАЗ» - крупнейшего производственного комплекса, объединившего в себе все технологические пределы современного машиностроения. На развёрнутых площадях могло бы разместиться 10 таких государств, как Ватикан. К обзору представлены памятники, посвящённые Всесоюзной ударной комсомольской стройке «Слава строителям КамАЗа». Кафе, чайхана, торговые ряды, выставочные павильоны значительно оживляют зону отдыха, создавая праздничное настроение на Майдане, где проводится национальный праздник Сабантуй. Вы познакомитесь с городом, который можно считать очень древним и в тоже время очень молодым. Современность города связана со строительством КамАЗа. Город создан со всеми коммунальными, культурно-бытовыми объектами, с удобными транспортными магистралями, в котором в согласии и дружбе живут представители всех народностей. Голубые волны Камы, полюбуйтесь: Стали городом индустрии Челны! Наш КамАЗ построен - Величав и строен! Силой дружбы, духом богатства мы сильны. Родной наш дом – Новые Челны, А наш КамАЗ – гордость страны.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.