Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибки схожи: ошибками в упражнениях 61 и 62. Способы их устранения те же.






Упражнение 65. Отработка дикции в стихотворном тексте. При произношении текста зевковую форму следует применять только на ударных гласных первого и последнего слова фраэы. Они задерживаются дольше, чемне ударные. Все остальные слова и слоги произносите более легким и тихим звуком, без задержек, с активнымдвижением губ, но без растягивания их в стороны.

Вспомним стихотворение А. С. Пушкина “Зимний вечер”. Обозначим в тексте заглавными буквами ударные слоги, на которыхследует строить форму губ и зевка, задерживая внимание, и подчеркивать их звуком. Все стихотворение следует произноситьна ровном дыхании, Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка,

БУря мглою небо КРОет, ВИхри снежные круТЯ, ТО, как зверь, она заВОет, ТО заплачет, как диТЯ, ТО по кровле обветШАлой

ВДРУГ соломой зашуМИТ,

ТО, как путник запозДАлый,

К НАМ в окошко застуЧИТ.

Пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Проговаривая текст, слова надо произносить, как всегда, “таинственно”, внимательно следя за дикцией. Если гласные построены неправильно, то сразу нарушится плавность произношения, выдох будет неровным и воздуха на весь текст не хватит.

Упражнение 66.

Еще одна задача упражнения — произнести на одном выдохе возможно большее количество слов, естественно, не растрачиваяпри этом дыхания до конца.

Все знают наизусть стихотворение К. И. Чуковского “Федорино горе”. Прочтем очень четко, без остановок, в умеренном темпе, на одной интонации первые четыре строчки:

Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла.

После паузы и возврата дыхания читаем следующие строки:

Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Испугалася коза, Растопырила глаза.

И опять после паузы и возврата дыхания — последние две строчки:

“Что такое? Почему? Ничего я не пойму”.

Постепенно будем наращивать темп произношения, не теряя четкости дикции. Увеличиваем и количество строк, произнесенныхна одном дыхании. В конце первого года тренировок можно выработать способность яа одном дыхании прочесть весь текст.

Если вам удалось четко, в едином темпо-ритме, при хорошей дикции, сез усилий, легко на одном дыхании прочитать приведенные 10 строк трижды как одно стихотворение, значит вь научились владеть диафрагмой, эко номно расходовать запас воздуха, достаточно укрепили все мышцы дыхательного и звукообразующего комплекса.

Упражнение 67. Выразительное чтение в движении. Хорошо известно, что во время прыжков, бега, различных поворотов корп/са и т. д. качество речи, а тем более пения резко ухудшается: появляются одышка, придыхд ние, нарушается плавность произношения и выразительность звуков. Однако человек с развитой дыхательной мускулатурой в таких условиях может, как правило, говорить и петь достаточно долго, не сбивая дыхания.

Развитию этой способности служит предлагаемая серия усложняющихся упражнений. Для тренировки будем опять использовать стихотворение Чуковского “Скачет сито по полям” или другие подобные ему ритмичные стихи.

Приступать к выполнению упражнений следует не ранее чем через пэлгода тренировок по овладению трехфазным дыханием. Только после того, как трехфазное дыхание станет цля вас естественным, привычным, приступайтек вырази гельному чтению с движениями.

Начнем с самого лэгкого упражнения. Выберите удобный для себя медленный ритм движения и выполняйте иаги на месте.Одновременно читайте выразительно екст: “Скачет сито по полям…” Обязательно соблюдай-е трехфазность дыхания. Упражнение выполняется так:

шаг — слог, шаг — слог и т. д. В этом случае на носовой возврат дыхания и паузу остается очень мало времени. Так должно быть, иначе длинная пауза нарушит ритм и выразительность чтения.

После того как вы будете читать стихотворение выра-

зительно и ровно, дыхание не будет сбиваться, ускорьте ритм шагов. При этом соответственно ускорится и ритм произнесения текста.

Не забывайте основное правило: пффф — пауза — возврат дыхания выполняются в начале каждого упражнения и послеокончания. Этот трехфазный цикл можно повторить несколько раз для отдыха.

Овладев выразительным чтением во время ходьбы на месте, начинайте выполнять различные движения корпусом и руками.Например, так же, как это делалось в упражнении с произнесением звука “с”. Только вместо одного звука “с” надо ровнои выразительно произнести стихотворный текст. Обратите внимание, что в отличие от упражнений с шагами на месте, где ритм движения и произнесения текста совпадают, в этом упражнении ритм речи и ритм движения различны. Лучше, если ритм движений в этом случае будет медленнее, чем ритм речи.

И наконец, последнее упражнение этой серии, достаточно точно показывающее степень развития вашего дыхательного аппарата.Это прыжки на месте. Прыгать можно на одной ноге, на двух, с поворотами и т. д. Только вначале следует произносить каждое слово стихотворения в ритме прыжка: прыжок — слово, прыжок — слово и т, д. Упражнение очень трудное, так как слова как бы“вытряхиваются”, а потому не звучат ровно и выразительно, Ваша задача добиться того, чтобы каждое слово, а значит, и всестихотворение звучало ровно, с интонацией.

Не спешите произнести сразу все стихотворение. Можно ограничиться пятью, шестью строчками, постепенно доводить произнесение всего упражнения за один раз. После окончания упражнения выдохните несколько раз на “пффф”. Не забывайтесоблюдать трехфазность дыхания.

Последнее упражнение можно еще усложнить, рассо-гласовав ритм речи и движения: прыжки выполняются в своем ритме, а речь льется плавно и выразительно, так, будто читаете текст, стоя на месте.

Подчеркнем, что совмещение движения со звукообразованием заставляет напрягаться диафрагму, вниматель-

но следить за плавностью звучания, то есть выдоха, активно использовать речевой аппарат, дикционно четко произносить текст. И|-ыми словами, упражнения на выразительное чтение с движениями концентрируют в себе все требования, которые предъявляются к развитому дыхательному аппара" у в системе трехфазного дыхания,

Заключение

Вы уже прочитали книжку до конца, пока бегло для ознакомления. Может, попробовали выполнить некоторые упражнения? Трудно, сложно… Не огорчайтесь. Книжка рассчитана на достаточно продолжительный курс самостоятельных занятий. Цель ее, как вы уже знаете, выработать стереотип правильного трехфазного дыхания. Точнее, вернуть себэ навык этого естественного дыхания, которое оказалось утраченным в круговерти жизни.

Упражнения разносторонне и тщательно прорабатывают весь дыхательный аппарат. Они расположены в каждом разделе по нарастающей сложности, поэтому осваивать их надо послэдовательно, одно за другим. Подробное описание помэжет вам правильно выполнять каждое упражнение, контролировать его, исправлять возникающие ошибки.

Каков же порядок занятий по этой книге?

Самое главное — это освоение принципа трехфазного дыхания. Оно должно стать привычным, чтобы прибегать к нему во вс эх случаях, когда организм утомляется: физическая работа, бег, выступление в аудитории, участие в хоре…

Представьте, что вам пришлось добежать до отходящего автобуса и вы запыхались. Такого не случится, когда будет успешно освоен весь курс дыхательных упражнений. А пока вы заскочили в салон и не можете отдышаться… Немедленно сделайте беззвучный выдох-пффф, задержите дыхании и дождитесь возврата дыхания, так 3—4 раза, после чего самочувствие улучшится.То же самое можно проделать при нервном перенапряжении.

Ограничиваться выполнением одного только первого упражнения не следует, потому что все остальные служат для укрепления дыхательного аппарата и для выработки рефлекса правильного трехфазного дыхания.

Для каждого занятия можно выбрать по 2—3 первых упражнения из всех разделов. После того как вы стали выполнятьих правильно, без ощущения внутренних зажимов и неудобств, можно переходить к следующим упражнениям из этих жеразделов. Не обязательно осваивать одновременно все разделы, можно тренироваться в последовательности изложения материала в книге. Попробуйте разные варианты и выберите удобный для вас. Важно, чтобы занятия доставляли удовольствие, были необременительными.

В день можно выполнять по 3—4 упражнения. Больше нецелесообразно, так как потеря внимания приводит к ошибками наработке неправильного стереотипа. Всегда начинайте тренироваться с упражнения № 1: выдох-пффф, пауза, возврат дыхания. Им же завершайте занятие.

Интенсивность выполнения упражнений индивидуальна, в день 2—3 раза по 10—25 минут утром, днем, вечером. В те дни, когдапочему-либо занятие пропускаете, обязательно найдите возможность выполнить 3—4 раза в день трехфазный цикл: выдох-пффф, пауза, возврат дыхания. Во время отпуска нагрузку можно увеличить прежде всего за счет упражнений на форму зевка и опорудыхания.

Приведенные упражнения осваиваются долго. Однако уже после полугода регулярных занятий ваше дыхание заметно улучшится.Вы научитесь использовать трехфазное дыхание для снятия утомления, нервного напряжения, нормализации сердцебиенияи т. п. У вас улучшится самочувствие, красивее зазвучит голос.

Не жалейте времени на работу по самосовершенствованию. Желаем вам успехов!!!

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.