Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический контроль и экологическая экспертиза, понятие, виды.

2. Оценка воздействия на окружающую среду, принципы проведения.

3.Понятие экологического мониторинга.

 

1. Экологический контроль и экологическая экспертиза, понятие, виды.

Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том. числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Государственный контроль осуществляется Государственной службой контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР РФ.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения воздействия возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Порядок проведения экспертизы регламентируется ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г № 174.

 

Виды экологической экспертизы:

государственная экологическая экспертиза

общественная экологическая экспертиза

 

Принципы экологической экспертизы:

-презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности

-обязательности проведения государственной экологической
экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы

достоверности и полноты информации,. представляемой на
экологическую экспертизу

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы-

научной обоснованности, объективности законности заключений экологической экспертизы

гласности участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения

ответственности участников экологической экспертизы и
заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

Цель экологической экспертизы - осуществление предупредительного контроля в области охраны окружающей среды и. рационального использования природных ресурсов.

 

Оценка воздействия на окружающую среду - это процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений в области экологопользования.

 

Государственная экологическая экспертиза - это обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решений в сфере экологопользования.

 

2 Оценка воздействия на окружающую среду, принципы проведения

Оценка воздействия на окружающую природную среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно - правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. ОВОС проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации, обосновывающую хозяйственную деятельность.

Приказом Госкомэкологии России утверждено Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ, которым был утвержден перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация на строительство которых должна в обязательном порядке - содержать оценку воздействия на окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду — процедура контроля экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально - экономическом развитии страны.

ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достоверных мер по. предупреждению ' возможных

неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС проводится при подготовке и принятии решений о развитии хозяйственных и иных объектов' и видов деятельности, которые могут, оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

 

 

При проведении ОВОС необходимо руководствоваться следующими принципами:

интеграции (комплексности)

альтернативности

превентивности (предупреждения)

приоритетности

достоверности

сохранения

-совместимости

-гибкости

 

ОВОС проводится в строго установленной последовательности процедур:

выдача разрешения на экологопользование

-рассмотрение компетентными органами ОВОС, реализация, санкционирование и разрешение разногласий

 

В процессе подготовки документов имеют место следующие этапы:

предварительная оценка воздействия

детальная оценка воздействия

общественные слушания

 

 

Таким образом, государственная экологическая экспертиза есть форма контроля за соблюдением правил проведения ОВОС. Поэтому государственная экологическая экспертиза проводится после проведения ОВОС.

 

3. Понятие экологического мониторинга

Экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Цели экологического мониторинга:

- наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду

оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов

обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения (или) уменьшения неблагоприятных воздействий таких изменений

 

Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ.

 

Экологический мониторинг осуществляют:

- Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности;.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, специально уполномоченные в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов:

другие федеральные органы исполнительной власти в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга.

 

Данные экологического мониторинга предоставляются бесплатно государственным органам законодательной и исполнительной власти РФ, государственным органам субъектов РФ, органам местного самоуправления и гражданам РФ, предприятиям и организациям результаты экологического мониторинга предоставляются за плату. Порядок установления и взимания платы за эту информацию устанавливается Правительством РФ.

 

Национальный мониторинг России включает три вида мониторинга:

а) санитарно-гигиенический мониторинг представляет собой систему
наблюдений за изменениями биосферы под влиянием, антропогенных,
изменений с точки зрения неблагоприятных воздействий на здоровье
человека и условия его жизни;

б) экологический. мониторинг представляет собой систему
наблюдения за ответными реакциями биосферы вследствие ее загрязнений,
за изменениями экосистем в результате сельскохозяйственного
использования земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п.
Серьезным недостатком этого мониторинга является отсутствие в нем.
подсистемы социологических исследований, что приводит' к негативным
последствиям.

в) климатический мониторинг, охватывающий, в отличие от
экологического, климатическую систему (атмосферу, океан, поверхность
суши и другие формирующие климат элементы экосистем).

 

 


Основные функции мониторинга:

1) наблюдение — состоит в сборе информации об источниках
антропогенных воздействий, о реакции окружающей среды на действие этих
источников, о состоянии здоровья и жизнедеятельности населения;

2) оценка - предполагает выявление трех групп сведений: определение
возможного ущерба от антропогенных и естественных факторов воздействия.
на окружающую среду; определение природных резервов для использования
их в интересах человека; определение оптимальных способов человеческой
деятельности как с экологических, так и с экологических позиций;

3) прогноз - предполагает выявление оптимальных способов для принятия пресекательных (для устранения причин и условии возможных-негативных изменений в окружающей среде) мер.


Раздел 3. Ответственность за экологические правонарушения.

Тема 3.1 Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

 

Вопросы:

1.Понятие экологического правонарушения, его состав 2.Юридическая ответственность за экологические правонарушения

 

 

1. Понятие экологического правонарушения, его состав

 

Экологическое правонарушение - это общественно опасное, запрещенное законом под угрозой наказания деяние, направленное на причинение вреда отношениям в области охраны окружающей среды.

 

Способ совершения экологического правонарушения:

Загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов, порча повреждение уничтожение природных объектов, истощение природных ресурсов.

Специфика экологического правонарушения, совершенного в
области природопользования и охраны окружающей среды, позволяет
определить его как экологическое правонарушение и заключается в
следующем:

- Объект - общественные отношения по поводу обеспечения условий для оптимальной жизнедеятельности человека и общества во взаимосвязи со средой обитания, т.е. это отношения по поводу права на благоприятную, окружающую среду.

- Объективная сторона характеризуется тремя элементами:

противоправность деяния

причинение вреда или наступление угрозы его причинения

существование причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

 

Субъективная сторона выражается в наличии вины, которая существует в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (легкомыслие и небрежность).

Например, незаконная охота - прямой умысел

Загрязнение вод и воздуха - как умышленно, так и по неосторожности.

Субъект - граждане (вменяемые физические лица, ' достигшие определенного возраста) и юридические лица, а также некоммерческие, объединения.

Состав преступления формальный, т. е ответственность.наступает за сам факт совершения правонарушения независимо от наступления. общественно опасных последствий.

Например, производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов.


2. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Юридическая ответственность вообще - это специфическая обязанность претерпевания соответствующих лишений личного или материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

За экологические правонарушения законодательством РФ предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность может наступать лишь за
экологические нарушения, совершенные работником в процессе исполнения
своих трудовых обязанностей, и при условии что работник нарушил
экологические правила, исполнение которых входило в круг его трудовых
функций в силу трудового договора или временного- поручения
администрации. К виновным лицам могут быть применены следующие виды
дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Материальная ответственность.

Эффективным правообеспечительным механизмом охраны природных объектов является материальная ответственность. Материальная ответственность ограничивается определенной частью заработка, необходимо наличие вины, учитывается только прямой ущерб причиненный работником, работники причинившие ущерб при нормальном производственно - хозяйственном риске, освобождаются от ответственности, взыскание производится администрацией при согласии виновного лица (иначе судебный порядок) ущерб возмещается независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

 

Материальная ответственность наступает:

при противоправности поведения- нарушителя, например непринятие обязательных природоохранных мер

ущерба окружающей природной среде, например повреждение природного объекта (почвенного плодородного слоя, деревьев в лесу, гибель дикой фауны).

при наличии причинной связи между наступившим вредом и. противоправным поведением

при наличии виновности нарушителей, если ущерб причинен, по небрежности то применяется ограниченная мат. Ответственность, если умышленно, то наступает полная мат. ответственность.

 

Административная ответственность применяется судами, органами, должностными лицами, комиссиями и т.д.

Административная ответственность имеет ряд особенностей:


- только за конкретные правонарушения указанные в законе как административные

субъектами ответственности могут быть как юридические, так и
физические лица

ответственность применяется в соответствии с компетенцией органа

- применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дела и т.д.)

применяются только предусмотренные законом взыскания

возможно освобождение от них при малозначительности проступка предусматривается дифференциация ответственности для
должностных лиц.

 

Уголовная ответственность наступает:

- за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую общественную опасность

- применяется только судом после обязательной уголовно-процессуальной процедуры, и единственным основанием назначения, уголовного наказания является приговор суда

- имеет более суровые виды наказания, чем в других отраслях субъектами здесь могут быть только физические лица, достигшие

определенного возраста и вменяемые.

Таким образом, уголовная ответственность наступает за
совершение экологических преступлений, обладающих Наивысшей
общественной опасностью, предусмотренных уголовным

законодательством, в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговорам суда.


Тема 3.2 Возмещение вреда природной среде и здоровью человека

 

Вопросы:

Виды экологического вреда

Способы устранения вреда

Формы возмещения вреда

 

1. Виды экологического вреда.

 

Экологическому вреду характерны две группы признаков - общие и специальные.

Общие признаки вреда сформулированы в ст. 1064 ТК РФ и указывают на две его стороны - причинение вреда личности и причинение вреда имуществу. Эти признаки присущи и экологическому вреду, поскольку в ст. 79 ФЗ «Об охране окружающей среды» упоминает эти два объекта -личный и имущественный в составе экологического вреда. Соответственно и компенсация вреда, нанесенного этим объектам экологическим правонарушителем, осуществляется по нормам гражданского законодательства, т.е. в полном объеме лицом причинившим этот вред. Моральный и материальный вред определяется согласно ГК РФ.

Несмотря на бесконечность, видов и разновидностей проявления экологического вреда, их можно классифицировать по определенным и объединенным элементам сходства и разновидностям.

Природоресурсовый экологический вред - ущерб наносится природным объектам, и в первую очередь экономически значимой их части.

Гуманитарный экологический вред - разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды, поскольку именно для него и осуществляется вся природоохранная деятельность, (порядок определения и возмещения такого вреда регулируется специальным санитарно - эпидемиологическим законодательством).

Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на
здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий
(морального вреда), в ущемлении экологических прав и свобод человека и гражданина.

Гуманитарный вред регулируется специальным санитарно-эпидемиологическим законом.

Имущественный экологический вред — пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер.

Например, гидротехнические сооружения пострадавшие от паводка; горное, оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах; задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями.

Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера, например вытаптывание и поедание урожая с/х культур данной фауной; задирание коров и другого, домашнего скота волками и медведями.

На практике все эти три вида экологического вреда очень тесно переплетены.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что экологический вред выражается, как правило, в трех формах; природоресурсовом,

гуманитарном и имущественном. Этот вред возмещается по правилам, регулируемом природоресурсовым санитарным и общегражданским законодательством.

 

2 Способы устранения вреда

Существуют три способа устранения экологического вреда:

1. Профилактика экологического вреда, т.е. принятие мер,
упреждающих его возникновение, главной задачей государственных органов,
осуществляющих экологическую- функцию, является проведение,
профилактических мероприятий.

 

2. Пресечение нанесения экологического вреда. В частности, органы
экологического контроля вправе совершать 3 группы действий:

а) ограничивать экологически опасную деятельность тех или иных
предприятий;

б) приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов, если это
необходимо для обеспечения экологического благополучия в данной
местности. Например, если загазованности на улицах населенного пункта
становится опасной для проживающих на них лиц, то экологические службы
и ГИБДД вправе закрепить движение транспорта по некоторым улицам
поселений;

в) прекращать виды деятельности опасные для окружающей среды и
населения.

 

3. Восстановление нарушенных природных и иных объектов, которым причинили экологический вред. Например, восстановление природных объектов осуществляется через взыскание стоимости причиненного эковреда с виновных в этом лиц.

Таким образом, несмотря на многочисленность видов и разновидностей экологического вреда, устранение его сводится к трем основным способам: к его профилактике (предотвращению), к его пресечению и к восстановлению последствий, нанесенных экологическим правонарушением.

 

Неблагоприятные воздействия окружающей природной среды, служащие причиной возникновения, вреда человеку, подразделяются на два. вида: стихийные явления и антропогенные действия.

Стихийное явление - это деятельность, не подвластная человеку.

Антропогенные воздействия - основная причина вреда здоровью. Они выражаются в производственной, хозяйственной, рекреационной и иной деятельности человека, вредно влияющей на окружающую среду.

 

Принцип полного возмещения вреда закрепленного в гражданском • законодательстве трактуется исходя из его денежной оценки.

 

Возмещению подлежат следующие расходы:

затраты на лечение и восстановление здоровья;

расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой трудоспособности;

иные убытки (например, вынужденный переезд, преждевременный уход на пенсию, моральный вред).

Факт причинения вреда либо реальная угроза его наступления служит основанием возникновения обязанности возмещения вреда.

Наличие причинной связи между вредом здоровью и источником его причинения доказывается результатами медико-социальной экспертизы.

 

3.Формы возмещения вреда

Предусмотрено три формы возмещения вреда здоровью гражданам; исковая - ГК РФ, страховая.

Исковая - путем предъявления иска, освобождается от госпошлины при отсутствии сведений об источнике приглашения вреда здоровью иск предъявляется государству в целом в лице его специально уполномоченных органов.

 

Основанием для вынесения судом решения о полном или частичном возмещении вреда служит юридический факт причинения вреда гражданину следующими документами:

акт о факте загрязнения окружающей среды;

акт медицинского освидетельствования, подтверждающий, что расстройство здоровья было следствием экологических вредных воздействий;

заключение медико-социологической экспертизы о наличии- либо отсутствии причинной связи.

Страхователи - организации, учреждения.

Страховое возмещение включает - в себя компенсацию вреда,
причиненного в том числе и здоровью. Размер возмещения определяется договором.

 

Раздел 4. Правовое регулирование охраны отдельных видов природных объектов.

 

Вопросы:

Земля - природный объект.

Охрана земель.

Недра как объект охраны.

Воды как объект охраны

 

1. Земля - природный объект

В качестве объекта правового регулирования экологического права земля рассматривается как среда обитания человека, включающая земную и воздушную оболочку Земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный, и растительный мир.

Земля занимает ключевое место среди всех других объектов природы и характеризуется присущими только ей уникальными свойствами:

она основа жизни человека, важнейшее условие существования и воспроизводства постоянно сменяющих друг друга человеческих поколений;

в экологическом аспекте она является главным звеном всех земных процессов и биосферы планеты в целом. Важнейшее ее свойство плодородие;

экономическую функцию земля выполняет как средство производства (в лесном и сельском хозяйстве) и как пространственный

операционный базис (для всех видов транспорта, строительной, индустрии). Как средство производства земля не может быть заменена другим;

в соответствии с целевым назначением все земли в государстве (образующие государственный земельный фонд) подразделяются на семь категорий:

 

сельскохозяйственного назначения;

населенных пунктов (городов, поселков и сельских поселений);

промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения (к ним относятся также земли радиовещания, телевидения, энергетики;

особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения);

лесного фонда;

водного фонда;

запаса.

 

Правовой основой земельного законодательства является ГК РФ, ЗК, РФ.

2. Охрана земель

Ст.6 ЗК РФ признает земли «природным объектом и природным ресурсом». •

Земля и верхний слой почвы, являясь неотъемлемой составной частью всей экологической системы, неразрывно связаны с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли и почвы практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред всей окружающей среде, приводить только к разрушению поверхностного слоя земли - почвы, их эрозии, засолении, заболачивании, но и сопровождаться ухудшениями всего- природного комплекса. Именно поэтому, в частности, охрана земель рассматривается как обеспечение основы жизни и деятельности населения и создания условий для устойчивого развития общества (ст. 9, 123 Конституции РФ).

Следовательно, охране подлежат все категории земель, как сельскохозяйственного, так и не сельскохозяйственного назначения. Приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий.

Как указано в ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственный угодья - пашни, сенокосы в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и.подлежат особой охране.

Изъятие в том числе путем выкупа, в целях предоставления, для не сельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных объектов- РФ, обеспечением обороны и безопасности страны, строительства трубопроводов, линий электропередач и т.д.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень могут быть в соответствии с законом субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Статья 56 ЗК устанавливает специальные ограничения прав на землю в целях обеспечения рационального использования и охраны.

3. Недра как объект охраны

Недра находятся в ведении органов местного самоуправления. Основным требованием, предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических и экологических аспектов, а придание этим взаимоотношениям качественно нового содержания. Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным элементам.

В соответствии со ст. 9 Закона «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательством РФ и ее субъектов.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О недрах» недра предоставляются:

- для регионального геологического изучения;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- строительства и эксплуатации, подземных сооружений;

образование особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное значение и т.д. (геологические заповедники, заказники, памятники природы и т.д.).

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения' срока. На определенный срок недра предоставляются в пользование для геологического изучения на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей - на срок до 20 лет.

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее. владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течении установленного срока при соблюдении им заранее- оговоренных требований и условий. Лицензия удостоверяет право на проведение работ, указанных в ст. 6 Закона.

Допускаются выдачи лицензий на несколько видов, пользования недрами. Лицензия предоставляется одновременно с предоставлением земельного участка.

Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Суть горного отвода-индивидуализации и определение конкретных границ участка недр. Горный отвод предоставляется при выдаче лицензий.

Предоставление лицензий на. право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.

При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения.

При аукционной системе победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.

Затем МПР (или. его органы на местах) и соответствующий представительный орган власти на основании совместного решения выдают победителю лицензию, она направляется на регистрацию в федеральный или территориальный экологический фонд и вступает в силу после ее регистрации.

За нарушение законодательства о недрах может наступить уголовная, административная, материальная ответственность.

Материальная ответственность заключается в том, что предприятия организации и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением законодательства субъектов Федерации.

 

4. Воды как объект охраны

Вода незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию. Она относится к природному ресурсу, обеспечивающему жизнедеятельность человека, существование и развитие природы.

Водным кодексом от 18.10.95 г. установлено, что совокупность всех водных объектов, находится в пределах территории РФ, образует водный фонд РФ.

К водным объектам относятся:

реки, озера, болота и т.д.;

ледники и снежники;

гидрологические бассейны;

внутренние морские воды.

Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ.

Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под защитой и охраной государства.,

Согласно ст. ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.

Раздел 5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий Вопросы:

Понятие особо охраняемых природных территорий.

Классификация особо охраняемых природных территорий.

 

Понятие особо охраняемых природных территорий.

Для сохранения отдельных участков природы в их первозданном виде создаются особо охраняемые природные территории, которые выполняют экологические, генетические, защитные, санитарно - гигиенические, оздоровительные, культурно - просветительские функции и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.11.95 г сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

 

Особо Охраняемые природные территории;

- государственные природные.заповедники, в том числе биосферные-(федерального значения)

национальные парки (федерального значения)

природные парки (субъектов РФ)

государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ)

памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ)

памятники природы (федерального w регионального значения, субъектов РФ)

- дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения),

лечебно — оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения)

Классификация особо охраняемых природных территорий

Положение о конкретном государственном природном заповеднике,
утверждается органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

 

Государственными природными заповедниками являются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного, мира.

 

 


Правовой режим государственных природных заповедников регламентируется Положением о государственных природных заповедниках утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.12.91 г.

 

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства при согласии субъектов РФ на передачу соответствующих земель субъектов РФ в федеральную собственность, и регламентируются Положением о национальных природных парках, утвержденных Постановлением Правительства от 10.08.93 г.

 

Национальные природные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, предназначенные для использования. в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

 

Все природные объекты, находящиеся на территории национальных парков, и все объекты недвижимости безвозмездно предоставляются им в бессрочное (постоянное пользование, вокруг национального парка создаются охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования).

Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником' допускается как с изъятием у пользователей земли, так и без него.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.


Раздел 6. Международно-Правовая охрана окружающей среды.

Вопросы:

Понятие и принципы международного экологического права.

Источники международного экологического нрава.

Международные экологические организации.

 

1. Понятие и принципы международного экологического права

 

Международное экологическое право - совокупность международных норм права, регулирующих на основе общепризнанных принципов межгосударственные отношения по сохранению, рациональному. использованию международных природных ресурсов и по защите, прав человека на благоприятную окружающую среду.

 

Основные принципы МЭП были сформулированы в Стокгольмской декларации 1972г:

государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии с национальной политикой в подходе к проблеме охраны окружающей среды. Каждое государство несет ответственность за то, чтобы деятельность в пределах его юрисдикции не причиняла вред окружающей среде

природные ресурсы земли (воздух, вода, флора, фауна, ледники) должны быть сохранены на благо настоящего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человечества

невозобновимые ресурсы Земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от преждевременного истощения.

 

 

2 Источники международного экологического права.

 

К источникам МЭП относятся;

Резолюции международных организаций по вопросам охраны окружающей среды (имеющие рекомендательный характер Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 37\7 от 29 октября 1982 г «Всемирная хартия охраны природы», Стокгольмская Декларация ООН от 16.06.72 г, Декларация по окружающей среде и развитию - Рио-де-Жанейро 14.06.92г.)

международные договоры, соглашения, конвенции, обязательные для исполнения государствами участниками; - двусторонние, например, Договор о дружбе сотрудничестве и взаимной безопасности между РФ и Азербайджанской республикой - Москва 03.07.97г.

- многосторонние, например Соглашение о сотрудничестве в области, экологического мониторинга Саратов 13.01.99 г.

политические Договор о запрещении испытаний ядерного оружии в атмосфере, в космическом пространстве и под водой Москва 1963 г.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры тестовых заданий | Психологія огляду місця події




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.