Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утомление школьников, причины утомления. Переутомление. Преодоление утомления.






Утомление – это временная потеря работоспособности, вызванное напряжённой и сложной умственной работой. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей.

При длительной, интенсивной работе в коре больших полушарий нарушается баланс между процессами возбуждения и торможения. Ослабевает внутреннее торможение.

Первая фаза проявляется охранительным возбуждением, “растормаживанием тормозов” (по И.П. Павлову).

Вторая фаза утомления, называемая охранительным торможением. При этом резко ослабевает процесс возбуждения в коре больших полушарий. Дети становятся равнодушными, не реагируют на повышенную интонацию и замечания учителя. Отмечается ухудшение слухового и зрительного восприятия.

Главными причинами, вызывающими утомление учащихся, можно назвать следующие:

· профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;

· негативные особенности традиционной системы школьного обучения;

· перегруженность школьных учебных программ;

· переполненность классов учащимися (более двадцати человек);

· несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах;

· нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

Для предупреждения утомления у учащихся необходимо проведение следующих мероприятий:

· контроль расписания;

· контроль трудности урока в соответствии со средними учебными возможностями учащихся класса;

· разнообразие видов деятельности на уроке (снятие монотонности);

· профилактика утомления через введение в урок физкультминуток, физкультпауз для снятия утомления и повышения умственной работоспособности;

· профилактика нервно-психического напряжения через введение психотерапевтических приемов, через задачи-шутки, через юмор и т.д.;

· создание положительной психоэмоциональной обстановки в классе;

· дифференциацию трудности задания в зависимости от учебных возможностей учеников;

· индивидуализацию домашнего задания;

· выработку индивидуальной стратегии учебного поведения.

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное, физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаментозная терапия.

Признаки переутомления:

— резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;

— расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);

— стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);

— снижение иммунитета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.