Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логопедическое сопровождение






Одно из основных мест в системе коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) занимает логопедическая работа. Это обусловлено тем, что нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

У большинства детей с ЗПР в начальных классах часто выявляются отклонения в звуковой стороне речи. Они представлены межзубным произношением свистящих, велярным и увелярным произношением звука [р]. Замене чаще всего подвергаются сонорные ([р] на [л], [л] на [л] мягкий, [л] на [в]), шипящие ([ш] на [с], [ж] на [з]), может встречаться и отсутствие звуков, например [р] (С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер, Ю. А. Костенкова).

При логопедическом обследовании у школьников с ЗПР отмечаются также нарушения подвижности речевой моторики, такие как неточность, недостаточный объем мышц языка, трудности удержания определенной позы, переключения органов артикуляции с одного положения на другое.

Большинство учащихся с ЗПР в первом классе не могут выделить гласные звуки из начала слова, не могут придумать слова на заданный звук, с ними необходима работа по дифференциации гласных звуков и артикуляторно-сходных фонем (П. Д. Лебедева).

Особенности речи детей с ЗПР проявляются также в недостаточном развитии лексико-грамматического строя речи. Недоразвитие словарного запаса связано с ограниченностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире. В речи школьников редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов, затруднено словообразование.

Нарушения грамматического строя речи выражаются в неумении правильно изменять слова, строить предложения, в трудностях понимания сложных логико-грамматических конструкций (например, «Оля старше Маши. Кто из девочек младше?»).

Исследования детей с ЗПР подчеркивают, что основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказзть небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, рассказов, сказок, текстов для пересказа (Н. Ю. Борякова).

Недостатки устной речи проявляются у детей с ЗПР в дальнейшем, при обучении чтению и письму.

На письме у учащихся коррекционных классов наиболее часто встречаются следующие ошибки:

- пропуски гласных букв в слове (упала - упла),

- пропуски согласных букв, чаще при стечении (угля - уля), -

- перестановки букв в слове (клюква - клювка):

- неумение обозначить мягкость согласного на письме (мяч - мач);

- замены букв по графическому сходству, зеркальное написание, смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных;

- неумение обозначать границы предложения;

- неумение выделять слова из предложения.

Также большие трудности вызывает у учащихся с ЗПР применение орфографических правил.

Наибольшие же затруднения испытывают школьники с ЗПР при формировании навыка чтения (Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, Р. Д. Триггер и др.). Множественные ошибки, слабая техника в сочетании со сниженным запасом представлений об окружающем мире и бедным словарем, трудности с пониманием содержания прочитанного - все это оказывает негативное влияние на весь процесс обучения чтению.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении у детей с ЗПР:

- про пуски букв, слогов и предлогов;

- замены букв;

- чтение по догадке;

- побуквенное чтение.

Таким образом, целью работы учителя-логопеда является своевременное предупреждение и преодоление трудностей, которые возникают у детей с ЗПР в процессе освоения ими общеобразовательных программ (Инструктивное письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», Москва, 1996, составитель А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова).

Основное содержание работы учителя-логопеда следует сформулировать следующим образом:

1) Диагностирует учащихся 1-4 классов КРО и выявляет детей, нуждающихся в логопедических занятиях.

2) Разрабатывает программы логопедической коррекции.

3) Участвует в совещаниях школьного консилиума, где по результатам обсуждения совместно с психологом, дефектологом и учителем разрабатывает комплексные про граммы коррекционной работы.

4) Осуществляет работу с документацией (см. Приложение логопеда).

5) Про водит индивидуальные и групповые занятия по исправлению различных нарушений устной и письменной речи.

6) Осуществляет взаимодействие по ознакомлению учителей с программой логопедической коррекции и рекомендуемым приемам работы.

7) Проводит консультации родителей и педагогов, а также выступления на собраниях, лекториях и методических объединениях.

Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе обследования устной и письменной речи обучающихся классов КРО, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия.

В группы набираются дети по ведущему нарушению, наполняемость устанавливается в зависимости от характера нарушений в развитии устной и письменной речи (Приложение 3 к письму Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 «Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи»).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Они проводятся:

- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи (не менее трех раз в неделю);

- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи (не менее двух-трех раз в неделю);

- с обучающимися, имеющими фонетический дефект (не менее одного-двух раз в неделю);

- с заикающимися (не менее трех раз в неделю).

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и испытывающими наибольшие затруднения в усвоении общеобразовательной программы (см. план коррекционно-развивающей работы логопеда с Сергеем Ч., глава 5 «Взаимодействие специалистов», с.59).

Продолжительность группового занятия - 40 минут, индивидуального - 20 минут.

Одновременно на логопедические занятия зачисляются 20-25 человек из классов КРО.

Занятия проводятся, как правило, во внеурочное время с учетом режима работы школы. У первоклассников, имеющих фонетические дефекты, не влияющие на успеваемость, занятия могут проводиться в виде исключения во время уроков.

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них нарушений устной и письменной речи.

Таким образом, работа учителя-логопеда в системе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом особенностей речи детей с ЗПР, так как своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.