Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальное коррекционно-педагогическое сопровождение






В практике общеобразовательной школы такой специалист, как учитель-дефектолог (специальный педагог), появился относительно недавно. С внедрением в школы системы коррекционно-развивающего обучения, предполагающей обязательную комплексную помощь и сопровождение специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом) учебного процесса детей с трудностями в обучении, в штатном расписании образовательных учреждений стала предусматриваться ставка учителя-дефектолога (специального педагога). Вместе с тем, сведений об организации и структурировании работы дефектолога, ее формах, приемах и методах, функциональных обязанностях специалиста в литературных источниках недостаточно. Этим объясняется большой интерес к содержанию работы специального педагога как со стороны администраций школ, так и со стороны самих практикующих дефектологов.

Основная деятельность дефектолога в школе направлена на детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в условиях обучения в коррекционных классах. Как правило, это дети с ЗПР церебрально-органического генеза (по классификации К. С. Лебединской), которая обусловлена перенесенным органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, что негативно влияет на общее развитие ребенка, его интеллектуальную деятельность и характеризуется ограниченными возможностями компенсации нарушения (В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, В. В. Ковалев, И. Ф. Марковская и др.).

По данным электрофизиологических исследований функциональной организации мозга у детей с ЗПР церебрально-органического генеза наряду с замедленным созреванием коры головного мозга выявляются признаки локального поражения структур преимущественно левого полушария, полученного в пре- или в постнатальный период (М. Н. Фишман). В патогенезе нарушений при этом варианте задержки психического развития определенная роль отводится наличию у детей ряда энцефалопатических расстройств: церебральной астении, неврозоподобным явлениям, аффективным нарушениям, апатико-адинамическим расстройствам (К С. Лебединская; М. С. Певзнер, Н. Н. Зисилина, М. Г. Рейдибойм, М. Н. Фишман и др.).

Психолого-педагогические исследования констатируют у них неустойчивость внимания, недостаточность развития зрительного и тактильного восприятия, фонематического слуха, оптико-пространственного анализа и синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, мыслительной деятельности, ограниченность знаний и недостаточную дифференцированность представлений об окружающем мире, нарушение организации деятельности, трудности формирования учебных навыков (В. И. Лубовский, Т. В. Егорова, Н. А. Цыпина, Г. и. Жаренкова, П. Б. Шашин, Л. И. Переслени, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.). При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций.

В структуре нарушения у детей рассматриваемого клинического типа ЗПР сочетаются черты эмоционально-волевой незрелости и различной степени поврежденности ряда высших психических функций (ВПФ). В зависимости от соотношения этих факторов выделяют две категории детей с ЗПР церебрально-органического генеза (Н. Ф. Марковская).

Первая категория характеризуется преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы (по типу органического инфантилизма), негрубой энцефалопатической симптоматикой. Нарушения высших корковых функций обусловлены их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью и носят динамический характер. Регуляторные функции недостаточны в звене контроля.

У детей второй категории доминируют симптомы поврежденности нервной системы, выражены дефицитарность высших корковых функций и их парциальные нарушения, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения. Задержка психического развития церебрально-органического генеза, характеризующаяся преобладанием в нарушении познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет собой наиболее выраженную форму ЗПР. Данная категория детей в первую очередь нуждается в специализированной помощи учителя-дефектолога, комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

Целью работы учителя-дефектолога является обеспечение своевременной специализированной помощи детям с ЗПР церебрально-органического генеза в освоении ими программного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В связи с этим немало важным организационным аспектом при ее построении является дифференцированный подход к категории детей с ЗПР, определение индивидуально-ориентированных методов работы с учащимися.

Вместе с тем коррекционное воздействие существенно эффективнее, если основывается на комплексном подходе. Поэтому комплексный подход должен осуществляться к содержанию коррекционно-педагогической работы, что предполагает:

1) соблюдение условия взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу развития ребенка, т. е. учитель-дефектолог обеспечивает посредством рекомендаций и консультаций включение в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, по необходимости администрацию. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

2) Должен реализовываться комплекс мер, обеспечивающих проведение индивидуальных и групповых занятий. Т. е. учитель-дефектолог не только про водит коррекционные занятия, но и обеспечивает специальное психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания каждого нуждающегося в этом школьника.

Следует отметить, что не все учащиеся нуждаются в систематических занятиях дефектолога, но в то же время им необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением им знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Таким образом, исходными положениями организации коррекционно-педагогической работы специалиста являются:

1) комплексность и единство диагностики и коррекции;

2) построение коррекционно-педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития»;

3) осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений;

4) моделирование вариантов взаимодействия специалистов в соответствии со структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия;

5) осуществление коррелятивного анализа состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка.

Содержание деятельности специального педагога направлено на решение следующих задач:

- своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;

- выделение детей с ЗПР церебрально-органического генеза, нуждающихся в коррекционном воздействии специалистов, а также детей, подлежащих выводу в специальные (коррекционные) учреждения I-VIII вида;

- динамическое изучение уровня психического развития ребенка и результатов коррекционного воздействия;

- определение «обходных путей» обучения ребенка с ЗПР;

- отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материла;

- формирование полноценной учебной деятельности - ведущей деятельности младшего школьного возраста;

- составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

- осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка;

- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (по выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка).

В соответствии с целями и задачами, стоящими перед специальным педагогом в общеобразовательной школе, следует выделить следующие основные направления работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.